You are here:     Главная arrow Этнос и демография arrow Этническая история
Этническая история
Территория Таиланда была заселена человеком уже с нижнего палеолита. В первые века новой эры на территории современного Таиланда возникают поселения городского типа, о которых можно судить по целому ряду дошедших до нас архитектурных и эпиграфических памятников. К числу самых ранних городов в долине Менама относятся Понгтук, Прапатом, Ситэп, Лопбури, Ратбури и др.
Далеким от разрешения является вопрос о месте формирования древнейших тайских племен. Языковой, антропологический и исторический материал дает право утверждать, что районом формирования тайских народов, местом обитания их предков в неолите был обширный район к северу и югу от р. Янцзы. Исследователи связывали с предками тай отдельные археологические находки в бассейне Янцзы, в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Гуандун. По одной из теорий в конце II – начале I тысячелетия до н. э., племенной союз I предков мяо-яо и тай распался, и с этих пор начинается самостоятельное развитие этих народов.
Предки тай занимали в Южном Китае области к востоку и югу от территории, заселенной тибето-бирманцами, и входили в состав древних юэ. Позднее тай составляли часть населения княжества Чу в районе центральной Янцзы и после поражения, нанесенного этому княжеству княжеством Цин, ушли на юг, а те, которые остались, были поглощены китайцами.
Большая масса тай сконцентрировалась в начале нашем эры на территории Юньнани. В середине VII в. здесь возникает государство Наньчжао. Оно простиралось на земли современного Шанского государства в Верхней Бирме, захватывало северные районы современных Таиланда и Лаоса. Многие ученые считают, что государство Наньчжао было создано тайским населением и управлялось тайскими правителями. Эту точку зрения развивали в своих работах некоторые европейские ученые.
Однако, не все исследователи разделяют точки зрения о создании Наньчжао тайскими народами. Оставляя открытым вопрос, были ли правители Наньчжао по этнической принадлежности тай, заметим, что государство это скорее всего имело многонациональный состав и тай составляли в нем довольно значительную часть населения.
Ко времени массового вторжения тай на Индокитайский полуостров они уже много столетий вели оседлый образ жизни, занимались земледелием.
Тайские народы пришли на территорию Таиланда в относительно позднее время.
Сложению государственных образований, по которому принято судить о времени прихода тай в Индокитай, предшествовало их медленное, растянувшееся на века проникновение на полуостров. Движение тайских народов на Индокитайский полуостров началось, по-видимому, в первые века новой эры. Ранее всего обосновались тай на землях современного Шанского государства в Бирме, а также в Северном Лаосе.
В Верхней Бирме в VII в. возникло государство Монгмао, создателями которого были тай-яй, или мао-шань. Столицей этого государства мог быть один из городов – Хсенви, Могаунг или Монгмао, так или иначе вне Наньчжао. Тай-яй из Мокгмао совершали походы в долину Менама. Накануне монгольского нашествия Монгмао покорило Наньчжао.
Тай приходили на территорию Таиланда из нескольких центров – из Монгмао, Наньчжао и из равнины Дьенбьенфу.
Разделение тай Индокитая на две ветви – тай-яй и стай-ной (большие тай и малые тай) – произошло очень рано. Тай-яй – это западные, тай-ной – восточные тай. Трудно сказать, чем вызваны такие названия: численным превосходством тай, сосредоточенных в долине Салуэна, над тай, которые живут в областях, примыкающих к Меконгу, их более высоким ростом или какой-либо другой причиной. Так или иначе, тай-яй считаются самой древней ветвью тай в Индокитае.
К VII–VIII вв., относится появление тайских поселений в Северном Сиаме, таким образом совпадая по времени с возникновением там королевства Харипунджай. Первыми тай, обосновавшимися в этом районе, были лу и кюн. И те и другие, хотя и были довольно малочисленными народами, держались независимо и создавали собственные государства. Самым крупным из тайских народов, поселившихся на землях нынешнего Северного Сиама, были юнь. По мнению ученых, в этнониме этого народа запечатлелось название района, частью которого они завладели, – Явандеса.
Тай-юнь произошли от мао-шань (из Монгмао) и нгай-лао (из Нань-чжао), смешавшихся с аборигенным населением Северного Сиама – каренами и лава. Область расселения юнь на их языке именовалась Муанпонь («страна юней»), другим ее названием было Ланьна («миллион полей»).
Помимо этнонима юнь тайское население Северного (как и Северо-Восточного) Таиланда называет себя и другим этнонимом – лао. По поводу этого последнего этнонима ведутся споры, подчас весьма бесплодные.
Тай Центрального Сиама стали называться сиамцами – «сьяма». Этот этноним встречается в эпиграфике Чампьг впервые, насколько известно, в 1050 г. В середине XII в. на барельефах Ангкор-вата – столицы кхмерской империи – появляется изображение людей с надписью «саям-кук», что значит по-кхмерски «наемник». Это и были поселившиеся, в долине Менама Чао Прайи тай, в то время подвластные кхмерам. Это название закрепилось за жителями долины Менама и удержалось вплоть до наших дней в виде второго этнонима населения.
Происхождение сиамцев неясно. У тай Сукотайи не было легенды о происхождении. Дробление тайского народа на несколько групп, в том числе и сиамскую, нашло отражение в одной лаосской легенде. Согласно этой легенде, в районе Сипсонгнаньна поселился посланный на землю мудрец. Он разделил свои владения между семью сыновьями так, что одному достался район Муопг Сва (Луангпрабанг), другому – Муонг Пу-Ён (Транпинь) третьему – Муонг Хо (Синсонгпаньна), четвертому – Верхний Тонкий, пятому – Ланьна (Чиангмай), шестому – Муонг Луво (Южный Сиам), последнему– Хонгсвади (Пегу и Ава).
Язык сиамских надписей, сделанных в конце XIII в., по мнению исследователей, адекватен шаньскому. Это замечание можно толковать как свидетельство в пользу прихода тай в Центральный Сиам с запада. Тем не менее, сами сиамцы не могли иметь предками одних только шань. Дело в том, что группы тайских переселенцев проникали на полуостров разными путями и умножали свою численность за счет активного смешения с родственными тайскими народами и с местным населением. В процессе смешения возникали новые этнические группы тай, сохранившие в большей или меньшей степени сходство с исходными этносами, но не идентичные ни одному из них. Разделение на тай-яй и тай-ной, принятое самими тайскими народами, и принадлежность сиамцев к последним показывают осознание себя этими народами в качестве разных ветвей единого в далеком прошлом парода.
Споры о роли шань в формировании тайских народов Таиланда касаются только связей между шань и тай Центрального Таиланда – сиамцев и оставляют в стороне тайское население Северного и Северо-Восточного Таиланда. Связь его с другой волной тайских народов, попадавшей на Индокитайский полуостров по Меконгу, слишком очевидна. При этом сложно себе представить, что оказавшись в северных районах Таиланда, тай остановились в своем движении. Перемещение тай в южном направлении не прекращалось до XX . о темпы его были разными и определялись разными причинами. До тех пор, пока долина Менама не стала сиамской, тайские народы беспрепятственно в нее проникали. С захватом власти сиамцами положение, меняется.
На Севере долгое время сохранялись небольшие государства, то свободные, то зависимые от Бирмы, а в конце XIX в. включенные в сиамское королевство. Во время частых войн между севером и югом переселение северян на южные земли продолжалось, но имело уже насильственный характер, и переселенные сохраняли ощущение этнической обособленности. Из тех компонентов, слияние которых дало народ «сиам», не следует, по-видимому, исключать ни тай-юнь, ни тай-яй (мао-шань), ни лао с северо-востока.
Тайские народы попадая на Индокитайский полуостров, были вынуждены утверждаться среди чуждых им по языку и культуре народов, превосходивших их численно. Смешиваясь с ними, воспринимая многое из их культуры, тайские народы сохраняли свой язык.
Тайским народам потребовалось несколько веков для того, чтобы из разрозненных групп пришлого населения, разбросанного по территории Северного, а затем и Центрального Таиланда, превратиться в силу, способную противопоставить себя местным правителям, которые не чувствуя надвигавшейся опасности, охотно позволяли пришельцам селиться на своих землях и часто приближали их к себе.
Тай создавали собственные, самоуправляемые компактные поселения, переросшие со временем в города, – «чиенги» и «мыанги». На территории Бирмы, Лаоса и Сиама в VII–VIII вв. появляются независимые и полунезависимые укрепленные поселения.
В конце XII–XIII в. королевство Харипунджай попало под власть одного из тайских правителей. В это время в Северном Сиаме строятся тайские города.
Кхмерская империя страдала от территориального разрастания. Ее слабость, ставшая особенно явной в начале XIII в., создала условия для отпадения окраинных владений в долине Менама.
Обосновавшиеся в Центральном Сиаме тай, до XIII в. признавали над собой власть кхмеров. Скорее всего, тай селились общинами, представлявшими собой родственные объединения, возглавляемые представителями родо-племенной знати, управлявшими соплеменниками от имени кхмерских королей.
В начале XIII в. два могущественных тайских вождя объединили под своей властью многочисленные тайские поселения и, почувствовав свою силу, свергли власть кхмеров в Суккотайе и объявили ее столицей нового – тайского – государства. Главой его стал один из взбунтовавшихся вождей. Отныне тай значительной части долины Менама считают себя свободным народом. Изменение политического статуса нашло отражение в этнониме: сиамцы стали называть себя «тхай». Это была еще одна фаза изменения их первоначального этнонима дай, который превратился в тай (с непридыхательным «т»). Возникновение формы «тхай» (с «т» придыхательным) объясняют переосмыслением старого этнонима (тай) в период сложения независимого тайского государства: «тхай» имеет значение «свободный человек», что и подчеркивали с этих пор сиамцы.
Суккотайя, при короле Рамакамхенге объединила под своей властью обширные территории, населенные тайскими пародами и автохтонами – монами и кхмерами. Надпись на стеле, составленная в 1292–1293 гг., прославляет Рамакамхенга как вождя, возвысившего тай, превратившего их из разрозненных групп, зависимых от более сильных соседей, в могущественный независимый народ.
В XIV–XVI вв. Сиам вел войны с Камбоджей и со своим северным соседом Чиангмаем. В середине XVI в. начались войны Сиама с Бирмой. В результате всех этих войн в Сиам было угнано немало подданных этих государств. Часто в Сиам добровольно переселялись жители соседних государств – лао и кхмеры.
В XVI и XVIII вв. в Сиам переселилось значительное число монов. Беженцев радушно встречали в королевстве – это была рабочая сила, в которой нуждался Сиам. По прошествии некоторого времени они натурализовались в Сиаме. Пришельцы получали землю. Обязанность отбывать повинность в иностранных легионах сиамского короля была, однако, постоянным напоминанием об их происхождении. Не удивительно, что при таком разнородном этническом составе населения смешанные браки были широко распространенным явлением в королевстве.
Вышедший в первой половине XVII в. указ, направленный против браков с иностранцами, был вызван острой политической ситуацией, сложившейся в Сиаме в результате вмешательства европейцев, и отнюдь не был проявлением национальной неприязни сиамцев по отношению к представителям других народов.
В XVII в. население Сиама составляло около 2 млн. человек, он занимал долину Менама и северную часть Малаккского полуострова. Его соседями были на севере лаосское княжество Чиангмай, на востоке – королевство Лао, на юго-востоке – Камбоджа, на юге – малайские княжества, на западе – бирманские государства Два и Пегу.
Во второй половине XVIII в. возобновляются войны Сиама с Бирмой. Сиамцы разбили и изгнали со своей территории бирманскую армию. Но столицу государства пришлось перенести в г. Тонбури. Через несколько лет основатель новой династии (Чакри) Рама I (1782–1809) в год своей коронации сделал столицей Сиама город Бангкок.
В конце XVIII в. сиамское королевство властвовало фактически над всей территорией современного Северо-Восточного Таиланда (за исключением узкой полосы вдоль Меконга), включавшей города: Сисаке, Убон, Ясотон, Ройэт, Каласип, Копкен с прилегающими к ним землями. Правители северо-восточных провинций не могли объявлять войну, наказывать преступников. Сиамские чиновники из Кората или Бангкока осуществляли контроль за уплатой оброка и отбытием барщины жителями этих провинций. Периодически производилась перепись населения. Если она фиксировала возрастание численности населения, правителю провинции в виде поощрения присваивался более высокий титул.
В первой половине XIX в. численность населения Сиама составляла около 6 млн.
Сиам занимал в середине XIX в. территорию протяженностью с севера па юг 450 миль и с запада на восток – около 150 миль. Его вассалами признавали себя лаосские княжества Чиангмай, Лампун, Лакон, Муангпре, Луанг-прабанг, Корат, часть королевства Камбоджа, малайские
Княжества Кедах, Паттапи, Кслаптан, Тренгану и королевство Лигор. Они платили Сиаму дань (оловом, слоновой костью, воском, кардамоном, лаком, тиком и пр.), поставляли войска, а раз в три года посылали золото и серебро.
Положение лаосских княжеств в государственном аппарате Сиама было сходно с положением правителей малайских княжеств – вассалов Сиама. Однако на их отношения с Бангкоком не могли не оказать известного влияния этническое родство, близость языков, культуры и религии. Вступление их в должность отмечалось прибытием из Бангкока послов с подарками из золота: диском, коробочкой для бетеля и чайником. Это были своего рода знаки власти и королевского доверия.
Связь между отдельными районами страны была вплоть до начала XX в. очень слабой. Путешествие от Бангкока до Чнангмая, например, занимало от трех до шести педель. В таких условиях централизация управления не всегда могла быть осуществлена. Степень контроля центрального правительства над провинциями убывала по мере возрастания расстояния от столицы.
В 1719 г. к Сиаму были присоединены камбоджийские провинции Баттамбанг и Ангкор, а в 1815 г. – земли по правому берегу Меконга.
Сиаму удается сохранять эти завоевания и после того, как Франция устанавливает свой протекторат над Камбоджей (в 1863 г.). В 1867 г. Франция признает права Сиама на провинции Баттамбанг и Сием-Реап. В 1896 г. действует соглашение между Англией и Францией о разделе Сиама на сферы влияния. Западный Сиам был включен в сферу влияния Великобритании, Восточный – Франции.
В 1907 г. Сиаму пришлось расстаться с камбоджийскими провинциями Баттамбанг и Сием-Реап. Границей между Сиамом и французским Индокитаем становится Меконг. В 1909 г. Сиам передал Англии малайские княжества Кедах, Келантан, Тренгану и Перлис.
При короле Раме V (1868–1910 гг.) была проведена реформа местного управления, уничтожена автономия провинций и вассальных государств. С 1874 г. началось прямое управление Чиангмаем и остальными северными княжествами и другими вассальными государствами.
Территориальные владения Таиланда временно расширились в период второй мировой войны. В 1941 г. Таиланд заключил союз с Японией, которая помогла своему союзнику отторгнуть от французского Индокитая ряд провинций Камбоджи, представлявших для Таиланда наибольший интерес с экономической точки зрения. По Токийской конвенции 1941 г., Баттамбанг, Пурсат, Сием-Реап, Компонг-Том и Стунг-Тренг перешли к Таиланду. Конвенция эта сохраняла силу до конца войны и была аннулирована в 1946 г. В 1947 г. правительство Таиланда официально отказалось от претензии на провинции Баттамбанг и Сием-Реап, а также на малайские княжества Перлис, Кедах, Келантан и Тренгаку.
Вехи политической истории, связанные с изменениями территориальных владений Таиланда, оказали непосредственное влияние на этническое развитие тайских народов этой страны.
Волны миграции тайских народов, затронувшие в первую очередь (определенно уже в VII–VIII вв.) северную область современного Таиланда и неуклонно продвигавшиеся в Центральный и Северо-Восточный Таиланд, привели к крутому повороту в этническом развитии сложившегося там населения. Именно в Центральном Таиланде после крушения власти кхмеров и монов в ХШ–XIV вв. сложились особенно благоприятные условия для развития тайского этноса.
Завоевав политическую власть в долине Менама, тай навязали местному населению свой язык, однако в этническом отношении роль автохтонов в формировании населения Сукотайя огромна: в течение нескольких веков до образования этого государства тай смешивались на его территории с жившими там монами, кхмерами и пр. Благодаря этому в физическом облике тай появилось много общего с этими народами. В культурном отношении королевство Сукотайя не могло сравниться с высокой цивилизацией королевства монов и камбоджийской империи, и потому тай восприняли ее.
Расширение тайских владений вниз по Менаму еще :более способствовало контактам между тайской культурой и культурой местного населения – монской, а затем и смешанной монско-кхмерской. Влияние этой культуры сказалось на материальной культуре сиамцев, на их социальной организации, религии и искусстве.
Сложение сиамского народа, дает пример исключительной способности к ассимиляции других народов, обладавших при этом более высокой культурой. Долина Менама, заселенная монами и кхмерами, стала центром активности тай. Мон-кхмерское население вынуждено было в этих условиях слиться с покорившим их народом.
Малайцы, населявшие окраину сиамского королевства, где сиамское влияние до последнего времени – особенно во внутренних районах – было незначительным, в массе своей избежали тайской ассимиляции. Облегчало ассимиляцию монов и кхмеров и то, что тайская культура развивалась на базе созданной этими народами культуры, и отсутствие непроходимой пропасти между их собственной культурой и тайской сводило всю ассимиляцию фактически к переходу – в связи с потребностью в общении – на язык новых хозяев страны (сначала, вероятнее всего, через двуязычие).
В Северном и Северо-Восточном Таиланде помимо осевших в горах и лесах таиязычных групп (шань, лу, кюн – в северном; путай, тай-е, тай-юэ, фуан и др. – в северо-восточном районе) сложились две родственные сиамцам лаосские этнические группы (лао – по языку, самоназванию, культуре). Компактное проживание, окраинное положение и затрудненность контактов с Центральным Сиамом дали возможность лао севера и северо-востока нынешнего Таиланда до начала XX в. сохранять самобытность, невзирая на соседство с сиамским этносом и культурой.
В результате смешения центральных тай (сиамцев) и местных лао в Северо-Восточном Таиланде образовалась весьма жизнеспособная группа тай-корат, сильно разросшаяся со времени своего образования (XIV в.) до наших дней (около 750 тыс. человек).
Специфическим в этническом отношении является южный район Таиланда (в северной части Малаккского полуострова). Значительная часть его населения – потомки древних обитателей этих мест – малайцы. Признание малайскими княжествами в конце XIII в. власти сиамскогс короля, а позднее заселение этой области сиамцами и лаосцами не повлекло за собой существенного смешении пришельцев с местным малайским населением.
Смешанными группами являются тай-пак-тай и сам-сам, к те и другие считают себя, несмотря на «гибридное» происхождение, тайцами. Вызванное, по-видимому, не в последнюю очередь различием религий – ислама и буддизма, оказавшимся непреодолимым барьером для сближения народов, это положение составляет разительный контраст с ходом этнического развития в остальных районах страны, где смешение этносов происходило несравненно более интенсивно.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей.
 
След. >