You are here:     Главная arrow Центральный Таиланд arrow Сукхотхай arrow Другие достопримечательности Сукхотая
Другие достопримечательности Сукхотая
Чуть западнее вата Махатхат находятся нерасчищенные фундаменты Королевского дворца Рамкамхенга, построенного почти целиком из дерева. В эпоху Сукхотхая из камня возводились только культовые строения. Именно здесь, на месте дворца Рамкамхенга, король Монгкут обнаружил в 1833 г. знаменитый трон Манангасила.
Одна из самых интересных построек – ват Сисавай – поражающее воображение святилище в кхмерском стиле, состоящее из трех, близко расположенных друг к другу прангов колосовидной формы, возведенных в начале ХШ в, королем Ангкора Джайяварманом VII и переделанных в XIV– XV вв. Это уникальное святилище первоначально посвящалось индуистским божествам, а позже было перестроено в соответствии с буддийскими канонами.
Из всех сукхотхайских монастырей наиболее живописно расположен ват Трапхангнген («ват серебряного озера»), красиво возвышающийся на маленьком острове в центре искусственного водоема. Это главная сцена празднования Лой крат-хонга, Монастырский комплекс включает изящную чеди с вершиной в форме бутона лотоса, построенную по подобию чеди вата Махатхат.
Еще один комплекс - близлежащий ват Саси. В его храме находится прекрасно отреставрированная большая статуя Будды. На территории вата сохранилась также небольшая, окрашенная в черный цвет статуя идущего Будды.
Храм Сантапа-дэнг, башнеобразного типа – наследие кхмеров. Сооружение имеет четыре портика и статуи в ангкорском стиле, что позволяет датировать этот памятник началом XII в.
Ват Сорасак, построенный в 1412 г., славен святилищем, основание которого поддерживают отреставрированные статуи слонов, а также колоколообразной чеди в стиле классической шри-ланкийской архитектуры.
Основанный в XIII в., Сукхотхай со временем превратился в главный центр художественного творчества. Стремясь отстоять культурную самобытность перед некогда господствовавшими кхмерами, короли Сукхотхая отвергли исповедовавшийся последними буддизм махаяны и приняли буддизм тхеравады, проникший в Таиланд из Шри-Ланки. Восприятие тайцами художественных традиций других азиатских культур, в том числе – по иронии судьбы – и художественных традиций кхмеров, определило развитие местного самобытного тайского искусства.
Несмотря на то что период существования королевства Сукхотхай был относительно коротким, он стал исключительно плодовитым и разнообразным в творческих проявлениях. В архитектуре, скульптуре, керамике и живописи прослеживается чувство прекрасного и та утонченность, которая и определяет глубину и жизненность сукхотхайского искусства.
Лучшие образцы скульптуры - статуи Будды. Под влиянием шри-ланкийского стиля изваяния обретают обтекаемый изящный силуэт; их плавные изгибы и мягкие формы создают ощущение невесомой, почти неземной красоты. Другие отличительные черты сукхотхайской скульптуры – широкие плечи, конусообразно суживающиеся к тонкой талии; голова, увенчанная огненным финиалом; полупрозрачные одежды и грациозно перекинутые через левое плечо концы плаща и накидки. Замечательна также моделировка лица Будды с удлиненным овалом, четко очерченным носом, глазами и ртом. Статуи приобретали поразительное выражение безмятежности и одухотворенности, которое не свойственно ни одному другому стилю буддийской пластики Таиланда.
Будду сукхотхайские мастера изображали в одной из четырех поз: сидящий в позе вира (победителя), положивший ногу на ногу, стоящий, лежащий и идущий. Последняя поза не являлась канонической. Мастера Сукхотхая впервые воплотили этот иконографический тип в круглой скульптуре. Слегка отставив назад ногу с оторванной от земли пяткой, сукхотхайский Будда как будто движется вперед в гибком, но безудержном порыве. Большинство статуй идущего Будды из храмов древнего города были перенесены в музеи Сукхотхая и Бангкока.
Столь же высокое мастерство отличает деревянную резьбу на дверях и фронтонах храмов, лепнину и гравированные композиции на каменных плитах. Лучшие образцы лепных рельефов в вате Трап-хан гтхонгланге
Также заслуживают внимания изделия сукхотхайских гончаров. Ремесленники, научившиеся гончарному искусству у китайцев, применяли для обжига своих изделий огромные печи в Сукхотхае и Си Сатчана-лае, создавая селадоны, керамику с черно-коричневой росписью, а также расписанную многоцветными эмалями, известную под названием сангкхалок. Изделия сукхотхайских мастеров экспортировались в Малайзию, на Филиппины, в Индонезию и Японию.
Архитекторы Сукхотхая стремились создать собственный стиль, опираясь на достижения более ранних мастеров, взяв за основу, в частности, ступы Шри-Ланки и кхмерские прапги.
Самая характерная архитектурная форма Сукхотхая - мотив завершения чеди в виде бутона лотоса, появившийся под влиянием кхмерских и бирманских архитектурных форм. Архитекторы Сукхотхая видоизменили и увеличили в размере кхмерские пранги. Иногда их квадратные декорированные основания опирались на резные фигуры слонов. Ступы, восходящие к баш необразному типу Ланны, также имели в этот период квадратные основания. В основной части тела ступы стали высекаться ниши, в которые помещали статуи будд. Колоколообразные ступы стали венчать шпили с декоративными кольцами.
Литье из бронзы и высекание в камне отпечатков ступни Буд получили наибольшее распространение в правление короля Лытхая (правил 1347-1370). Храмы, хранившие отпечатки, глубоко почитались тайцами.
Ряд замечательных памятников архитектуры находится за пределами стен старого города, а их отдаленность от Исторического парка Сукхотхая отпугивает туристов. Один из способов осмотреть все эти достопримечательности – это взять напрокат велосипед у восточных ворот. Таким образом вы сможете окунуться в более скромный и менее коммерциализированный мир древнего города.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >