You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Традиционный тайский театр
Традиционный тайский театр
Традиционный тайский театр формировался на протяжении веков под патронажем королевского дома. Особое развитие получили классический танец, изысканная драма и грубоватый, нарочито приземленный народный театр. Жизнь классического театра и драматургии в Сиаме переплетается с жизнью поэзии : до XX в. все тексты театральных представлений разных форм и стилей всегда были стихотворными. Долгое время сочинения для театра не имели своей специфики. Актеры разыгрывали средствами пантомимы и танца какой-либо эпизод из «Рамакиана» или «Инао» в сопровождении текста соответствующей поэмы, который декламировал один из актеров группы. Сочинять специально для театра начинают только в XVIII в.
На рубеже XVII и XVIII в. складываются основы светского придворного театра. Постепенно происходит слияние нескольких театрально-зрелищных форм – народного театра лакон (слово «лакон» яванского происхождения, в современном сиамском – тайском – языке оно означает театр, театральное представление вообще), канонических религиозных кон (маскированная пантомима) и рабам (танцевальная мистерия). Зарождение кон и рабам относят обычно к XV в., в несколько измененном виде театр кон продолжает свою жизнь и поныне, потеряв присущую ему когда-то ритуальную значимость (подробнее см. в III т. наст. изд.). Наряду с дворцовым театром лакон най («внутренний» лакон) повсеместно в Сиаме продолжает свою жизнь театр для простонародья – лакон нок (внешний» лакон). В репетуаре «внутреннего» театра утвердились пьесы по мотивам «Рамакиана», «Инао» и некоторых джатак, использовались также тексты поэм Махарачакру – «Самуттакот» (собственное имя), «Тигр и бык», созданные в XVII в. Бродячие актеры «внешнего» театра играли в основном отрывки из «50 джатак». Существовал, кроме того, театр плоских кожаных кукол (нанг), в котором повторяли преимущественно репертуар «внутреннего» лакона.
Интенсивно развивалась драматургия в XVIII в. при дворе Таксина и особенно Рамы I Путтаётфы. Искусный полководец и правитель, Пратьао Таксин известен и как большой энтузиаст театра, справедливо считавший лицедейство силой, которая может содействовать укреплению трона. Во время походов Таксин возил с собой придворную труппу, заставляя ее играть и перед воинами, и перед местным населением. По инициативе государя при дворе велась работа по сбору и упорядочению драматических текстов для «внутреннего» и «внешнего» театра.
Также Таксин является автором большого сочинения в стихах на сюжет «Рамакиана». Этой пьесе, неоднократно исполнявшейся придворными актерами, король стремился придать возможно более актуальное звучание; популярные эпизоды из «Рамакиана», изложенные просто и доходчиво, содержали явные параллели с событиями последнего времени, победы ассоциировались с военными успехами самого Таксина, интриги и раздоры в царстве Тотсарота (Дашаратхи) намекали на смутное время в Сиаме. Автор прославлял верность и доблесть в справедливой борьбе, его внимание сосредоточивалось на героизме; интимно-любовная тема была приглушена. Написанная в перерывах между военными походами пьеса Таксина и поныне считается одним из лучших образцов ранней сиамской драматургии.
Огромное значение для развития классического театра и становления драматургии имела литературная деятельность, развернувшаяся при дворе Рамы I.
По инициативе короля был образован специальный совет из виднейших поэтов, ставивший своей целью собрать и изложить в стихах сюжеты народных представлений разных форм, записать и упорядочить тексты пьес, исполнявшихся бродячими труппами. Первое собрание таких пьес, определенных как ботлакон – «тексты для театра», было составлено уже к концу правления Рамы I. В дальнейшем эта работа продолжалась и при потомках короля Путтаётфы; во дворце постоянно действовал совет, ведавший делами «внутреннего» театра, сбором и обработкой народных пьес, редактированием и изданием драматических сочинений.
В драматургии начала XX в. наметился определенный поворот, ознаменованный интересом к опыту европейского искусства. Заслуга создания в Сиаме жанра лакхонпхут (буквально «разговорный театр», пьеса, построенная на основе диалогов при минимальном введении танцев, пения, пантомимы) принадлежит королю Вачиравуту.
Сохраняя традиционные формы национального сценического искусства – театр масок кхон, танцевальное представление лакхонрам, вокально-драматическое действие лакхонронг, Вачиравут попытался внедрить в театральный обиход новые формы и принципы исполнения, с этой целью сочинял пьесы, отличавшиеся от привычных ботлакхонов и по стилю, и по содержанию. Иногда пьеса создавалась сразу в двух вариантах – для традиционного исполнения одним чтецом с группою мимов (лакхонрам) и для разыгрывания в лицах (лакхонпхут); так было, например, с популярной его драмой «Пхра Руанг». Впервые в истории сиамской драматургии Вачиравут сочиняет комедии, пишет театральные тексты в прозе, использует сюжеты западной классики.
Современные разновидности тайского театра включают шесть форм. Классическое придворное представление кхон основано на инсценировках «Рамакиена» с использованием масок и танца. Его более поздняя версия, лакхон, – это костюмированные (но без масок) танцевально-драматические постановки как классических, так и современных пьес. Народный театр лике разыгрывает комедийные и мелодраматические темы, а его южнотайская версия, манора, основана на индийском фольклоре. Нанг, или теневой театр кукол, – угасающая ныне форма, – возник на юге Таиланда и только там и сохраняется в наше время. Наконец, лакхон лек – это представление марионеток, одетых в костюмы, похожие на костюмы исполнителей кхона.
Традиционно драмы кхона разыгрывались перед королевской семьей и ее гостями, а состав исполнителей насчитывал несколько сотен танцовщиков. Этот классический придворный театр предполагает участие большого числа танцовщиков-мужчин. В наши дни, из-за дороговизны подобных постановок, количество участников сократилось.
Основанный на инсценировках тайского эпоса «Рамакиен», кхон отличается необычайной зрелищностью. Костюмы и парики артистов потрясают своим великолепием и разнообразием, а их маски воплощают четыре типа характеров – мужских и женских персонажей, обезьян и демонов. Артисты мимически изображают диалоги, а само представление разыгрывается под музыкальное сопровождение тайского оркестра пхипхат. Оркестр располагается сбоку или перед сценой. Он состоит из духовых и ударных инструментов, число которых может быть от 5 до 20. Сбоку сцены располагаются также диктор и хор, исполняющий речитатив и песни.
Диктор по существу соответствует ведущему западных театрально-сценических монтажей. Оркестр, особенно барабан тапок, подсказывает актеру ритм движений, хор и ведущий – последовательность действий.
Актер, лицо которого обычно скрыто маской, почти бессловесен, и само действие, таким образом, превращается в пантомиму. Однако выразительные возможности актера чрезвычайно велики благодаря богатой пластике его движений, а главное – общеизвестности персонажей и общепонятному языку жестов. Так, поднесение большого пальца правой руки к верхней губе маски означает улыбку, порывистый выпад с притопыванием ногой и резким движением рук означает гнев, поднятие рук (или бровей в театре без масок) означает печаль и т. п. Унифицированы не только жесты, но и позы, передающие ожидание, страх и т. п.
В промежутках между сценами вводится ряд ритмических танцев – балет, некогда бывший самостоятельной сценической формой, по-видимому, кхмерского происхождения.
Зрелищная привлекательность лакхона – осовремененной версии кхона основана на красоте женских образов и утонченном танцевальном мастерстве. Темы из «Рамакиена» дополняются народными танцами северо-востока и древними легендами крайнего юга страны. Некоторые пьесы этого театра строятся на «Инао» – местной переработке яванского эпоса «Панджи». Такова, например, «Пра Ло» – повесть о борьбе царств на севере страны. Пра Ло, молодой правитель одного из них, стремится снискать любовь дочери властителя соперничающего владения. Попав в заколдованные волшебником джунгли, он видит пляску божественных птиц-женщин. Плененный грацией их королевы, он следует за ней и находит правильный
Для этой театральной формы характерны позолоченные костюмы и изобилие декоративных элементов, значительно превосходящее таковые в других зрелищных искусствах Таиланда. Пение и диалоги делают ее более живой и свободной по сравнению с кхоном, придерживающимся строгих канонов. Лакхон демонстрирует хрупкость и нежность женского тела. Выразительные средства лакон богаче за счет мимики лица и исключительной пластичности и грациозности исполнительниц.
Представления лике сопровождают храмовые фестивали, деревенские праздники и другие знаменательные события во всех городах и деревнях Таиланда. Этот веселый народный театр включает элементы классической и народной музыки, балагана и мелодрамы, отличается фантастическими, подчас нелепыми костюмами и нередко насыщен откровенными и даже грубоватыми шутками на сексуальные темы. Часто лике приобретает формы политической и общественной сатиры. Лике разыгрывают странствующие труппы артистов. Веками этот театр пользовался огромной популярностью у населения, а в наши дни даже попал на телевидение. Южные версии лике, майора, основываются на вольных инсценировках «Рамакие-на» и пьесы «Нанг Манора», сюжетную линию которой составляет поиск принцем Сутхоном принцессы Маноры, полуженщины-полуптицы.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru , 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей.
 
< Пред.   След. >