You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Этические ценности в тайском обществе
Этические ценности в тайском обществе
Этические ценности в тайском обществе определяет буддизм. Он дает критерии добродетели («заслуги») и греха, добра и зла. Совершение добрых дел, накопление заслуг влияет на карму человека, зависящую от соотношения количества заслуг и грехов. Сам факт рождения человека предопределен кармой предшествующего существования, греховная жизнь меняет карму и в следующем перерождении сулит рождение животным, растением или женщиной. На более абстрактном интеллектуальном уровне доктрина кармы предусматривает непрерывность существования: после смерти человек теряет свою духовную сущность и становится одним из компонентов космоса
Немногие тайские буддисты надеются достичь нирваны, но большинство тайцев озабочены накоплением возможно большего количества заслуг, веря в то, что таким образом они обеспечат себе благополучие в этой жизни, а после смерти, может быть, возрождение на небе (нижнем, где можно наслаждаться, иметь много жен) или снова на земле, в человеческом обществе, с высоким статусом. Нечестивое поведение имеет дурные последствия – неблагополучие в этой жизни, после смерти попадание в ад или возрождение в облике животного или бесплотного духа.
Тайские крестьяне, видящие главный смысл религиозной деятельности в накоплении заслуг, имеют в виду практические жизненные задачи. Направленность «делания заслуг» к иным целям, помимо стремления к избавлению от цепи перерождений (с точки зрения буддийской доктрины – занятия сугубо индивидуального), подтверждается, по мнению этого ученого, и тем, что социальная единица, занятая приобретением заслуг, не обязательно индивид, – это может быть семья, хозяйство, родственная группа, вся деревня.
Самый лучший способ накопления заслуг – пожизненное пребывание в стенах буддийского монастыря посвятивших себя религиозной деятельности членов сангхи. Монахи стоят в тайском обществе на высшей ступени престижа и уважения. Меньший, чем у монахов, но значительный резерв заслуг получают мужчины-миряне, посвятившие служению Будде часть своей жизни или даже минимальный срок – 3 месяца. Возвращаясь в мир из стен монастыря, молодой человек простирается ниц перед старшими родственниками, поднимает сложенные ладонями руки и мягким голосом предлагает разделить с ним заслугу, накопленную за время пребывания в монастыре.
Заслугой является и следование кодексу буддийской этики, который дает установки на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, но допускает возможность индивидуального толкования этих предписаний и выбора наиболее удобного из них для конкретной личности. Тайская буддийская этика не является абсолютной: ни от кого не ожидается выполнения всех правил, однако чем большим количеством правил человек руководствуется, тем большее уважение вызывает у окружающих.
Из поступков, дающих заслугу, к числу самых важных относится акт даяния храму, монаху, родственнику или другу. Тайцы считают, что проявление щедрости даст человеку заслугу в том случае, если он сделал это от души и никогда впоследствии не пожалел об этом.
Несмотря на то, что карма индивидуальна и зависит от соотношения заслуг и прегрешений человека, стремление к получению религиозной заслуги реализуется в коллективных церемониях, т. е. «буддийская доктрина индивидуальной ответственности дополнилась этикой коллективности (коллективных церемоний получения религиозной заслуги)».
 Этические нормы буддизма играют в тайском обществе огромную роль в регуляции поведения членов общества, освящая типичные нормы деревенской общины – взаимопомощь, уважение к старшим, воздержание от насилия. Буддийские этические нормы способствуют поддержанию гармоничных отношений в тайском обществе, тем самым обеспечивая его интеграцию.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >