You are here:     Главная arrow Экономическая справка arrow Инвестиционная политика Таиланда
Инвестиционная политика Таиланда
В течение последних трех десятилетий Таиланд был известен как государство, предлагающее иностранным компаниям благоприятные условия и разнообразные возможности для инвестирования в национальную экономику.
Быстрому промышленному развитию Таиланда способствовали два фактора:
1) массированный приток инвестиций и технологий по каналам транснациональных корпораций;
2) активная роль государства и местного предпринимательства в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Открыли в Таиланде успешно функционирующие отделения, транснациональных корпораций всего мира, включая Дженерал Электрик, Байер, БМВ, Судзуки, Хонда, Сигатэ, Тошиба, Проктер энд Гэмбл и Унилевер, которые в большинстве случаев предоставляют услуги другим странам в регионе от имени головного предприятия.
В чем же причина процветания таких компаний? Одним из важных условий следует считать диверсификацию и сбалансированность тайской экономики, представляющей таким образом прекрасные возможности для любого вида деятельности и иностранных инвестиций.
В экономике страны заметную роль играет промышленный сектор, доля которого составляет 32% от ВВП страны и в котором трудится 12% трудоспособного населения страны (в 2001 г. ВВП Таиланда составил 114,8 млрд долл.; количество трудоспособного населения 36 млн человек, все население – около 65 млн человек).
Успешно развиваются на протяжении последних 25–30 лет предприятия машиностроения, химической, цементной, нефтеперерабатывающей промышленности. В последние годы на основе переработки импортного сырья и материалов построены нефтехимические, металлообрабатывающие, машиностроительные предприятия. В Таиланде сосредоточен один из крупнейших в Азии комплексов автомобильной промышленности. Основными рынками сбыта сборочных заводов компаний БМВ, Хонда, Сидзуки, расположенных в Таиланде, являются страны АСЕАН.
Хорошо развиты горнодобывающая, деревообрабатывающая и текстильная промышленности, лесное хозяйство. За годы «экономического прорыва» Таиланд уделил большое внимание развитию туристических услуг. Благодаря притоку иностранных инвестиций в течение 1980–1990-х годов в стране была создана вся необходимая инфраструктура (отели, жилые комплексы, оздоровительные комплексы, дороги, торговые сети, точки общественного питания, парковые комплексы и т.д.).
Таиланд называют «мировой кухней» так как он является крупным экспортером продуктов питания среди азиатских стран. Таиланд – один из мировых лидеров в производстве риса (24 млн. тонн в год) и один из крупнейших поставщиков сахара, тапиоки ананасов и тропических фруктов. Ежегодно пищевой сектор приносит 10 млрд. долл. доходов. Несмотря на небольшой период развития пищевой отрасли, Таиланд надежно укрепился в первой десятке мировых экспортеров по следующим позициям:
• крупнейший экспортер консервированных ананасов, ананасового сока и концентратов;
• второй в мире экспортер морепродуктов (прежде всего тунца);
• один из крупнейших мировых экспортеров замороженной креветки;
• пятый в мире экспортер мяса птицы (после США, Бразилии, Китая, Франции).
Развитие пищевой промышленности напрямую связано со вступлением страны в мировую торговлю, мировой рынок инвестиций и технологий. На примере данной отрасли можно проследить, как происходил процесс привнесения технологий и инвестиций. Выделяют 5 основных этапов.
Первый этап – до 1960-х гг. Экспортировались только излишки сельскохозяйственной продукции, 70% которой составляли первичные продукты сельского хозяйства. Отсутствие современных технологий лишало отрасль возможности осуществлять многоступенчатую переработку сырья.
Второй этап – 1960–1970 гг. Посредством введения льгот и преференций для пищевой промышленности со стороны Правительства Таиланд замещает большинство импортируемых продуктов собственным производством. Технологии ввезены главным образом из Тайваня и Японии.
Третий этап – 1970–1980 гг. В этот период страна стала получать доход от экспорта продуктов питания. Ранее основная масса готовой продукции шла на внутреннее потребление. При этом ощущается недостаток опыта в крупномасштабном производстве и маркетинге своей продукции и острая потребность производителей в улучшении своих технических навыков и ноу-хау для повышения качества продукции до мировых стандартов.
Четвертый этап – 1980–1990 гг. Этот этап охарактеризовался как период быстрого промышленного роста и развития. Рынок был полностью открыт для экспорта. Основные технологии поступали из США и Европы. Рост экспорта в 1990 г. по всей отрасли увеличился на 26% по сравнению с 1980 г.
Пятый этап 1990–2000 гг. Период обострения конкуренции на мировых рынках. Большое внимание уделяется повышению гигиенического контроля на производстве, внедрению экологических стандартов, стандартов качества, снижению производственных издержек. Производители стремятся к более комплексной переработке продукции.
Тайская экономика продолжает развиваться, несмотря на тяжелый экономический кризис, постигший страну в 1997 г. Уже в конце 2000 г. правительству страны удалось достичь результатов докризисного уровня. За период с 1997 по 2001 г. экономика Таиланда получила около 24 млрд долл. в виде прямых иностранных инвестиций за тот же период российская экономика получила 21,363 млрд долл. ПИИ). Огромную роль в инвестиционном процессе страны играет Совет по инвестициям Таиланда (Board of Investment, БОИ).
Тайская схема инвестирования является одной из самых прогрессивных в мире, так как не предполагает каких-либо экспортных ограничений или ограничений доли участия местного или иностранного капитала в производственном секторе экономики.
Совет по инвестициям предлагает инвесторам широкий диапазон налоговых льгот, в том числе освобождение от уплаты импортных пошлин или их снижение для ввозимого оборудования, материалов и комплектующих, а также освобождение от уплаты налога на прибыль компаний сроком до 8 лет и неналоговые льготы, такие, как право приобретения земли в собственность.
Основные принципы деятельности Совета по инвестициям находятся в прямой зависимости от основных положений программы развития государства. В связи с этим особое внимание Совет уделяет рассмотрению инвестиционных пректов, которые направлены на:
• содействие развитию и рациональному использованию ресурсных запасов государства;
• значительный рост занятости;
• размещение производства в провинциальных районах;
• укрепление и развитие тех отраслей промышленности, которые явятся основой для дальнейшего развития промышленности и технологий;
• проведение исследований и опытных разработок;
• развитие транспортных сетей, коммунального хозяйства и систем по охране окружающей среды.
Таким образом, для поддержки и развития внутренних ресурсов страны и развития системы стимулирования БОИ отдает предпочтение иностранным компаниям, которые:
• содействуют передаче технологий;
• приветствуют участие представителей Таиланда в управлении и владении компаниями;
• помогают повысить качество продукции тайских поставщиков и подрядчиков.
Получившим поддержку Совета, компаниям, предоставляется полный пакет стимулирующих методов: гарантии от национализации; государственной конкуренции и контроля за ценами, а также разрешение на ведение инвесторами экспортной деятельности. Совет предоставляет ряд дополнительных возможностей: нанимать иностранных рабочих для разработки технико-экономического обоснования и работы в рамках реализации проектов; приобретать землю в собственность и переводить за границу иностранную валюту.
Для обеспечения децентрализации промышленной деятельности, осуществляемой вне Бангкока, Совет разделил государство на три зоны инвестиционного развития. В основу деления были положены основные экономические факторы, определяющие степень развитости территории: наличие инфраструктуры, коммуникаций, количество образованного населения, доход на человека и т.д. В первую зону вошли 6 ближайших к Бангкоку провинций. Во вторую зону вошли 12 провинций, граничащих с первыми шестью. Остальные 58 провинций образовали третью зону. В зависимости от зоны Совет установил полный и неполный пакет льгот и поощрений, включая снижение будущих налогов и пошлин при инвестировании в развитие инфраструктуры. Все льготы в той или иной степени действуют для проектов с объемом инвестиций от 10 млн. тайских бат (примерно 238,1 тыс. долл.), но при условии, что построенное предприятие получит стандарт качества ISO 9000 в течение первых двух лет работы.
Также в обязанности Совета входит осуществление набора дополнительных услуг: издание периодических информационных бюллетеней, справочников на основных языках мира, упрощение процедуры получения виз и разрешений на ведение трудовой деятельности, услуги по подбору партнеров с целью установления сотрудничества и т.д.
В условиях спада мировой экономики, повлиявшего на главные рынки Японии, США и Европы еще до 11 сентября, можно было ожидать резкого снижения иностранных инвестиций в экономику Таиланда. В действительности в 2001 г. Совет по инвестициям рассмотрел на 13% меньше инвестиционных программ, чем в 2000 г. Всего в 2001 г. было одобрено 575 иностранных инвестиционных программ на сумму 209,6 млрд бат (4,990 млрд долл.), что всего на 1% меньше показателя 2000 г.
Статус главного инвестора экономики Таиланда сохраняет за собой Япония: на ее долю приходится 257 принятых программ стоимостью 83,4 млрд бат (1,985 млрд долл.) Второе место занимают инвестиции европейских компаний (87 программ). Пятерку лидеров замыкают Сингапур, Тайвань и США, на долю которых приходится 40 проектов. Наиболее привлекательным для иностранных инвесторов остается производство бытовой техники и электроники (принято 173 программы). На рисунке наглядно показано, какие страны являлись основными инвесторами экономики Таиланда в 2000 г
В целом количество инвестиций увеличилось к концу 2001 г. и продолжало расти в первой половине 2002 г. За первые шесть месяцев 2002 г. Совет по инвестициям принял к рассмотрению 375 инвестиционных программ, стоимость которых составила 115 млрд бат (2,73 млрд долл.), что на 75% выше результата того же периода 2001 г.
В первой половине 2001 г. львиная доля инвестиционных программ пришлась на производство изделий из металлов, особенно на автомобильную промышленность, электроники, а также на сельское хозяйство. Все эти отрасли находятся под контролем Совета, что способствует достижению поставленной цели: получить инвестиционных программы на сумму 200 млрд бат (около 4,8 млрд долл.). Данные, полученные за первые шесть месяцев 2002 г., показывают, что как иностранные, так и тайские инвесторы считают Таиланд хорошим местом для ведения дел и вкладывают средства, будучи уверенными в создании благоприятной экономической обстановки в государстве.
Создание такого рода организации, как Совет по инвестициям, в России и странах СНГ сыграло бы положительную роль в привлечении ПИИ. В России уже существует Государственное инвестиционное агентство при Минэкономразвития, основная задача которого – реализация принципа «одного окна» для частных инвесторов (т.е. предоставление полного набора услуг иностранным инвесторам в рамках одной организации), однако его деятельность не получила еще значимого влияния на процесс привлечения инвестиций. В целом изучение и использование опыта такой успешно развивающейся страны, как Таиланд, деловые круги которой проявляют большой интерес к развитию экономического сотрудничества с Россией, может быть чрезвычайно полезным и продуктивным.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >