You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Национальный костюм
Национальный костюм
Различным группам тайского населения Таиланда в недалеком прошлом было присуще известное внешнее своеобразие, создаваемое одеждой и прической.
Традиционной одеждой мужчин и женщин в Центральном Таиланде до недавнего времени был панунг – кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер; один конец его пропускали между ног и закрепляли сзади на поясе. Верхнюю часть тела мужчины закрывали распашными куртками, женщины повязывали на груди шарф, оставляя одно или оба плеча открытыми.
На севере и северо-востоке Таиланда панунг носили только мужчины, а женщины носили узкую юбку – пасин и шарф на груди, конец которого перекидывали через плечо. Пасины отличались по цвету и расположению полос на ткани (на севере ткань имеет горизонтальные, на северо-востоке – вертикальные полосы). Различались пасины и окраской. Для пасинов женщин народности лю были характерны чередующиеся полосы красного, белого и черного цветов.
Таким образом, можно сказать, что одежда, особенно женская, играла роль этнического признака и позволяла довольно безошибочно установить принадлежность человека к той или иной тайской народности или этнической группе.
Молодые женщины закрывали грудь шелковым шарфом, но после замужества не делали этого. От солнца и мужчины и женщины прятали головы под шляпы, плетенные из пальмовых листьев. На церемониях и при визитах к «высшим» надевали шелковый шарф на талию. Придворные облекались в одежды с богато украшенными рукавами. Дети украшали руки и ноги золотыми и серебряными кольцами, руки – ожерельями и кольцами. Девочки на талии носили тесемки с «сердцем» из золота или серебра вместо фигового листка. На шею детям вешали амулеты – пластинки – против духов; мужчины подвешивали амулет от духов (металлический шарик) к поясу.
В наши дни в городах традиционная одежда вытесняется западной. В деревнях мужчины подпоясываются широким поясом, который имеет до 20 различных функций – от платка до палатки. Плотно обернутый вокруг бедер, он заменяет купальный костюм. Женщины в деревнях, раньше не стеснявшиеся обнаженного торса и покрывавшие грудь только шарфом, сейчас носят жакеты (наподобие мужских) и пасин. Ходят босыми, но люди знатные – в обуви. Входя в дом, ее обязательно снимают.
Обуви деревенское тайское население , как правило, не носит. Изредка (отправляясь в город, например) тай надевают самодельные деревянные башмаки или покупные резиновые и кожаные сандалии. При входе в дом обувь снимают.
Судя по барельефам Ангкор-Вата, где изображен тайский вождь с несколькими воинами, тай, находясь под властю кхмеров, укладывали заплетенные волосы в три-четыре яруса и украшали голову пятью рядами бус.
До конца XIX – начала XX в. женская прическа отдельных групп тай Таиланда сохраняла местную специфику. В северных районах женщины собирали волосы на затылке в узел. В отличие от них женщины Центрального и Северо-Восточного Таиланда коротко стригли волосы. Существует мнение, что обычай стричь волосы в Сиаме восходит ко времени осады Аютии бирманцами (в середине XVIII в.), когда женщины будто бы стремились .ввести врага в заблуждение относительно численности войск и специально остригли волосы, чтобы придать себе внешнее сходство с мужчинами.
Теперь женщины и девушки охотно завивают волосы. Головы защищают от солнца шляпами, плетенными из соломы, пальмовых листьев, расщепленного бамбука. Женщины любят металлические украшения: кольца, браслеты, серьги, ожерелья.
Почерневшие от постоянного жевания бетеля зубы были характерной чертой облика всех тай. И поныне долг гостеприимства обязывает угостить гостя бетелем. Однако обычай жевания бетеля понемногу начинает исчезать. В школах страны против него ведется активная борьба, и приверженцами этого обычая остаются лишь люди старше 35 лет. Женщины, заботящиеся о своей внешности, после жевания чистят зубы, чтобы они не чернели.
До начала нынешнего века мужчины Северного и Северо-Восточного Таиланда татуировались. Самоназвании лао этих районов связаны с обычаем наносить татуировку на ту или иную часть тела: северные лао татуировали живот и бедра и называли себя «лао пунг дам», что означает «лао с черными животами», а северо-восточные .лао татуировали только бедра и именовали себя «лао :пунг као» – «лао с белыми животами». Лю татуировали только ноги, а шань – живот, ноги и руки. Процедура нанесения татуировки растягивалась на два-три дня.
Надо полагать, что по происхождению обычай татуирования связан с обрядом инициации и является отзвуком этого древнего обряда. До последнего времени смысл татуирования состоял в том, чтобы проявить выдержку и доказать свое мужество, – иными словами, завоевать право считаться взрослым мужчиной. С другой стороны, считалось, что татуировка оказывает магическое влияние на человека, например изображение льва наделяет человека силой и храбростью этого животного.
В прошлые века знатные сиамцы отращивали на пальцах рук длинные ногти. Этот обычай сохраняется и поныне. Излишне длинный ноготь на мизинце офицера полиции или правительственного чиновника является символом его высокого социального положения и свидетельствует о том, что данная персона не занята физическим трудом.
Тайские женщины носят золотые, серебряные и медные украшения (кольца, браслеты, ожерелья и пр.). Обычай ношения в ушах подвесок постепенно уходит в прошлое (во всяком случае, в Северном Таиланде).
Из сказанного выше видно, что о значении одежды, прически и татуировки как «индикаторов» для определения принадлежности к той или иной группе тайского населения можно говорить только в прошедшем времени. В связи с усилением связей между жителями различных областей Таиланда наблюдается значительная нивелировка внешнего облика тай. Известная роль в этом процессе принадлежит Западу (ввоз импортных тканей, готовой одежды, наконец, кинофильмов, оказывающих влияние на вкусы молодого поколения).
Относительно материальной культуры тайцев можно сделать следующий вывод. Основы культуры тай были заложены еще задолго до заселения ими территории Таиланда. Переселяясь, тай останавливались лишь в тех местах, которые соответствовали сложившемуся у них издавна типу хозяйства, поэтому и на новых местах они во многом сохраняли привычки и приемы своих далеких предков. Вместе с тем отдельным народам тайской группы присуще определенное своеобразие в методах ведения хозяйства и в быту. Специфичность хозяйства тай разных районов страны в значительной мере можно объяснить различными природными условиями. Так, именно природными условиями районов расселения лао и сиамцев объясняется то, что первые выращивают клейкий рис, а вторые – неклейкий, что рабочим скотом у лао являются преимущественно быки, а у сиамцев – буйволы. Точно так же в различии природных условий коренится причина того, что у лао гораздо большее значение, чем у сиамцев, имеет подсечно-огневое земледелие. Столетия изолированного существования в различных географических условиях в контакте с культурами различных пародов не могли не наложить отпечатка на материальную культуру отдельных тайских народов нынешнего Таиланда.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >