You are here:     Главная arrow Этнос и демография arrow Этнический состав
Этнический состав
Таиланд – одна из наиболее однородных в расовом плане стран в Юго-Восточной Азии. 80% его населения, общей численностью 60 млн. человек, составляют представители тайской этнической группы. Довольно многочисленна группа этнических китайцев и небольшая доля малайцев. Национальные меньшинства Таиланда образуют камбоджийские, бирманские и вьетнамские эмигранты, а на севере обитают племена горных народностей.
Представители этнической группы таи (тхай) говорят на четырех различных диалектах, соответствующих четырем географическим регионам страны: Центральному, Северо-Восточному, Северному и Южному.
Примерно 36% от общей численности таи составляют тайцы Центрального региона, населяющие бассейн реки Тяупхраи. Они являются основной политической и социальной опорой. Кроме того, диалект этой группы признан официальным языком.
Наименее влиятельная в политическом и социальном плане группа населения – тайцы северо-востока (32% от общей численности таи), населяющие регион Исаии. Их диалект представляет собой красочную смесь тайского и лаосского языков.
Тайцы-северяне составляют всего 8% от этнической группы таи, а представители группы тхай пак тай из Южного Таиланда, населяющие районы, лежащие к югу от Бангкока до границы с Малайзией, считают себя отдельной народностью. Их культуру отличают характерные самобытные формы, а их речи свойственна чеканность и беглость. Процентная доля этой группы в составе таи также равна примерно 8%. Помимо четырех основных диалектов существует еще около десяти региональных диалектов.
Вторую по размерам этническую группу образуют китайцы. Их предки прибыли в страну в 1880-1930. Хотя в 1930-1940-х годах еще происходили конфликты на этнической почве, они не приобрели характер устойчивого противостояния, и к настоящему времени различия между китайцами и сиамцами в значительной мере сгладились.
Первыми, в конце XVIII в. переселились китайцы из провинции Фуцзянь. За ними последовали представители других южнокитайских провинций. Бедствующие и бесправные у себя на родине, они быстро нашли применение своим предпринимательским способностям в Бангкоке и довольно скоро разбогатели. Северный Таиланд стал в конце XIX в. центром миграции большого числа хуэй – китайских мусульман, бежавших от религиозных преследований во времена правления династии Цин.
Сегодня китайцы, составляющие около 11% от общей численности населения Таиланда, занимают ведущие позиции во многих секторах экономики и торговли, Успехи китайцев на коммерческом поприще вызывают у тайцев чувство стойкой обиды, но это никогда не выливалось в серьезный конфликт, и в Таиланде никогда не вводилось никаких юридических ограничений с целью воспрепятствовать успеху этнических китайцев.
Быструю адаптацию китайцев в равной степени обусловили как стремление самих китайцев ассимилироваться в тайской среде, так и традиционная толерантность тайцев. Браки между тайцами и китайцами стали привычными уже со времен просвещенного правления короля Монгкута (1851-1868). Богатые китайские купцы добивались расположения тайской монархии, предлагая своих дочерей в супруги членам королевской семьи. Китайская кровь течет и в жилах современного монарха.
В горах Северного Таиланда проживают десятки тысяч горных племен, которые составляют 2% от общего населения страны. Места обитания горцев стали предметом паломничества тысяч иностранцев. Они ежегодно совершают путешествия в племенные деревни горцев, потомков народов, мигрировавших в Таиланд из Мьянмы, Бирмы, Лаоса и Китая в прошлом веке. Теснимые презиравшими их тайцами, эти ведущие кочевой образ жизни народы оказались в горах севера. До недавнего времени дополнительным способом добывания средств к существованию им служило культивирование опиумного мака. Сейчас большинство населения занимается сельским хозяйством.
Признаки цивилизации, доступные среднему тайцу, – мощеные дороги, водопровод, электричество, канализационная система, медицинские и образовательные учреждения – отличают редкие поселения горцев. Большинство тайцев видит в горцах иноплеменников, вторгшихся на их территорию, а потому выказывают им мало уважения. Для тайцев горные жители – это периферийные народы, достойные занимать лишь самые низшие ступени социальной и экономической лестниц.
Горные народы представляют собой целый ряд разрозненных культурных сообществ, отличающихся языками, религиозными верованиями, одеждой, историческими традициями и даже стилями архитектуры. Данные об их общей численности не однозначны – цифры варьируются от 500 000 до 800 000 человек. Официально государство признает только шесть основных групп горных народностей (акха, хмонг, карен, лаху, лису и мьен), а Институт исследования горных народов в Чиенгмае выделяет десять крупных народностей и еще примерно столько же более мелких.
Каждое племя имеет свои обычаи, свои костюмы, по-своему относится к духам, браку, болезням и богатству Эти люди обрабатывают почву, выращивают опиумный мак, маис и картофель. Когда почва истощается, они переходят на новое место. Аля племен не существует границ, они свободно мигрируют из страны в страну.
Со временем жизнь племен постепенно изменяется. Некоторые превращаются в оседлых фермеров, спускаются с гор на равнины. Другие меняют национальные костюмы на футболки и джинсы и перебираются в города.
Но даже сегодня большинство племен продолжают сохранять народные традиции. Их существование со стороны может показаться настоящей идиллией, но в действительности возделывать почву и поклоняться духам очень нелегко.
Карен – народность, насчитывающая около 265 000 человек, одна из крупнейших групп этнического меньшинства. И если большинство горцев проживают в северных провинциях - Чиенгмай, Чиенграй и Мэхонгсон, то карены просочились на юг – до провинций Кантянабури. Внутри каждой группы прослеживается клановое деление: путешественники обратят внимание на различия в цветовой гамме их одежды – белые карены, черные карены. красные карены. Женщины выделяются искусно вытканными одеяниями, мужчины – татуировками.
Второй по величине народ – хмонг (называемый танцами «мяо»). Хмонги пришли в Таиланд из Лаоса в 1950- 1960-е годы и насчитывают около 80 000 человек. Многие хмонги в Лаосе выступали союзниками американцев во время Вьетнамской войны. Проживают хмонги преимущественно в провинциях Чиенгмай и Так. Женщины носят громоздкие прически, увеличенные накладными волосами. Хмонги разделяют себя на два клана – белые и синие, названия которых отражают основные цвета их традиционных костюмов.
Древняя группа населения акха насчитывает 34 000 человек. Деревни акха часто посещают туристы, которых привлекает колорит местных жительниц с их яркими прическами и украшениями из тщательно подобранных старинных монет, бисера и перьев. Акха выделяются своими великолепными костюмами. Темный жакет с длинными рукавами, рубашка и облегающие штаны украшаются блестящей стежкой и бисером. Пояс отделывается серебряными монетами, а головной убор – серебряными бляшками, разноцветной тесьмой и помпонами. Акха – анимисты, верящие в духов и силы природы, с развитым культом умерших предков. Поэтому их ритуальная практика включает жертвоприношения животных. Акха – самый бедный и притесняемый народ.
Большинство лаху (народность, насчитывающая примерно 60 000 человек) исповедуют, как и карены, христианство. Эта этническая группа успешнее прочих сумела адаптироваться на тайской почве. Лаху (около 25 000 человек) освоили торговлю и снискали у тайцев репутацию энергичных предпринимателей. Большинство лаху – как анимистов, так и христиан – принадлежит к языковым группам черные лаху и красные лаху. Некоторые меньшинства говорят на диалектах желтых лаху. Традиционные костюмы лаху – черные, украшенные великолепной вышивкой.
Выходцев из китайской провинции Юньнань называют мьен или яо. Они носят характерные черные тюрбаны и красные украшения из перьев. Некоторые из них продолжают соблюдать китайские обычаи. Они продолжают пользоваться китайской письменностью, остаются приверженцами даосизма и создают отмеченные китайским влиянием свитки, играющие роль переносных икон (наподобие тибетских танка).
Своей деловой предприимчивостью и сообразительностью известны лису. Их относительно безбедный уровень отражается и в красивой и стильной одежде. Синие рубашки, красные блузы и экстравагантные тюрбаны, украшенные длинными нитями из бусин и разноцветной тесьмой, образуют яркий и характерный наряд. У женщин этот наряд дополняется обильными серебряными украшениями.
Жизнь племени подчинена древним обрядам. Например, когда закладывают новую деревню в приглянувшемся месте, на землю в виде креста укладывают рис. Затем ждут неделю. Если зернышки не сдвинутся с места, значит, духи одобрили выбор, и начинается строительство. Хижины сооружают так, чтобы вход в одну ни в коем случае не располагался напротив входа в другую, – между строениями должно оставаться достаточно пространства, чтобы добрые духи могли беспрепятственно ходить от дома к дому, а также, для того, чтобы не беспокоить соседей дымом от очага.
Природа в этом районе щедра, и не требуется большого труда, чтобы получать обильные урожаи. Это, конечно же, сказалось на характере лису, уверенных в себе и доброжелательных. Единственное условие ведения хозяйства – это ежедневный полив полей, которые орошаются при помощи бамбуковых акведуков и вручную. Как и большинство племен этого региона, лису занимаются подсечно-огневым земледелием, а также разводят птицу, свиней и буйволов.
У лису нет единого полновластного вождя. Это связано с особой клановой структурой. Шесть кланов существуют уже несколько веков. В переводе с языка лису называются они так: дерево, рыба, медведь, зерно, тростник и – самый многочисленный – мед. Старейшина каждого клана волен принимать решения в пределах своей небольшой общины: назначать день свадьбы, праздники в честь рождения ребенка. Существует и вождь–посредник между кланами. Функции его состоят в том, чтобы устранять и поддерживать мир среди лису. Но он не имеет, говоря нашим языком, законодательной власти. Все наиболее важные вопросы решает совет старейшин.
Высокий ранг занимает и колдун. Он «связывается» с потусторонним миром. Колдуна совет племени выбирает еще в совсем юном возрасте. Для этого надо, чтобы ребенка «отметили духи». Например, он должен проявлять склонность к игре с огнем, предпочитать открытым местам замкнутое пространство, не любить яркого света и вообще отличаться от других обычных детей. Нетрудно догадаться, что такой ребенок обладает повышенной чувствительностью и раздражительностью. С детских лет за развитием этих его качеств строго следит совет общины. Основная задача колдуна – изгнание злых духов из больных людей и заклинание жилищ. С этим он справляется.
В каждом поселке лису есть дом духа-покровителя деревни, в который разрешено входить только мужчинам. Хранитель, обычно один из самых старых и мудрых мужчин племени, поддерживает порядок в святилище, следит за точным соблюдением обряда жертвоприношений. Одновременно он является и астрологом, наблюдая за положением светил, дает советы старейшинам.
Единственное, что п не удается колдунам лису, а может, они не очень к этому и стремятся, так это прогнать истинных виновников их несчастий и конфликтов с властями – торговцев наркотиками, которые все чаще наведываются сюда. Суля хорошее вознаграждение, они стимулируют рост посевных площадей под опиумным маком.
Горные народы, наряду с вьетнамскими иммигрантами, формируют основную часть христианской общины в Таиланде, составляющую около 0,5% от общего населения страны.
Еще одну крупную этническую общину составляют малайцы. Религиозная обособленность (многие малайцы – мусульмане по вероисповеданию), территориальная близость Малайзии и исторические споры, связанные с проведением границы между Британской Малайей и тогдашним Сиамом, все еще порождают сепаратистские выступления малайцев, живущих на юге, причем иногда дело доходит до кровопролитных столкновений. Недовольство мусульман ущемлением их интересов неоднократно в прошлом использовали радикально настроенные исламские элементы, стремившиеся заручиться поддержкой мусульманского населения для получения автономии и даже воссоединения с Малайзией. И в 1990-х гг. тайское правительство, желая загасить распри, пошло на ряд уступок, в частности признание действенными исламских законов при разрешении брачных споров, вопросов наследства и урегулировании прочих семейных дел, а также ограниченное использование малайского языка (яви) в мусульманских школах.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >