You are here:     Главная arrow Северо-восток arrow Удонтхани arrow Пханомрунг
Пханомрунг
Реставрационные работы, проводившиеся с 1972 по 1988 год, превратили прасат Пханомрунг в самый яркий памятник кхмерской архитектуры в Таиланде.
Пранг прасата вырастает из вершины потухшего вулкана, возвышающегося над уровнем моря на 381 м. Расположение храма на возвышенности согласуется с индуистской космологией, помещающей обитель богов на вершину горы Меру Пханомрунг, расположенный в 48 км к югу от Бурирама, близ шоссе 218, строился с начала X по конец XII в. Различные надписи на памятнике доносят до нас скудные сведения из его истории.
Лояльность и верность Нарендрадитьи по отношению к Сурьяварману II позволили ему сохранять сюзеренитет над Пханомрунгом в течение некоторого времени после вступления Сурья-вармана на ангкорский престол - это подтверждают многие изображения, посвященные подвигам Нарендрадитьи и его семье, По сюжетам барельефов можно предположить, что после рождения сына, Хираньи, он отказался от военных действий и стал йогом и гуру.
Пханомрунг вытянут вдоль оси восток-запад на 500 м. Прогулка от выполненной из латерита западной террасы по мостовым и променадам, лестницам и другим террасам приведет вас к восточной гопу-ре и центральному прангу. Весь комплекс отличает пышное, почти пугающее великолепие.
Самое впечатляюще сооружение Пханомрунга – Зал белых слонов. Попасть к нему можно, спустившись вниз от гостевого центра по направлению к крестообразной террасе. Это большое прямоугольное здание построено из латерита и песчаника и украшено портиками и галереями. Название предопределило пристрастие королевского дома к редким и считавшимися священными белым слонам. Чуть южнее зала, на крестообразной террасе, начинается 160-метровая дорожка, мощенная латеритом и уставленная по бокам 67 пограничными камнями, увенчанными бутонами лотоса. Она ведет к большой каменной террасе и мосту. Балюстраду моста образуют резные пятиглавые наги, охраняющие этот символический переход из бренного мира в мир божественный.
Впечатляющее восхождение по пятиуровневой лестнице, берущей начало у моста, приведет вас к широкой, поросшей травой террасе на самом верху. Четыре пруда на ней расположены симметрично и, вероятно, служили для отправления какого-то ритуала. Здесь находится второй мост, с тремя балюстрадами из нагов, смотрящих на север, восток и юг. По мосту вы попадете к восточному проходному павильону, который смотрит прямо на главный храм.
Восточная гопура – самая важная из четырех, прорезанных в середине каждой из четырех сторон прямоугольной стены, защищающей храмовую территорию. Показательно, что она обращена на восток, где восходит солнце, и расположена на одной линии с рядом помещений, идущих по всей оси храмового комплекса до выхода в западной гопуре.
На фронтоне восточной гопуры изображен индуистский бог Шива, сидящий в виде йога в окружении служанок и небесных танцовщиц. Мифологические сцены украшают и другие гопуры и галереи, окружающие комплекс. Резной рельеф под фронтоном изображает божество, сидящее на голове демонического существа Кала, который держит в пасти задние лапы расположенных по бокам львов. Пройдя через двери гопуры и по третьему мосту с нагами, вы сразу попадаете к вестибюлю главного зала пранга, украшенному резными композициями на фронтоне и перемычке над входным проемом, являющими собой яркий пример кхмерского пластического искусства. Фронтон изображает десятирукого Шиву, исполняющего космический танец. У ног Шивы его сын Ганеша, божество с головой слона, и другие божества. Под фронтоном расположена знаменитая перемычка, изображающая Вишну (Нарая), лежащего на огромном наге. Из пупка Вишну вырастает цветок лотоса, на котором сидит Брахма, а Лакшми, жена Вишну, омывает его ноги. По бокам от Вишну изображены Кала и два искусно вырезанных попугая.
Далее отсюда можно направиться к центральному прангу. На каждой из его четырех сторон расположены входные вестибюли, ведущие в святилище. Эти вестибюли вместе с устремленным ввысь прангом символизируют пять вершин горы Меру, центра Вселенной и обители индуистских богов.
Все порталы прасата украшены изысканной резьбой. Ряд сцен посвящен страданиям и победам Рамы, первой инкарнации бога Вишну, героя эпического сказания «Рамакиен». На одном из рельефов изображены воины-обезьяны, с ликованием победителей повергающие своих врагов. Внутри пранга несколько кхмерских статуй и алтарь.
Наружные стены пранга, сложенные из песчаника, украшает сонм рельефных изображений танцовщиц, боевых слонов, воинов, риши (мудрецов-отшельников), Шивы и других индуистских божеств.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >