You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Тайский бокс
Тайский бокс
В Таиланде муэй тхай, или тайский бокс, включает в себя элементы боевого искусства и древних ритуалов. Он являет собой смесь традиционного бокса с такими восточными боевыми искусствами, как каратэ и таэквондо. Боксеры могут пускать в ход кулаки, локти, колени и ступни для нанесения ударов своему противнику практически во все части тела – куда только не предоставится возможность. Наблюдая за ходом современного боя, вы вряд ли поверите в то, что когда-то он мог быть даже еще более жестоким и свирепым.
До 1930-х гг. правила и положения, регулирующие тайский бокс, были очень скудными. А серьезные травмы и ранения обычным явлением для боксеров, практиковавших такие способы ведения боя, как царапанье, удушение и плевки в противника. (В 1920-е гг. этот вид спорта был даже запрещен и возродился только в 1930-е гг. после принятия ограничительных правил.)
О начале матча возвещает резкая музыка, исполняемая небольшим оркестром на стадионе. Бойцы выходят на ринг в цветных повязках на голове и на рукавах. Этим повязкам тайцы приписывают сакральную значимость. Считается, что они освящают действия борца и охраняют его.
Перед началом первого раунда оба спортсмена читают ритуальные молитвы, поочередно поворачиваясь лицом в направлении места своего рождения, а затем четырех сторон света. Они призывают на помощь духов-покровителей и тени давно умерших великих боксеров.
Боксеры встают на колени и исполняют молитву, затем – под музыку продолжающего играть оркестра – они передвигаются вокруг ринга в гипнотизирующем танце, рам муэй. Этот танец в медленном темпе с нарочито подчеркнутыми движениями в традиционном тайском боксе служит способом выказывания участниками боя уважения тренеру и боксерской школе, к которой каждый из них принадлежит.
После исполнения рам муэй боксеры снимают повязки с головы. Нарукавную же повязку – со спрятанным в ней небольшим амулетом с Буддой – они не снимают до конца боя. Музыка сопровождает все пять трехминутных раундов, и неистовые крещендо усиливаются или ослабевают в соответствии с действием на ринге.
В Таиланде насчитывается примерно 60 000 спортсменов, занимающихся муэй тхай. Бои регулярно проводятся как на бан-гкокских стадионах Лумпхини и Рачадамнёне, так и в других тайских городах и деревнях.
Чтобы понять сущность современного тайского бокса, следует хотя бы кратко рассмотреть общую эволюцию тайских боевых искусств, тот исторический фон, на котором произошло его зарождение и развитие. Надо отметить, что реальные корни происхождения муайтай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г., когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства - Аютхайу. Поэтому описываемый здесь процесс эволюции традиционных боевых искусств Сиама, вплоть до начала XVII в., является лишь попыткой его исторической реконструкции. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиангмай, Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам. Эти данные зачастую носят противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории муайтай в современной литературе.
Трудно судить о существовании каких-либо систем боевых единоборств на границе неолита и бронзового века, но если следовать утверждениям тайских историков, то уже где-то в середине II тысячелетия до н.э. на территории заселенной тайскими племенами существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами. Скорее же всего, время возникновения подобия каких-либо систем рукопашного боя в Таиланде следует отнести на тысячелетие позже, а именно к XV в. до н.э., когда в Китае появились первые протогосударства в бассейне реки Хуанхэ. Именно к эпохе Шань-Инь (XIV - XI вв. до н.э.) относятся одни из первых найденных в Китае изображений приемов борьбы с оружием.
К концу I тыс. до н.э. на территориях, занятых тайскими племенами, начинают формироваться протоисторические государства, названия которых сохранились в китайских династийных хрониках этого периода.
Одним из первых стало крупное государство Фунань (I - VI вв. н.э.), занимавшее территорию дельты и среднего течения реки Меконг и включавшее в себя половину современного Таиланда и всю Камбоджу. Фунань, правящий класс которого состоял из индусов, играло ключевую роль в политике и экономике Юго-Восточной Азии того периода. В течение I тыс. н.э. тайские племена были организованы в так называемые "мыанги" ("земли"), возглавляемые удельными князьями "чао" ("отцы народа") и сотенной администрацией. Общественный строй мыангов базировался на феодально-родовых отношениях и представлял собой сочетание вертикальных и горизонтальных классовых связей. Соседние мыанги часто объединялись, чтобы противостоять своим воинственным соседям - китайцам и вьетнамцам, с которыми и происходила большая часть военных конфликтов.
Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине VII в. на территории южного Китая (современная провинция Юньнань) государства Наньчжао (с IX в. - Дали), которое просуществовало до XIII столетия. Правящая китайская династия Тан, которой с севера угрожали кочевники и могущественные западные государства (Тибет и др.), решила обезопасить свои юго-западные границы путем форсированного создания дружественного государства в Юньнани, состоящего из различных национальностей, называемых в Китае "южными варварами". Однако, если первоначально Наньчжао было союзником Китая, то в последующие столетия стало его соперником, распространив свое влияние на территорию современной Бирмы и северного Вьетнама.
В 1235 г. монгольские армии хана Хубилая покорили Наньчжао и оно вошло в великую империю Юань. Роль Наньчжао в истории тайцев была двоякой. Создание государства-буфера, с одной стороны, простимулировало миграцию тайских племен на юг, а с другой – затормозило китайское культурно-экономическое влияние с севера на многие столетия. В противном случае, тайцы просто ассимилировали бы в китайскую культурную среду как многие малые народности современного Китая.
Одному из тайских удельных князей, правивших на этой территории, Кунло (около VII в. н.э.), после создания государственного образования Наньчжао, удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость. Ему также приписывается создание элитных воинских частей, состоящих как из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг.
Управление этими подразделениями основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью как трусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие. Признаком принадлежности к элитным частям были прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложные испытания.
Также Кунло считается основателем "фандаба" – тайского искусства фехтования на мечах. Следует отметить, что возникновение искусства фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах, существовавшая в конце I тысячелетия до н.э., полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого "даб чек". От своего китайского аналога он отличается лишь укороченной рукоятью.
На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, "то", имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканского мачете). У другого меча, называемого "даб", было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, "понг даб", имел обоюдоострое упрочненное лезвие с закруглениями на обеих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя.
Именно из "даба" вышел классический древний тайский меч "даб тай", техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от китайской.
В китайских летописях, относящихся к династии Тан (618-907 гг.), встречается термин "даб наньчжао", который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен старинной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока не будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось, данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя "пачуху" или "пахуют", в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями.
Позже в даб наньчжао стали применять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих пор сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования "краби крабонг", самые первые свидетельства о которой появились лишь в середине XIV века.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
След. >