You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Роль женщины в тайском обществе
Роль женщины в тайском обществе
Конституция Таиланда гарантирует женщинам равные права с мужчинами, но на деле во многих сферах повседневной жизни женщины до сих пор сталкиваются с дискриминацией. Правда, за несколько последних десятилетий женщины добились гигантских успехов на пути к подлинному равенству. Женщины в Таиланде пользуются свободой, недостижимой для представительниц этого пола во многих странах мира. Хотя в низших слоях общества они пока не обрели гарантированной конституцией защиты от эксплуатации, в высших слоях женщины сосредоточили в своих руках значительную власть . Половину студенчества составляют женщины; женщины часто занимают руководящие должности в тайских компаниях и высокие посты в государственных учреждениях и на политической арене. В частности, нередко можно встретить тайскую женщину, руководящую крупной компанией. Менее образованные женщины составляют весомую долю в общей массе городской рабочей силы. Женщин можно нередко увидеть даже на строительных площадках, где они трудятся наравне с мужчинами. Многие тайки управляют придорожными продуктовыми лавками и небольшими фирмами – такими, как прачечные и салоны-парикмахерские.
В традиционном тайском обществе женщины подчинялись мужчинам. Говорили, что мужчины – это передние ноги слона, а женщины – задние. В современных условиях положение изменилось: слоны, по словам тайцев, стали пятиться. Женщины перестали исполнять в новогодний праздник церемонию испрашивания прощения у мужа, сопровождающуюся поднесением цветов и благовоний к ногам мужа. Исчез обычай кормить мужа первым. По традиции в течение некоторого времени зять живет в доме родителей жены, отрабатывает за нее, пока не заведет собственного дома и хозяйства. Тесть ожидает проявления ритуального уважения со стороны зятя. Невестка обязана оказывать ритуальное почтение своей свекрови, но обычно они не живут под одной крышей (за исключением тех случаев, когда у родителей единственный сын).
Согласно догматам буддийского учения, женщине гораздо дальше до нирваны, роль монахини не столь благостна, как роль монаха, и не дает, в отличие от последней, заслуги ближним. В анимизме роль женских божеств очень высока. В реальной жизни, в отличие от ритуальной сферы, роль женщины в современных условиях весьма значительна, а положение независимо. Разница в магической технике является частью ритуальной оппозиции полов, становящейся все более ощутимой по мере взросления мальчика, молодого человека. Мальчик долго ходит голым, в то время как девочке обычай повелевает очень рано закрывать интимную часть тела. Мальчики могут вступать в контакт с монахами, девочек учат держаться поодаль от них. У мальчиков много талисманов, у девочек они почти отсутствуют. Молодые люди наносят на тело татуировку для приобщения к магической силе, девушки лишены такой возможности. В 20 лет молодой человек может стать монахом и получить доступ к священному знанию. Путь этот закрыт для женщин в течение всего репродуктивного периода, когда они остаются ритуально противопоставленными мужчинам, и открывается для них лишь в пожилом возрасте.
Обычай предписывает девушке сохранять целомудрие до вступления в брак. Нарушение этого правила расценивается как недостойное поведение, ведущее к утрате доброго имени. Сексуальное общение – встреча ритуально противопоставленных полов – является, по мнению тайцев, серьезным событием. Поэтому так пристально следят за девушками, допуская к ним ухажеров только под бдительным контролем взрослых «надзирателей». Молодые люди имеют свободу только в пределах обмена взглядами и жестами рук, а наблюдатели следят, чтобы между ними не было физического контакта. Причина запрета на физическую близость – в представлении, что ею будут оскорблены духи предков.
В Центральном Таиланде женщинам и девушкам в семье полагается избегать даже минутных встреч наедине с гостем мужчиной; в Северном Таиланде наоборот: девушки развлекают посетителей. Взрослый член семьи должен быть поблизости, но не присутствует. Девушки развлекают гостя чтением стихов и пением.
Для завоевания сердца неприступной девушки юноши обращаются к помощи магии: носят на шее амулет, украшают тело татуировкой, пользуются заговоренной пудрой, чтобы быть еще привлекательней, имеют при себе маленький сосудик с двумя деревянными изображениями в нем. Женщины также пользуются магическими приемами, диапазон которых значительно уже мужских.
Правила этикета в отношениях между «посторонними» мужчинами и женщинами предусматривают – в жесткой форме – соблюдение почтительной дистанции при общении. Отсутствие обычая уступать место женщине (разве что беременной или с ребенком) является, пожалуй, результатом установки на более важную роль в обществе мужчин.
Не сведущие в тайском этикете иностранцы в Таиланде нередко становятся жертвой собственной любезности или искренних чувств – протянутую ими руку не берут, даже если они хотят помочь молодой девушке выйти из машины.
Открытое проявление чувств между полами на публике (объятия, поцелуи) у тайцев совершенно неприемлемо. Традиционный танец рамвонг танцуют, не прикасаясь друг к другу. Всего лишь два поколения назад в глухих деревнях страны налагалось табу на прикосновение мужчины к ткацкому станку под домом – его (станок) считали продолжением женской личности. Ныне это табу перешло в область воспоминаний, но сохранился штраф, который может наложить староста деревни на прикоснувшегося к девушке, если она пожалуется. Таким образом, девушка «спасает лицо», давая понять, что столь бесцеремонное поведение имело место против ее воли. Размер штрафа зависит от того, к какой части тела девушки осмелился прикоснуться молодой человек.
Считается неприличным уединяться незамужним парам, девица должна идти в кино, кафе, магазин с кем-либо из родственников или подруг. Молодой человек может найти возможность поухаживать за девушкой во время праздника в усадьбе храма, у крыльца ее дома или места, где она сидит за ткацким станком или толчет рис.
Встречи с девушкой в домашней обстановке происходят только в присутствии ее родителей. При них же устраиваются «конкурсы» молодых людей – претендентов на ее руку и сердце. Успех в этой баталии полов зависит от владения словом. Обычай предписывает девушкам роль пассивную, оборонительную, но они стремятся лидировать в словесной пикировке, неизменно сохраняя вежливость, стараясь не задеть чувств молодого человека.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
 
< Пред.   След. >