You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Система образования
Система образования
Первый этап истории развития образования в Таиланде начинается с появлением тайцев на территории страны (началом их массовой миграции стал 1253 г.) и заканчивается серединой XIX в. Согласно национальной традиции, в 1238 г. легендарный правитель Пхра Руанг создал первое тайское государство на территории Индокитая – Сукхотай. Оно стало наследником культуры расселившихся там тайских племен и традиций тех народов, которые проживали в данном районе еще до прихода сюда тхаи: монов и кхмеров. Важной вехой в истории Сукхотай можно назвать создание в 1283 г. первого тайского алфавита. Тайские историки считают, что его автором был король Рама Камхенг. Для создания алфавита была использована монская и кхмерская письменность, в основе которых лежал в свою очередь южно-индийский алфавит. Таким образом, 1283 г. можно условно считать годом появления тайской письменной традиции. Отныне знания передавались не изустно, а в форме письменных текстов, что способствовало их систематизации и большей сохранности.
Рама Камхенг использовал новую письменность для создания надписи на стелле в Сукхотайи в 1292 г. Ее текст дает характеристику различных сфер жизни основанного им государства. Там упоминается и о некоторых аспектах традиционного образования: моральном, интеллектуальном и культурном. Государственной религией Сукхотайи был объявлен буддизм, хотя местное население по-прежнему продолжало исповедовать в основном анимистические верования. Религия проникала во все области. В частности буддизм оказал большое влияние на развитие образования, а первыми центрами распространения знаний стали именно монастыри.
До 1850 г. все образование в Сиаме носило религиозный характер. Традиции Сукхотайи были восприняты и развиты в основанном в 1350 г. новом тайском государстве Аютия (1350-1767 гг.), а также в ранний бангкокский период (1782-1850 гг.).
В течение почти шести веков существовало только два вида обучения:
1) Образование, получаемое при дворе принцами и детьми знати. На протяжении долгого времени только они имели возможность знакомиться с передовыми достижениями западной цивилизации через европейских купцов, миссионеров и дипломатов. Это была сравнительно небольшая группа правящей элиты, к которой принадлежали принцы крови, а также придворная и провинциальная аристократия. Каждый из них занимал определенную позицию в административном аппарате управления страной, выполняя связанные с нею функции. Представители данной прослойки нуждались в более высоком, по сравнению с остальной частью населения страны, уровне образования. Это подразумевало глубокое знание религиозной доктрины и системы морально-этических ценностей буддизма, изучение литературы на пали и тайском языках, а также приобщение к военному делу. В целом система образования при дворе давала больший объем знаний по сравнению со школам при монастырях. Несмотря на это, она являлась весьма консервативной и практически не менялась в течение нескольких веков.
2) Образование для простолюдинов. Его получали в буддийских монастырях («ватах»), которые играли в тот период роль основных центров общественной жизни. Они являлись и школой, и больницей, и местом проведения праздников. В монастыре ребенок с раннего детства приобщался к религии, получал первые знания о мире. Именно там детей обучали читать.
Таким образом, до конца XIX в. в Таиланде обучение детей и подростков проходило прежде всего в монастырских школах, где учащиеся не получали каких-либо специальных знаний, а в основном знакомились с принципами буддийского мировоззрения, учились писать и читать и изучали язык пали. Неудивительно поэтому, что подобная система рассматривается исследователями «как образование ради образования».
На протяжении ряда десятилетий приобщение тайцев, в основном выходцев из привилегированных групп, к достижениям западной цивилизации происходило через европейских дипломатов, купцов и миссионеров. Последние сыграли большую роль в распространении светского образования.
К концу XIX в. в стране функционировало более 70 миссионерских школ, в которых обучалось около 5 тыс. человек. Именно миссионеры были использованы для организации первых светских государственных школ для обучения принцев крови и выходцев из аристократических семей. Такие школы начали создаваться в Бангкоке в конце XIX в. К этому времени относится открытие Дворцовой школы при корпусе Королевских пажей (1870 г.), школы Паггерсона (1872 г.), Суанкулап (1883 г.), последняя, по словам видного политического деятеля страны министра просвещения принца Дамронга, «могла обеспечить все преимущества традиционной системы, а также и высокий уровень образования, который требуется государственному деятелю».
В 1887 г. был создан департамент образования, который пять лет спустя был объединен с департаментом религии и был преобразован в министерство образования. В страну были приглашены иностранные советники и учителя, большей частью англичане, которые приняли участие в разработке национальной программы просвещения, взяв за образец английскую систему образования. Было решено ввести повсеместное начальное обучение на тайском языке. В учебные планы были включены новые дисциплины: грамматика, география, алгебра, геометрия и естественные науки. Среднее образование было разделено на два типа: первый – пятилетний курс на английском языке для дальнейшего технического или профессионального обучения; второй – пятилетний курс на тайском языке с дальнейшим уклоном в торговлю и предпринимательство. Что касается методики нравственного воспитания, то ее заимствовали из японской системы образования, дополнив буддийскими принципами этики и морали.
Получение светского и более передового образования закреплялись социальной политикой, проводимой королем Чулалонгкорном и его приближенными. Король считал, что аристократы должны управлять страной не только с силу своего социального происхождения, а в первую очередь потому, что они являются наиболее компетентными и образованными людьми в государстве.
Несмотря на предпринятые попытки модернизировать систему образования по европейским стандартам, успехи; достигнутые в данной области, были настолько скромными, а потребность в государственных чиновниках была настолько велика, что многие молодые люди – выходцы из привилегированных слоев общества нередко принимались на государственную службу до окончания полного курса обучения.
По мере проведения социально-экономических реформ, усложнения функций государственного управления, проведения финансовой реформы и укрепления международных связей Сиама потребность в грамотных специалистах становилась все более острой. Ее уже нельзя было удовлетворить лишь за счет сравнительно немногочисленной группы образованной элиты. Страна столкнулась с острым дефицитом юристов, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных финансовых работников, военных специалистов, переводчиков и т.п. К концу XIX в, под руководством бюрократической элиты находилась многочисленная армия чиновников, они составляли 90% занятых в аппарате управления, охватывая примерно 1,5% всего мужского населения. Но им зачастую не хватало элементарных знаний, которые они не могли получить при сохранении традиционной системы обучения. Создание специальных учебных заведений по подготовке национальных кадров квалифицированных специалистов стало насущной потребностью времени. Однако поступивший в специальные учебные заведения должен был обладать хотя бы минимальными знаниями. Поэтому проблема подготовки национальных кадров не могла быть решена без реорганизации системы начального и среднего образования.
Еще в середине 80-х годов XIX в. король Чулалонгкорн поручил принцу Дамронгу осуществить перестройку системы начального образования, используя существующие монастырские школы.
В начале XX в. в Сиаме были сделаны первые шаги в создании государственных светских начальных и средних школ. В 1913 г. министерство образования контролировало 247 таких школ, в начале 20-х годов – 639. Впервые в стране появились отпечатанные тексты учебников и словарей, на тайский язык переводились английские книги и учебная литература. Центром распространения начального и среднего образования была столица страны г.Бангкок. Уровень знаний, который получали в это время учащиеся в некоторых столичных школах, мало чем отличался от европейских стандартов. Реорганизация системы образования обеспечила необходимые условия для создания средних специальных и высших учебных заведений.
Непосредственно с реформой в области просвещения связано появление одной из самых многочисленных групп тайской интеллигенции - учителей начальных и средних школ. Первоначально в качестве учителей в основном выступали буддийские монахи. Министерство образования принимало меры к подготовке и повышению уровня квалификации определенных групп монахов, преподававших в реорганизованных монастырских школах. Функционировавшая в Бангкоке Религиозная академия, куда направлялись на обучение наиболее способные монахи, в основном давала лишь религиозное образование, В 90-х годах XIX в. по разрешению министра образования монахов стали направлять на обучение в государственные средние школы. Принимались монахи и в созданную в 1898 г. Нормальную школу, которая была первым в стране специальным педагогическим учебным заведением.
Для осуществления реформы просвещения и повсеместного распространения светского образования необходимо было создать новые педагогические кадры, которые смогли бы заменить монахов. Учителей готовили государственные средние школы в Бангкоке и в некоторых провинциальных центрах, созданная в 1903 г. педагогическая школа в Тхонбури и специальные педагогические курсы, организованные министерством образования. Одновременно открывались и частные педагогические колледжи. Во всех учебных заведениях преподавание велось по специально разработанной министерством образования программе. В них широко использовались иностранные специалисты, которые внесли значительный вклад в развитие системы среднего образования в Сиаме. В начале 30-х годов в частных колледжах преподавало свыше 400 иностранных специалистов. Успехи, достигнутые в развитии системы педагогического образования, способствовали быстрому увеличению численности педагогических работников. Число учителей государственных начальных и средних школ возросло с 4446 в 1915-1916 гг. до 14 544 в 1928-1929 гг.
Несмотря на расширение сети педагогических учебных заведений и создание национальных педагогических кадров, в стране постоянно ощущалась нехватка учителей начальных и средних школ. Это объяснялось как недостатками в организации педагогического образования, гак и низким уровнем оплаты учителей.
Молодежь, оканчивавшая светские средние школы и педагогические учебные заведения, предпочитала идти на службу в государственный аппарат. Большинство дипломированных учителей работали в средних школах, в го время как в сельской местности преподавали лица, не прошедшие специальной педагогической подготовки или окончившие неполную среднюю школу. Низкий уровень экономического положения, тяжелые условия груда, неопределенность социального статуса учителей привели к тому, что в основном данный отряд национальной интеллигенции формировался из представителей непривилегированных групп сиамского общества. Чтобы привлечь молодежь к педагогической деятельности и тем самым уменьшить нехватку в учителях, которая была особенно ощутима в провинциальных центрах и деревнях, в начале XX в. была увеличена оплата учителей. Провинциальным студентам, которые соглашались после окончания учебы возвратиться в родные места, предоставлялись стипендии.
Возможность создания специальных учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов, в основном для работы в различных министерствах и провинциальном управлении появилась с развитием светского начального и среднего образования.
В конце XIX–начале XX в. были открыты сельскохозяйственная, почтовая и типографская школы, училище по подготовке полицейских чиновников, военная и юридическая школы, медицинский колледж. Несколько колледжей начали функционировать в Бангкоке и Чиенгмае. В провинциях Аютхия Пхигсанулок, Прачинбури были созданы школы по подготовке провинциальных чиновников. Выпускники этих школ назначались заместителями районных чиновников, а наиболее способные из них, окончившие специальные курсы прокуроров, впоследствии занимали должности районных чиновников. Таким образом, по мере усложнения функций государственного управления полученное образование обеспечивало возможность продвижения по службе и занятия определенного поста в системе бюрократического аппарата. По мнению одного официального лица, «образование стало инструментом социальной мобильности», или, другими словами, «инструментом изменения социального статуса и положения», но только внутри ограниченной сферы-бюрократии. Правящие круги Сиама, выступая за повышение общеобразовательного уровня населения страны, в то же время стремились дать образование лишь ограниченному кругу лиц, делать знания – монополией представителей аристократии.
В последующие годы по мере активизации торговой и коммерческой деятельности и развития национальной экономики стали создаваться профессиональные школы по подготовке торговых и технических работников. К середине 30-х годов в них обучалось свыше 5 тыс. человек, преимущественно выходцев из среды торговой и буржуазии. Вместе с тем, развитие системы образования и создание разветвленной сети специальных учебных заведений заложили основу формирования национальной интеллигенции в Сиаме.
Рост интеллигенции можно проследить по некоторым отрывочным данным о числе лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, и по материалам переписей, содержащих сведения об уровне грамотности и образования населения. В начале века в стране насчитывалось всего несколько сот человек, которые по уровню образования и характеру своей профессиональной деятельности могли быть отнесены к интеллигенции.
В 1921 г. был принят закон о всеобщем начальном обучении. Первая программа государственного образования была принята в 1932 г.
По данным переписи 1937 г., насчитывалось уже 17,6 тыс. человек со средним и высшим образованием (12,5 тыс. со средним и 5,1 тыс., с высшим). Примерная численность интеллигенции в середине 30-х годов, вероятно, не превышала 10-15 тыс. человек. Несмотря на значительный рост интеллигенции по сравнению с началом века, в конце 30-х годов она оставалась малочисленной социальной группой, комплектовавшейся в основном из среды аристократии и высшей бюрократии.
Таким образом, сложившаяся в Сиаме в начале XX в. система образования ограничивала доступ к получению современных знаний основной части населения, строго регламентировала назначение лиц, окончивших специальные учебные заведения, на посты в государственном аппарате и тем самым служила своеобразным инструментом социального отбора.
По мере увеличения спроса на квалифицированных работников различных отраслей знания и расширения социальной базы студенчества в высшие учебные заведения за границей стали отправлять и студентов – выходцев из сравнительно непривилегированных групп населения. Численность тайской молодежи, обучавшейся за границей, росла. К началу 30-х годов насчитывалось более 300 тайских студентов в странах Европы и Америки, в то время как в 1917 г. их было 127 человек, 20% чиновников государственного аппарата, поступивших на службу до 1932 г., имели диплом об окончании высшего учебного заведения за границей.
Во время обучения в европейских странах тайская молодежь знакомилась не только с культурными и материальными достижениями развитых стран, но и с новыми политическими идеями и мыслями, приобщалась к демократическим идеям. Стремясь не допустить распространения радикальных взглядов среди студентов, таиландское правительство предпочитало посылать их на учебу в страны с монархической формой правления и прежде всего в Англию. Так, в 30-х годах в Англии обучалось свыше 200 человек (из 300), а в республиканской Франции – менее 40. Среди студентов, обучавшихся во Франции, в 20-х годах сложилось радикальное крыло Народной партии во главе с Приди Паномионгом. Оказавшись в стране, славившейся своими традициями демократической борьбы и помнившей буржуазные революции и Парижскую Коммуну 1871 г., тайская молодежь обогащалась идеями буржуазной демократии, свободы и независимости.
Правительственные школы полностью содержатся министерством образования, а местные школы и школы при муниципалитетах получают от правительства только жалованье для учителей, минимум школьного оборудования и небольшую часть денег на строительство школьных зданий. Расходы на образование составляют 17–19% национального бюджета.
Система национального образования копирует административную систему управления, т. е. провинция – район – директор школы. Директора правительственных школ подчиняются непосредственно инспектору образования провинции, а директора сельских школ и школ муниципалитетов находятся в ведении районного инспектора образования от МВД. По существу, удовлетворительный контроль за положением в области образования осуществляется лишь в Бангкоке, а не в сельских районах, где высшие чиновники крайне редко посещают школы, довольствуясь отчетами местных инспекторов.
Начиная с 60-х годов административная структура системы образования подвергалась частым реорганизациям, вызванным главным образом недостаточными бюджетными ассигнованиями и нехваткой квалифицированных преподавателей в средних и особенно в начальных школах.
С 1974 г. в административную структуру образования входят десять университетов страны, подчиняясь специальному комитету при канцелярии премьер-министра; остальные высшие учебные заведения, государственные и частные, средние школы и часть городских начальных школ находятся в ведении министерства образования, которое через департамент по делам религии контролирует два высших буддийских учебных заведения и сорок религиозных средних школ; полицейская академия, сельские начальные школы и учебные заведения муниципалитетов входят в систему министерства внутренних дел; три военные академии и специальные военные училища подчиняются министерству обороны. Планирование числа учащихся, составление методических программ, экзаменационных требований и другие вопросы учебного процесса осуществляются Национальным советом по образованию при канцелярии премьер-министра.
Современная система государственного образования включает четыре уровня: 1–2 года дошкольного образования; 6 лет обязательного начального образования; 6 лет среднего образования, которое имеет две ступени. Уровень грамотности – 93%, один из самых высоких в регионе Восточной Азии, третий после Южной Кореи и Гонконга. Начальное образование практически всеобщее. Но лишь 28% учащихся поступают в школу 2-й ступени (один из самых низких показателей в регионе). Начальное образование обязательно и бесплатно, хотя расходы на форму, учебники и транспорт вынуждают некоторых детей бросать школу. Среднее образование тоже поддерживается государством, но эта ступень обучения необязательна и родителям обходится дороже, поэтому количество учащихся здесь намного меньше, чем в начальной школе.
В высшие учебные заведения поступает 14% (что значительно выше, чем в других странах), но большая часть – в профессиональные школы, а не в университеты. Менее 20% выпускников вузов специализируется в науке и технике (в Сингапуре – более 50%) (все данные на 1996 г.).
В условиях ускоренной экономической модернизации стала особенно острой нехватка квалифицированных специалистов для работы на современных предприятиях индустриальной сферы. Появилась настойчивая необходимость в проведении реформы системы национального образования, которая была осуществлена под руководством национального правительства Таиланда в 1980-1990-х гг.
После целого ряда подготовительных работ в 1999 г. был принят Акт о национальном образовании, который документально оформил программу реформы. Это документ должен был охватить все аспекты образования и определить долгосрочную программу развития данной сферы.
Следует отметить сравнительно открытый и демократичный характер процедуры подготовки самого Акта. Большую роль в данном процессе сыграли профессора и преподаватели различных учебных заведений. В нем также активно участвовали различные общественные организации. Проект реформы широко освещался в средствах массовой информации Таиланда. Все эти мероприятия способствовали привлечению интереса многочисленных групп населения к вопросам образования.
В основу Акта о национальном образовании 1999 г. было положено 3 базовых принципа:
1) Дать возможность каждому гражданину страны учиться в течение всей жизни,
2) Обеспечить участие всех социальных групп в процессе образования,
3) Последовательно развивать и расширять знания населения.
Процесс осуществления реформы должен был иметь плановый поэтапный характер. Ее программа предусматривала целый комплекс последовательных мероприятий, охватывавших различные виды и уровни образования. Под задуманные преобразования предполагалось подвести серьезную законодательную базу.
Планировалось, что реформа будет проходить в 5 этапов. На 1 этапе предполагалось создать Исполнительный комитет – общественный орган, состоящий из 9 членов, занимающихся осуществлением реформы. На втором этапе, который должен был занять 1 год (по 20 августа 2000 г. включительно), предусматривалось создать законодательную базу реформы: ввести в действие целый ряд законов и постановлений, направленных на развитие различных типов и видов основного и дополнительного образования. На третьем этапе, который займет три года (по 20 августа 2002 г.), предполагалось предоставить всем гражданам страны равные возможности для получения бесплатного двенадцатилетнего образования, а также обязательного девятилетнего образования. Также на третьем этапе должны были быть проведены административные преобразования: создано единое Министерство по делам образования, религии и культуры, учрежден Комитет по стандартам и качеству национального образования, осуществлена децентрализация в области управления начальным, средним и высшим образование, а также проведена реформа местного управления. Также на третьем этапе предполагалось уделить большое внимание реформированию системы педагогического образования: 1) Создать специальный Фонд улучшения качества подготовки учителей, преподавательского состава и кадров, занятых в сфере образования, 2) Учредить специальный орган, занимающийся административными проблемами учителей и педагогических учебных заведений, а также центральную организацию, отвечающую за управление педагогическими кадрами, 3) Принять закон об оплате труда педагогов, полагающихся им льготах и материальных благах, 6) Внести изменения в Педагогический Акт от 1945 г., а также в Акт по вопросам граждан ского образования от 1978 г. На четвертом этапе (к 20 августа 2004 г.) в соответствие с Актом о национальном образовании 1999 г. должны быть приведены все законодательные акты и постановления в области образования, религии и культуры, действующие с момента его вступления в действие. И, наконец, на 5 этапе – спустя 6 лет с момента введения Акта в действие (по 20 августа 2005 г.) – Министерство по делам образования, религии и культуры должно было завершить первый круг преобразований во всех учебных заведениях страны.
Однако в условиях Таиланда недостаточно было просто наметить программу реформы. Необходимо было преодолеть целый ряд барьеров, обусловленных бюрократическими принципами организации государственной службы, существованием различного рода клиентельных связей, коррупции и широко распространенной практики взаимовыгодных услуг. Одним из самых важных положений реформы стала административная перестройка системы управления образованием. В 2002 г. было создано единое Министерство по делам образования, религии и культуры, которое пришло на смену сразу трем различным Министерствам:
1) Министерству образования, ранее ведавшему вопросами дошкольного, школьного, педагогического и профессионально-технического образования, а также соответствующими учебными планами и сферой неформального образования;
2) Министерству по делам университетов, занимавшемуся большинством государственных и частных учебных заведений;
3) Национальной образовательной комиссии, отвечавшей за разработку и осуществление общенационального политического курса в области образования, ведавшему вопросами планирования и исследований.
Деятельность этих учреждений была довольно несбалансированной и весьма бюрократичной. Их функции нередко пересекались, что вносило путаницу в решение целого ряда вопросов. Предполагалось, что создание единого образовательного ведомства позволит избежать совмещения полномочий различных министерств, улучшит координацию деятельности в области образования, создаст возможности для улучшения ее планирования и контроля.
В Таиланде должны были быть созданы местные комитеты по вопросам образования, религии и культуры, ведущие контроль над деятельностью местных образовательных учреждений всех уровней, кроме высшего. Данные комитеты получили широкий круг полномочий: учреждать и открывать новые учебные заведения, оказывать им содействие, контролировать их деятельность и закрывать те из них, деятельность которых не соответствует общенациональным стандартам качества образования. Местные комитеты получили целый ряд прав, ранее принадлежавших центральным министерствам. Они ведали академическими, административными, бюджетными и другими вопросами на местах. По расчетам правительства, осуществление реформы местной администрации должно было занять от 3 до 6 лет.
Однако наиболее важным стало включение в Акт 1999 г. положения о перестройке школьного образования. Прежде всего, устанавливалось бесплатное двенадцатилетнее образование. Обязательным отныне стало девять классов образования (6 классов начальной школы и 3 класса низшего звена средней школы), которое должны получить все дети от 7 до 16 лет. В условиях происходивших экономических перемен обязательного начального образования было уже недостаточно. Новые отрасли промышленного производства требовали качественно иного уровня подготовки кадров. Необходимо стало обеспечить базу для усвоения современных научно-технических знаний.
Таиланду удалось добиться больших результатов в деле всеобщего охвата населения начальным шестилетним образованием. Значительно выросло число начальных школ, которые появились даже в самых удаленных периферийных районах страны. Улучшилось их материальное положение и техническое оснащение.
В то же время на качестве начального образования по-прежнему сказывается неравномерное экономическое развитие различных районов страны. Дети, проживающие в столице, имеют гораздо больше возможностей получить качественное начальное образование по сравнению с жителями удаленных сельских районов. Весьма острой остается и проблема бедности. Именно она часто является причиной того, что выходцы из бедных семей не могут регулярно посещать начальную школу, что отражается на их знаниях. На данном этапе одним из первостепенных вопросов в сфере начального образования остается для Таиланда вопрос о повышении его качества, а также о преодолении экономического неравенства, существующего между различными регионами страны.
Важной вехой в сфере среднего образования стало включение в Акт 1999 г. положения о двенадцатилетнем бесплатном образовании и обязательном девятилетнем образовании для всех граждан страны. Правительству Таиланда удалось добиться определенных успехов в достижении этих целей.
С каждым годом увеличивается число учеников, обучающихся в средней школе. Растет количество средних образовательных учебных учреждений. Однако в 2000 г. 35% детей в возрасте 12-17 лет все еще не были охвачены системой среднего образования. По-прежнему весьма высоким остается процент отсева из средних учебных заведений, а также количество остающихся на второй год.
Несмотря на большие успехи в данной области, правительству предстоит увеличить число средних школ, открывая их даже в удаленных периферийных районах страны, а также повысить качество среднего образования. Появление новых профессий и постоянно меняющиеся требования быстро растущего рынка труда требуют совершенно иного уровня квалификации рабочих и служащих предприятий. Остро стоит вопрос о пересмотре учебных планов и разработке новых методик преподавания в средних учебных заведениях гуманитарного и особенно профессионально-технического профиля. Теперь они должны готовить качественно иных специалистов, обладающих современными знаниями и навыкам на основе широкой научной базой. Одним из наиболее важных критериев качества образования теперь стала востребованность тех или иных специалистов на рынке труда.
Важной проблемой остается вопрос о расширении сети профессионально-технических учебных заведений и улучшении качества подготовки их выпускников. В связи с тем, что система образования Таиланда традиционно имела гуманитарную направленность, в настоящее время необходимо улучшить качество преподавания естественных и математических наук, а также готовить более квалифицированных специалистов в технических отраслях, т.к. именно в них остро нуждается национальная экономика. Необходимая материально-техническая база для достижения этих целей пока отсутствует в то время, как спрос на представителей данных специальностей постоянно растет.
Остро стоит вопрос и о подготовке квалифицированных педагогических кадров. Ведь именно они отвечают за уровень и качество образования своих учеников. Правительству Таиланда удалось частично решить данную проблему: уровень знаний тайских педагогов несколько вырос. Однако система педагогического образования пока еще не успевает за быстрыми изменениями, происходящими в жизни страны. Если ранее наибольшим спросом пользовались гуманитарные специальности, преподавателей которых в основном и готовили педагогические вузы, то теперь возник острый спрос на преподавателей естественных и технических наук. Квалифицированных педагогов по данным предметам пока еще не хватает.
Акт 1999 г. стал документально оформленной программой преобразований, задуманных в сфере образования. Он фактически закрепил те мероприятия, которые частично уже были осуществлены в этой области в 1980-1990-х гг., и наметил единую стратегию развития данной области в дальнейшем. Сравнительно демократичный характер процедуры подготовки этого документа имел широкий общественный резонанс и способствовал тому, что интерес общества к вопросам образования значительно вырос.
В целом за полтора десятилетия системе начального и среднего образования Таиланда удалось сделать большой шаг вперед, что создало базу для дальнейшего реформирования системы высшего образования страны.
В Таиланде функционирует сеть университетов, технических, педагогических и сельскохозяйственных институтов и колледжей. Старейшие из университетов – Чулалонгкорнский в Бангкоке (основан в 1917 г.) и Таммасартский (1933 г.), среди наиболее известных - Рамкамхенгский, Касетсатский и Махидонский.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей.