You are here:     Главная arrow Экономическая справка arrow История рабочего движения
История рабочего движения
В середине 50-х годов в Таиланде происходит некоторая либерализация политического режима. Был принят закон о разрешении деятельности политических партий и профсоюзов, и, хотя на компартию он не распространялся, действие антикоммунистического закона было ослаблено. Были провозглашены и другие демократические свободы. В этих условиях в стране наступает новый подъем общественного движения.
Возникает множество политических партий, в том числе оппозиционных. В 1957 г. образуется объединение Социалистический фронт, крупнейшая из входивших 31 него партий выдвинула требования демократических преобразований, в том числе национализации промышленных предприятий. Значительно оживилось и рабочее движение. Это вынудило правительство признать 1 Мая официальным праздником и ускорило принятие трудового законодательства, которое вступило в силу с 1957 г. В соответствии с ним в отряде устанавливалась 48-часовая рабочая неделя, были введены еженедельный день отдыха и ежегодный отпуск в объеме не менее 6 дней, 30-дневный отпуск по болезни, ограничение женского и детского труда. Впервые был дан легальный статус рабочим объединениям, признавалось право на забастовку. Принятие данного законодательства было большой победой рабочего движения страны и способствовало его дальнейшему росту.
В 1957 г. состоялось уже вдвое больше стачек, во время которых было потеряно в 3,5 раза больше человеко-дней по сравнению о предшествующим годом. Оживилась деятельность ВТОП, хотя она и находилась по-прежнему в подполье. Создавались и новые профсоюзы, число их в 1957 г. достигло 136 с 25 тыс. членов. В том числе образовалась легальная левая национальная федерация профсоюзов Таиланда (НФТП) в результате массового (45 организаций) выхода их из проправительственного ТНКП; федерация объединила 30 тыс. человек. НФТП выступила о требованиями демократизации общественной жизни в стране, в том числе отмены антикоммунистического закона, а также с антиимпериалистическими лозунгами.
Правящий режим в этих условиях вновь прибег к испытанной мере, ослабления рабочего движения - в 1957 г. была образована еще одна раскольническая проправительственная профсоюзная организация. А в октябре 1958 г, в Таиланде произошел новый военный переворот, в результате которого в стране наступил длительный период военной диктатуры и мрачной реакции.
В Таиланде рабочее движение развивалось в условиях реакционной внешней и внутренней политики властей. Были ликвидированы демократические институты – запрещены политические партии и профсоюзы, сотни политических и общественных, в том числе рабочих, деятелей были арестованы; запрету были подвергнуты и стачки, отменено трудовое законодательство. В таких обстоятельствах забастовочное движение в стране резко спало. Но борьба рабочих не прекращалась - за период 1958-1964 гг. произошла 31 стачка, участники которых требовали повышения заработной платы и восстановления законов о труде. В этих условиях правительство вынуждено было постепенно, выпуская правила и постановления, по существу восстановить к середине 60-х годов основные положения трудового законодательства; в 1965 г. власти приняли закон, формально устанавливавший право трудящихся на забастовку. Это было определенной победой таиландского пролетариата.
Однако данный закон содержал существенные ограничения. Во-первых, он по-прежнему сохранял запрет стачек на железных дорогах» в портах, на предприятиях по производству горючего, в коммунальных службах и среди государственных служащих, а также во время ЧП. И, во-вторых, закон устанавливал крайне сложную и длительную систему рассмотрения трудовых конфликтов; нарушение закона влекло наказание в виде тюремного заключения или штрафа в размере до 1 тыс. бат. Но именно сложность процедуры разрешения трудовых опоров, которую не понимали не только рабочие, но и многие чиновники департамента труда, правела к обратному эффекту - рабочие стали прибегать в обход ее к прямым действиям.
Забастовочное движение начало быстро набирать силу с середины 60 х годов. Однако нарастание стачечной борьбы в этот период не было просто очередным ее оживлением; оно олицетворяло собой, по существу, новый этап таиландского рабочего движения, обусловленный поступательным развитием страны в целом, в результате, в частности, сдвигов в ее социально-экономической структуре. В том числе - и в рабочем классе, численно значительно выросшем, окрепшем и впервые ставшем тайским, в основном, по своему национальному составу.
Однако, изменения произошли и в других классах таиландского общества, что привело к возникновению нового политического фона для рабочего движения. Пришло в движение разоренное и обезземеленное крестьянство, и прежде всего в самых бедных северо-восточных провинциях страны. Неслучайно именно эти провинции стали центром начавшегося в Таиланде под руководством КПТ повстанческого движения; в конце 1964 г. оно оформилось в Движение за независимость и в начале 1965 г. было преобразовано в Объединенный патриотический фронт Таиланда о целью сплочения всех антиправительственных сил. Нарастало недовольство развивавшейся на периферии средней и мелкой тайской буржуазии, интересы которой приходили в противоречие с военно-бюрократической элитой, монополизировавшей власть вкупе о тесно спаявшейся с ней крупной (главным образом, китайской) столичной буржуазией.
В условиях широкого недовольства реакционной политикой властей последние, ужесточая репрессивные меры, вынуждены были сделать попытки расширения своей социальной базы, в том числе - и путем определенной либерализации режима.
Летом 1968 г. были приняты новая конституция и новый избирательный закон, отменено ЧП (кроме провинций, охваченных повстанческим движением), разрешена деятельность политических партий. Происшедшее в результате этого некоторое оживление общественной жизни способствовало усилению рабочего движения - в 1969г. произошло 66 забастовок, а всего за 6 лет с середины 60-х годов стачек состоялось в 3,7 раза больше, чем за предшествующий аналогичный период. Но, это движение носило еще печать неразвитости. Забастовки были короткими - в 1969-1970 гг. не было ни одной, продолжавшейся свыше 1 дня, в 1971 г. менее 1/3 их длилось более 3-х дней. Как правило, стачки возникали спонтанно.
Тайский рабочий стремился - по распространенному обычаю - выяснить свою жалобу "лицом к лицу" - прежде всего, лично о предпринимателем, переговоры не удовлетворяли его, он отправлялся в департамент труда, где пытался добиться своего опять-таки в личном разговоре о одним из его чиновников. И только в случае, когда жалоба являлась крупной и имела общий характер, рабочий вступал в контакт со своими товарищами по труду. Развивались и другие формы рабочей активности - число жалоб, поступивших в департамент труда в 1970 г., было вдвое больше по сравнению о 1969 г.
Главным требованием трудящихся было повышение заработной платы. Но важное место занимало также требование выполнения законов о труде, нередко нарушавшихся. На многих предприятиях уровень зарплаты был ниже официального ее минимума, особенно 3 женщин; наиболее тяжелым было положение трудящихся на многочисленных - около 50 тыс. - "нелегальных" предприятиях, где было занято 16% всей рабочей силы страны, такие предприятия Ее имели законного статуса, что давало их владельцам возможность избегать законов о труде. Таиландские предприниматели широко применяли метод уменьшения зарплаты и при ведении требуемого законом сокращения рабочего дня. Трудящиеся требовали также выполнения законных сроков перевода рабочих из статуса 1ременных в постоянные и т.п., но были и требования, отражавшие их недовольство методами управления предприятиями. В этом отношении примечательна стачка Объединенной компании по торговле домашним окотом (УДТК) в 1971 г., когда впервые в истории таиландского рабочего движения было выдвинуто требование смещения руководства компании и передачи части прибылей предприятия на нужды его работников.
Показательно, что власти не только выполнили большинство требований забастовщиков, но последние не понесли и какого-либо наказания. Такая позиция правительства была характерна и в отношении ряда других забастовок, что свидетельствовало о новом, более гибком подходе к рабочему вопросу. Это проявлялось и в отношении властей к профсоюзам, которые, несмотря на официальный запрет, вое же начали создаваться о конца 60-х годов; учитывая рост забастовочной борьбы, правительство сочло более рациональным ввести процесс образования профсоюзов в организованное русло, стремясь поставить его под свой контроль. И, более того, попользовать эту новую и быстро растущую социальную силу в интересах своей политической борьбы. Так, представители режима стремились склонить ведущих деятелей рабочего движения к поддержке кандидатов от правительственной партии на предстоящих всеобщих выборах, обещая в случае победы этой партии разработку законодательства в защиту рабочих. И это находило отклик. Так, бывший президент Ассоциации тайских рабочих Сунг Патанотай заявил, что ему удалось уговорить лидеров рабочих 30 предприятий поддержать на выборах данную партию. Сам он предложил поддержку этой партии в обмен на право создать "свой профсоюз".Такие обстоятельства, о одной стороны, свидетельствовали о том, что совсем молодое еще - учитывая впервые тайский его характер - рабочее движение страны начинало играть важную социально-политическую роль; но с другой–они обусловили присущие этому движению многие его беды и слабости, оставшиеся характерными для него и в последующий период. Примечательно, что идея создания профсоюзов поддерживалась и деловыми кругами страны. Так. в отражавшей их точку зрения газете "Файненшнл пост" высказывалось мнение, что надо Либо ужесточить существующие законы, либо разрешить создание профсоюзов или хотя бы "какой-то формы рабочей организации о установленными лидерами"; они, "будучи людьми образованными и интеллигентными, признали бы разницу между резонными и нерезонными требованиями" и могли бы "защищать предпринимателей" от "несправедливых требований" своего персонала.
Новые направления в политике властей в рабочем вопросе про явились и в обстоятельствах, связанных о проведением в 1971 г. праздника 1 Мая. С одной стороны, впервые за 12 лет оно было официально разрешено, и всем предпринимателям вменялось в обязанность считать этот день праздничным с полной оплатой рабочих, с другой власти постарались максимально ввести это празднование в официальное русло. Первомай проводился в Центральном столичном парке Думпини, где участвовало 4 тыс. человек; здесь состоялась публичная дискуссия участников празднества с главой правительства, обещавшего обнародование трудового законодательства, департамент труда организовал для собравшихся бесплатное угощение, а также различные увеселения.
Одними обещаниями растущее демократическое движение страны успокоить уже было нельзя. В сентябре 1971 г. "Бангкок уорлд" в статье "Растущие рабочие беспорядки достигли опасного уровня" писала, что резкое увеличение выступлений рабочих вследствие отсутствия на предприятиях надлежащих условий труда развивается "в опасном направлении". В частности, наряду о организацией стачек все более частыми становятся тайные собрания рабочих. В этот период происходило и расширение крестьянской борьбы. Обострилось положение в районах, охваченных повстанческим движением, которое с северо-восточных провинций распространилось также на северные и южные. В 1969 г. там была создана объединенная Народно-освободительная армия Таиланда, которая вскоре насчитывала пять-десять тысяч (по разным данным) человек. Брожение захватывало вое новые слои общества.
Столь широкая и глубокая активизация демократического движения не устраивала таиландскую военно-бюрократическую верхушку и в ноябре 1971 г. был вновь произведен военный переворот, результате чего опять было установлено ЧП, отменена Конституция, распущен парламент, а правительство заменено органом прямой военной диктатуры - так называемым Национальным исполнительным Советом (НИС). Были вновь запрещены политические партии, не разрешалось проведение собраний и митингов, ужесточено и расширено применение антикоммунистического закона. Условия для развития рабочего движения в Таиланде резко осложнились.
В условиях активизации политической борьбы в 1979 г. в Таиланде накануне предстоявших в апреле всеобщих выборов, рабочее движение продолжало усиливаться, забастовки происходили несмотря на попытки подавления их полицией. При этом стали чаще выдвигаться, наряду с экономическими и политические требования. Трудящиеся требовали отмены запрета на забастовки, а также участия рабочих в политической жизни страны и ее демократизации. Председатель объединения железнодорожников заявил на заседании профсоюзного семинара в Бангкоке: "Рабочее движение - неотъемлемая часть политической жизни. Трудящимся должны быть предоставлены большие свободы в деле защиты их прав".. Бастовавшие требовали также упразднения Комитета по труду и трудовым отношениям с заменой его более демократическим по составу органом с правом равного участия в нем рабочих. Массовый характер приняло празднование 1 Мая, в котором участвовали все профсоюзы страны и присутствовало свыше 100 тыс. человек. Состоявшееся по инициативе КТТ, оно выдвинуло требование улучшения положения трудящихся в связи с ростом стоимости жизни, председатель федерации заявил о необходимости национализации нефтеперерабатывающих предприятий. В целом в 1979 г. произошло втрое больше стачек по сравнению с предшествующим годом - 62 с 15 638 участниками. Под нажимом выступлений пролетариата власти вынуждены были пойти на уступки и вновь повысить зарплату.
Однако в условиях прежней несогласованности действий основных профцентров - КТТ требовал увеличения ее до 60 бат, а два остальных объединения готовы были удовлетвориться 45 батами – именно последний ее объем и был установлен для Большого Бангкока и 35-38 бат– для остальных провинций страны. При этом, как сообщала печать, данный минимум выплачивался главным образом лишь крупными предприятиями.
Делая вывод из развития рабочего движения в Таиланде к концу 70-х годов, следует отметить рост его боевитости л зрелости, что было связано с значительно возросшей организованностью пролетариата. В этот период в стране насчитывалось 185 официально зарегистрированных профсоюзов, почти половина которых находилась уже вне Бангкока. Более 50% профсоюзного членства принадлежала работникам государственного сектора.
Особенно сильными были профсоюзы в секторе коммунального хозяйства – электро-газо-водоснабжении, телефонной службы, а также на транспорте. Более 30% всех профсоюзов входило в федерации. Крупнейшей из них являлся Конгресс Труда Таиланда, который объединял 44 организации, из них 18 крупных, принадлежавших ключевым секторам экономики. Другой профцентр - Национальный совет труда Таиланда (НСТТ) включал в себя 17 профсоюзов, в тем числе работников морского транспорта. Третий профцентр, Национальный конгресс свободного труда (НКСТ). Существовал еще также Национальный Совет организаций служащих Таиланда. Вместе с тем сам факт раздробления неокрепшего еще профсоюзного движения страны на несколько федераций, находившихся к тому же в конкурентной борьбе, был фактором, его ослабляющим. Особенно острой эта борьба была между КТТ и НСТТ. Более того, существовала борьба за лидерство внутри основного профцентра КТТ. Что касается НКСТ, он мог быть назван профсоюзным объединением в силу изложенных выше причин, лишь по названию. Таиландские профсоюзы оставались в основе своей мелкими организациями - лишь 1/5 их насчитывала более 2 тыс. человек, в то время как почти 1/3 представляла собой объединения с числом членов не более 200. Слабость и отсутствие единства в таиландских профсоюзах, неокрепшие еще его боевые традиции облегчали правящим силам проведение своей политики в рабочем движении. Показательно, что заместитель министра внутренних дел генерал Прем Тинсуланон, проявлявший большую активность в достижении влияния на профсоюзы, урегулировал разногласия между основными профцентрами по вопросу проведения ими совместного первомайского празднества в 1979 г.
В этот период усилилось влияние международных организаций на таиландские профсоюзы, выразившееся, в частности, во вступлении КТТ в МКСП. Членом ВКТ стал НСТТ. Активно вел своп деятельность в Таиланде АФТ-КПП, с 1975 г. с помощью ААФЛИ осуществлявший организацию профсоюзного образования, помощь по созданию кооперативов и т.п. Подобную же деятельность проводил и ФФЭ.
Ухудшение материального положения пролетариата было связано о продолжавшимся ростом инфляции. Увеличилось число нарушений трудового законодательства предпринимателями - за год, начиная о апреля 1980 г., в арбитражную комиссию поступило в связи о этим 15 тыс. жалоб рабочих. Возросла и угроза безработицы вследствие роста увольнений на предприятиях. В этих условиях борьба трудящихся не прекращалась, хотя масштабы ее уменьшились. Вместе с тем отличительной чертой этой борьбы стала активизация работников госсектора. Так, в январе 1980 г. состоялась крупная, с участием 8 тыс. человек и продолжавшаяся 10 дней, забастовка работников 31 предприятия табачной монополии, они требовали выплаты пособия на дороговизну, восстановления на работе уволенных, прекращения коррупции на предприятиях; о силе и массовости этой стачки можно судить по тому, что на охрану предприятия было брошено 150 полицейских. В том же месяце произошла забастовка 1600 рабочих одного из предприятий по водоочистке против попытки предпринимателей ухудшить условия труда. В начале февраля бастовало 2 тыс. работников (главным образом- женщин) крупного текстильного предприятия столицы, также потребовавших выплаты пособий на дороговизну и мер по социальному обеспечению.
Правительство выступило о угрозами против бастующих. Но в ответ трудящиеся организовали крупнейшую за прошедшие несколько лет демонстрацию протеста против роста стоимости жизни, в которой приняли участие все пролетарии страны, а также представители крестьянских и 18 студенческих организаций и оппозиционных политических партий - общей численностью 20 тыс. человек. На митинге, организованном' демонстрантами, их руководители заявили об осуждении экономической политики властей. В результате этого выступления правительство Криаягоака Чамаяана вынуждено было подать в отставку.
И в этом вновь в определенной мере сказалось возросшая социально-политическая роль рабочего движения Таиланда. Однако подлинной причиной замены прежнего режима пришедшим в марте 1980 г. новым, во главе которого стал генерал Прем Тинсуланоя, было недовольство крупной столичной буржуазии попытками бывшего правительства установить социальный мир за счет некоторых уступок трудовым слоям населения и провинциальной средней и мелкой буржуазии, а также стремление охраны своих интересов более жестким и стабильным режимом. Эти силы были в числе организаторов указанной демонстрации, когда, используя недовольство трудящихся, они сумели осуществить свое воздействие на некоторые профсоюзные круги.
И в новых условиях борьба трудящихся продолжалась. Все основные профцентры развернули кампанию за повышение минимума заработной платы с 45 до 60 бат. И солидарность рабочих принесла им успех: в октябре было объявлено об увеличении зарплаты минимум в среднем на 22% по трем типам провинций - от 54 бат (2,7 ам. долл.) до 44 бат (2,2 ам. долл.). Однако важнейшим достижением таиландского пролетариата была отмена наконец в январе 1981 г. запрета на забастовки. Но одновременно был снят запрет на локауты, что вызвало резкое увеличение массовых увольнений, в том числе за участие в стачках: по этой причине за год потеряло работу 12 тыс. человек. Открывшиеся для пролетариата новые возможности борьбы привели к дальнейшей ее интенсификации - резко возросло количество забастовок и их участников, значительно увеличилась длительность стачек.
Борьба охватила самые различные категории трудящихся, в том числе и наименее организованные. Так, в мае состоялось выступление служащих столичных гостиниц, которые выразили протест против увольнения 18 своих товарищей за создание профсоюза традиционным для Таиланда образом - поместили у входа в отель "Майора" черный венок, отправившись затем к центральному суду по вопросам труда для вручения петиции о требованием отменить это незаконное решение администрации. Около двух месяцев длились забастовки рабочих алюминиевого завода в Самутпракане, стачка текстильщиков фабрики "Тан патарон" в пригороде Бангкока, которая сопровождалась демонстрацией у здания парламента.
В забастовке, организованной профсоюзом работников системы водоснабжения, участвовало большинство их - свыше 4,5 тыс. человек. В декабре состоялась массовая забастовка работников управления связи Таиланда, в результате чего закрылись учреждения-, банки, деловые конторы. В ходе этой борьбы профсоюзные центры страны выступили о совместным заявлением, в нем говорилось о необходимости принятия безотлагательных мер по улучшению положения трудящихся - повышения минимума зарплаты (до 80 бет), пересмотра шкалы окладов государственных служащих, введения закона о социальном обеспечении, установления твердого контроля над ценами, запрета подавления рабочих демонстраций и других форм протеста; было выдвинуто также требование отмены ограничений на торговлю со странами Индокитая, как меры, способствующей увеличению занятости населения.
В результате своей борьбы трудящиеся добились введения в конце 1981 г. новой шкалы зарплаты, в соответствии с которой минимальная ставка была повышена до 61-52 бат, в начале 1982 г. на 17% дал повышен оклад государственным служащим, объявлено о введении нового, улучшенного закона о труде. Однако достигнутого повышения заработной платы было недостаточно: в условиях непрерывного роста цен минимальная зарплата должна была составлять 100 бат в день. Положение трудящихся ухудшилось в связи о тем, что о введением новой шкалы оплаты труда предприниматели стали еще больше прибегать к массовым увольнениям. Ситуация обострилась после принятия правительством в сентябре 1982 г. решения о замораживании заработной платы. По официальным данным, в 1983 г. 52% низкооплачиваемых рабочих столичного района не получали минимума заработной платы. Об усилении эксплуатации трудящихся свидетельствовал и рост производственного травматизма – от 28,4 тыс. пострадавших 1981 г. до 40 тыс. в 1985 г. Профсоюзы вновь потребовали улучшения материального и социального положения трудящихся. Продолжалась и забастовочная борьба.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.