You are here:     Главная arrow Экономическая справка arrow Денежное обращение и государственный бюджет
Денежное обращение и государственный бюджет
Денежная единица Таиланда – бат (100 сатангов). За состояние финансовой системы страны несет ответственность Банк Таиланда, основанный в 1942 г.
Национальной валютой Королевства Таиланд является тайский (или таиландский) бат. На всех банкнотах и монетах изображен портрет короля Таиланда   в молодости. 1 бат равняется 100 сатангам (тайским копейкам). В ходу монеты достоинством 25, 50 сатангов, 1, 5 и 10 бат, банкноты – 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 бат. Иностранную валюту можно обменять повсюду. Наиболее выгодные курсы обмена предлагают отделения банков и лицензированные обменные пункты.
Проблем с обменом известных и свободноконвертируемых иностранных валют в Таиланде нет: их меняют банки, специализированные обменные пункты. Вот только курсы обмена сильно различаются. Наименее выгодны они в отелях и в аэропортах, маловыгодны – в курортных местностях и более-менее соответствуют объективной ситуации – в пунктах обмена на улицах и при супермаркетах. При покупке батов лучше всего принимают американские доллары и дорожные чеки. В больших городах практически на каждом шагу есть банкоматы. А в крупных магазинах, отелях и ресторанах без проблем принимают основные международные платежные и кредитные карточки.
Курсообразование безналичного бата абсолютно свободное и определяется лишь соотношением спроса и предложения этой валюты на межбанковском рынке. Еще месяц назад курс безналичного бата имел тенденцию к снижению. Но за последние недели он немного увеличился и сейчас составляет 43,3 бата за 1 доллар.
С 1975 г. в стране под покровительством государства действует рынок ценных бумаг, известный как Фондовая биржа Таиланда.
В 1996/97 финансовом году бюджет страны составил 25 млрд. долл. Существенной статьей дохода является иностранный туризм (около 7 млрд. долл. в год).
Ускорение экономического роста и структурные изменения в народном хозяйстве сопровождаются определенной стабилизацией финансового положения страны. Увеличились ее золотовалютные ресурсы, стабилизировалось положительное сальдо государственного бюджета, сохраняется не слишком высокий (4–5%) уровень инфляции. В мае 1990 г. на Таиланд распространилось действие соглашения МВФ, которое касается 68 из 150 его членов, включая 10 азиатских государств. Отнесение к числу последних Таиланда означает признание стабильности таиландской финансовой системы и ее соответствия международным стандартам. Соглашение позволяет более свободно осуществлять торговые операции и создает благоприятные условия для превращения Бангкока в один из крупнейших финансовых и коммерческих центров региона.
Одним из наиболее болезненных событий для тайской экономики явился финансовый кризис в странах юго-восточной Азии. В июле 1997г., когда центральный банк Таиланда объявил об ослаблении привязки тайского бата (национальная валюта Таиланда) к корзине валют, он стал стремительно обесцениваться, потеряв за 2 месяца около трети своей стоимости.
Одной из причин валютного кризиса стало неконтролируемое расширение на местных финансовых рынках. Этому способствовала в определенной мере финансовая либерализация, начатая в странах юго-восточной Азии в 80-е годы. В результате финансовых реформ были отменены ограничения в деятельности коммерческих банков, в том числе иностранных, ослаблен валютный контроль, появились небанковские структуры, такие как страховые кампании, пенсионные фонды, финансовые кампании, деятельность которых не подвергалась существенным ограничениям.
Первым валютный «шок» испытал Таиланд. По мнению некоторых экспертов, тайский кризис относится к таким типам, в которых ослабление местной валюты обусловлено слабостью банковского сектора, усугубляемою еще больше на волне резких валютных сдвигов. При этом расходы, связанные с оздоровлением ситуации, достаточно велики. В Таиланде безнадежные долги в банковском секторе составили около 40 млрд. долларов США или около 15% от ВВП.
В предкризисный период экономика Таиланда развивалась быстрыми темпами, которые колебались в пределах 8-12% ежегодно. Пример Таиланда очень часто использовался в качестве модели для развивающихся стран. В Таиланде были успешно проведены финансовые реформы, в результате которых были отменены все ограничения по процентной ставке, реализованы меры по поддержке небанковского рынка капитала (акций, облигаций), либерализирован валютный режим, введены стандарты банковского надзора.
Финансовая либерализация позволила увеличить объемы кредитования частного сектора и тем самым способствовать росту экономики, привлечь иностранные инвестиции. Так, объем займов частному сектору за 1990- 1995 гг. вырос с 64.3% до 99.8% от ВВП. Что касается всей финансовой системы, то объем займов частному сектору увеличился с 71,9% к ВВП в 1990г до 142% в 1995 г. Чистый приток капитала извне возрос с 8% к ВВП в 1990г. до 14% к ВВП в 1995 г. Это позволило преодолеть разрыв между сбережениями и инвестициями. Резкий приток капитала в Таиланд был обусловлен ослаблением валютного контроля и введением в практику нового вида банковских операций. Получение лицензии на такой вид операций позволял получить не только льготы по налогообложению, но и возможность работать по всем стандартам международной банковской деятельности и открывать отделения за пределами Бангкока. Это позволило привлечь в тайскую экономику 12 млрд. долларов США.
Такая благоприятная обстановка стала постепенно ухудшаться со второй половины 90-х годов. В 1996 г. рост тайского экспорта составил ноль (0.2%). Огромный поток иностранного капитала способствовал быстрому росту невыплаченного внешнего долга. Общий его объем увеличился с 28 млрд. долларов США в 1990 г. (33.8% к ВВП) до 94.3 млрд. долларов США (50.9% к ВВП) к концу 1996 г. В основном это были долги частного сектора, которые представляли собой краткосрочные кредиты, что привело к росту доли краткосрочных заимствований в общем объеме внешнего долга: удельный вес возрос с 35% в 1990 г. до 55,6% в 1995г.
Многие проблемы возникли из-за недостатка финансовой дисциплины. В этот период начался бум на рынке недвижимости, но финансовые посредники были недостаточно готовы к реальной оценке кредитных проектов. Банки и финансовые компании, как правило, кредитовали правительство, государственные предприятия и компании с очень высокой репутацией. Кроме того, появились новые компании менее консервативные, чем прежние, и более агрессивные в своей кредитной политике.
Некоторые фирмы получали займы в объеме, превышающем размер их капитала. В ряде случаев краткосрочные кредиты выдавались на долгосрочные проекты. Поскольку курс местной валюты был привязан к доллару США, финансовые кампании и банки при кредитовании инвестиционных проектов не принимали в расчет валютные риски.
Рост международных резервов, обусловленный значительным притоком капитала в экономику Таиланда (за период 1990-1995 гг. объем международных резервов увеличился почти в три раза), при всех своих положительных моментах имел отрицательные последствия, связанные с тем, что основная доля была создана за счет краткосрочных заимствований. Ситуация с международными резервами стала существенно ухудшаться после того, как к середине 1997г. центральный банк Таиланда был вынужден продать значительную часть международных резервов в целях защиты местной валюты от спекулятивных атак. К этому моменту ситуация обострилась настолько, что центральному банку Таиланда не оставалось ничего другого, как объявить о девальвации местной валюты и обратиться к МВФ за оказанием финансовой помощи.
Важным уроком из опыта 90-х годов стало понимание того, что страны становятся все более открытыми для международных потоков капитала, что значительно усложняет вопросы денежного регулирования.
Расчеты Таиланда на превращение в одного из лидеров финансового бизнеса в мире оказались неоправданными, в частности из-за введения контроля за движением капиталов, внутриполитической нестабильности и приостановки приватизации государственных предприятий. План по развитию рынка капиталов, принятый в начале 2006г., ставит целью удвоение размера облигационного рынка к 2010г. В данном документе признается необходимость более широкой приватизации для существенного расширения таиландского рынка акций. Однако на практике многие приватизационные инициативы оказались нереализованными из-за принятия в конце 2005г. высшим административным советом решения о несоответствии конституционным нормам выставления на продажу долевого участия государственной энергетической компанией EGAT.
Переходное правительство планирует проведение реформ в финансовой сфере с внесением соответствующих поправок в закон о Банке Таиланда, закон о ценных бумагах и биржах, закон о страховании.
Крупным внутренним фактором риска для развития национальной экономики остается политическая неопределенность в стране. Задержка с выборами и последующим формированием легитимного правительства может негативно отразиться на настроениях потребителей и поведении инвесторов. Однако даже в случае формирования нового кабинет министров он может оказаться недееспособным из-за отсутствия четкой экономической программы. В подобных условиях не исключается снижение темпов роста ВВП.
Конфлитные ситуации с применением оружия на юге страны до сих пор не оказали существенного влияния на развитие таиландской экономики. Более серьезную опасность представляет эпидемиологическая ситуация в стране. В начале текущего года появилось сообщение о вспышке в Таиланде эпидемии птичьего гриппа. Учитывая высокую экспортную составляющую в производстве продукции птицеводства в этой стране, распространение указанной болезни может нанести заметный ущерб национальной экономике.
Правительство Таиланда предложило внести поправки в законодательство об иностранных инвестициях, которые вызвали неоднозначную реакцию компаний, базирующихся в других странах и работающих на таиландском направлении. Коррективы, призванные придать четкость правилам использования местных кадров компаниями с иностранными инвестициями, в основном касаются сферы услуг. Предложенные изменения заставят некоторых иностранных инвесторов уменьшить свое долевое участие и ограничить принадлежащее им число голосов в решении вопросов управления соответствующей компанией.
Нынешнее правительство Таиланда придерживается принципа «достаточности» экономики (sufficiency economy), что учитывалось при разработке 10 Общенационального плана экономического и социального развития (2007-11гг.). Основная идея данной концепции заключается в необходимости укрепления национальной экономики для эффективного противодействия «внешним шокам», недопущения превышения задолженности домохозяйств умеренного уровня, обеспечения стабильного (без резких скачков) притока капиталовложений.
Правительственные экономисты в Таиланде считают, что эта концепция не противоречит рыночным основам национальной экономики или курсу на привлечение иностранных инвестиций. Тем не менее многие иностранные предприниматели обеспокоены повышенным вниманием таиландского правительства к внутренним факторам подъема национальной экономики.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >