You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Влияние индийской культуры
Влияние индийской культуры
Древние государства Юго-Восточной Азии использовали систему управления, изложенную в «Артхашастре» («Трактат о политике и государстве»), индийскую астрологию и индийские календари. Индуистские брахманы ввели практику обожествления местных правителей путем их отождествления с одним из высших индуистских божеств – Шивой, Вишну или Харихарой (божество, соединяющее черты двух первых).
В основе государственной религии лежал культ царского лингама (фаллического символа), в котором концентрировалась магическая сила бога-царя, обеспечивавшая благоденствие государства. Священные тексты записывались на санскрите - исключительно письменном языке, а говорили священнослужители на языке, родственном разговорному древнеиндийскому. Все ранние литературные произведения народов Индокитая написаны палийским письмом, родившимся на Цейлоне и распространившимся в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом .
К концу II в. н.э. первые находившиеся под индийским влиянием государства появились в дельте Меконга, на побережье современного Вьетнама, к югу от Хюэ и на севере полуострова Малакка.
В III в. до н.э. посланные индийским императором Ашокой миссионеры во главе с Соной и Утаром пришли на территорию Индокитая и начали проповедовать буддизм.
Сейчас практически все население в Таиланде - буддисты. Мусульмане (малайцы и выходцы из Индии) составляют 4% населения и проживают в основном на юге страны. Христиан менее 1% (как правило, это иностранцы).
Повсюду можно встретить священные цветы - лотосы и их изображения, черепах - символ долголетия, украшения из нефрита - камня, который называют «душой Востока», «радужным цветком грез, сотканным из тонкой паутинки красоты». Буддистские ритуалы сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев: день рождения, бракосочетание, переезд на новую квартиру, похороны, открытие новой фирмы, покупку автомобиля.
Что касается санскрита, то в наше время древнеиндийский язык санскрит в Азии, как и латинский в Европе, широко не употребляется. Исторически вышло так, что на санскрите записано много священных текстов народов Индии и Индокитая. Санскрит – язык древних индийских Вед (само это слово – однокоренное русскому ведать, знать) – сборников текстов, передающих откровение, ставшее известным древним мудрецам. Санскрит относится к индоевропейской семье и очень близок славянским языкам. В современном русском можно найти сотни слов, родственных тайским.
Санскритом записано множество светских памятников литературы (поэма «Облако-вестник» Каидаса (IV–V вв.), роман «Кадамбари» Бана (VIII в.). Грамматика санскрита чрезвычайно сложна, но подробнейшим образом описана индийцами. Санскритская грамматика ученого Панини (V в. до н.э., ввел понятия «род», «число», «падеж», «часть речи») стала в XIX в. эталоном для европейцев, только начинавших описывать свои языки.
В изучении происхождения и истории того или иного слова, относящегося к индоевропейским языкам, ученые часто обращаются к санскриту. Всесторонний этимологический анализ слов с одновременным привлечением санскрита и русского позволяет найти их древние корни и осознать изначальное родство культур индоевропейских народов.
Древние индийские Веды состоят из двух типов текстов: священные шрути (санскр. - услышанное, 1500-300 гг. до н.э.) и не носящие священный характер смрити (санскр. - запомненное).
Четыре самхиты (сборника) относятся к шрути: Ригведа (собрание религиозных гимнов -риг; всего их 1028), Самаведа (веда песнопений), Яджурведа (веда жертвенных изречений-мантр), Атхарваведа (веда заклинаний и магических формул). Каждая самхита соответствовала части ритуала жертвоприношения. В нем участвовали 4 жреца: хотар, провозглашавший гимны-риги (должен знать все ) мандал - книг Ригведы); утгатар, певший песни (знаток Самаведы); адхварья, приносивший саму жертву (знал всю Яд-журведу); и брахман, следивший за правильностью исполнения ритуала (знал все магические заклинания Атхарваведы). Сами шрути состоят из брахман (тексты, описывающие ритуалы жертвоприношений), араньяк («лесные [книги]», ведийские тексты, предшествующие Упа-нишадам, предназначенные для отшельников) и Упанишад (санскр. - сидеть у ног учителя; «сокровенное знание»; заключительная часть Вед, основа все религиозно-философских систем индуизма). Главные Упанишады - Брихадараньяка, Чхан-догья, Катха, Майтри и Шветаш-ватара.
В свою очередь смрити состоят из сутр (санскр. - нить, краткое правило) – афористических текстов, понятных каждому. Сутры содержат сведения не только о ритуалах, но и о быте.
Также к Ведам близки эпические поэмы «Махабхарата» (18 книг, 100 тыс. строф) и «Рамаяна» (7 книг, 24 тыс. строф). Среди всех ведических текстов только у «Рамаяны» есть автор. По легенде, рассказ о Раме записал со слов мудреца Народы древнеиндийский поэт Вальмики.
Искусство и литература Древней Индии оказали сильное влияние на развитие культуры стран Юго-Восточной Азии. Сюжет древнеиндийского эпоса «Рамаяна» воодушевил тысячи танцоров и художников, стал основой для театральных постановок и храмовой живописи.
Считается, что Рамаяну (Рамаяна Шри Сатья Саи Баба, Рамакат-харасавахини - «Сказание о боге Раме») написал на санскрите древнеиндийский поэт V в. до н.э. Вальмики.
В наиболее известной книге «Махабхараты» - «Бхагават-гите» (1-я часть 7-й книги) разрабатывается учение о жизненном долге человека. Начинается книга так: Великий лучник, один из пяти братьев пандавов, Арджуна перед битвой с кауравами просит поставить его колесницу между двумя враждебными армиями: он хочет рассмотреть недругов. О ужас! В рядах врагов - родственники, друзья, учителя. «Лучше умереть самому, чем убивать близких!» -восклицает Арджуна. Тогда к нему с улыбкой обращается возничий (Арджуна не догадывается, что это Кришна), время останавливается, последняя минута перед битвой тянется бесконечно. Воины замирают, гривы коней не вьются на ветру. Вот в эту бесконечную минуту Кришна, давая наставления Арджуне, излагает учение о карме-йоге, искусстве действия, согласно которому действие никак не должно быть связано с предполагаемым человеком результатом. Надо только стараться как можно лучше выполнять само действие, отказавшись от результатов. Пусть двигаются руки и ноги, роятся в голове мысли, что-то произносит язык, но сознание и душа (атман) не должны поддаваться чувствам и страстям. Если Арджуна - воин, то он машина для убийства, и нести смерть его долг (санскр. дхарма, пали дхама - действие). Только следуя долгу, можно соответствовать своему месту в земном мире и сохранить в чистоте бессмертный атман.
В Рамаяне описываются события, произошедшие в XI–VIII вв. до н.э. Главные действующие лица эпоса – Рама и его жена Сита. Рама был сыном короля Дашаратха, правившего королевством Косала со столицей в Айодхья (от него произошло название столицы Сиама - Аюттхаи, Аютии), и его жены Каушалья. У короля было еще несколько жен. От Кайкей у него родился сын Бхарата, а от Сумитры - близнецы Лакшман и Шат-рунга. Во время путешествия со своим гуру Висвамитра в королевство Митила Рама увидел дочь короля Джанака, прекрасную Ситу (санскр. [сита] - борозда). Девушка появилась на свет из борозды на вспаханном поле. Получить ее руку и сердце мог только тот, кто разрушит божественный сосуд Шивы. Рама проявил всю свою силу и ловкость и с успехом справился с поставленной задачей. После этого сыграли свадьбу.
Стареющий Дашаратха объявил Раму наследником, но его жена Кайкей выступила решительно против. Она вынудила Раму уйти на 14 лет в лес, а наследником стал ее сын Бхарата. Сита, Рама и его преданный брат Лакшман покинули Айод-хью. После скорой смерти короля Дашаратхи, видимо, расстроенного разладом в семействе, Бхарата отправился в лес и стал умолять Раму вернуться и занять трон. Рама отказался нарушить обет, который дал отцу, и пребывал в изгнании все 14 лет. Скитаясь по сказочно прекрасному лесу Рама, Сита и Лакшман начали вести отшельнический образ жизни, который прервала сестра демона Раваны. Демоница попыталась соблазнить Раму, сжить со света Ситу, была ранена Лакшманом и убежала к брату.
И тут в историю вмешался Равана - царь демонов-асуров. Он выкрал Ситу и увез ее к себе на Шри-Ланку. Рама и Лакшман отправились на поиски Ситы. По пути Рама помог царю обезьян Сугриве, оказавшемуся в сходной ситуации. Сугрива послал обезьян на поиски Ситы. Божественная обезьяна Хануман (сын Бога ветра) нашел возлюбленную Рамы, заверил ее в скором освобождении и сжег столицу царя демонов. В это время к острову приблизился Рама, возглавлявший огромное обезьянье воинство.
Обезьяны построили живой мост, и армия переправилась на остров. Началась грандиозная битва, в которой Рама одержал победу и освободил Ситу из плена. Когда закончились 14 лет добровольного затворничества, Рама, Сита, Лакшман и примкнувший к ним Хануман вернулись в Кошалу. Рама был коронован и провозглашен аватарой (воплощением) Вишну. Все было хорошо, но Рама продолжал терзаться: «Хранила ли Сита верность во время пребывания в плену?» Чтобы рассеять сомнения, он предложил любимой супруге пройти испытание огнем. Сита его выдержала. Однако слухи относительно целомудрия Ситы вынудили Раму отослать супругу в лес, где женщина нашла прибежище у Вальмики. Вскоре на свет появились два сына-близнеца Рамы. Сита продолжила молить маму (богиню Земли) о подтверждении невиновности. В ответ на мольбы она забрала Ситу домой, под землю. Убитый горем Рама вознесся на небеса.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >