You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Светская архитектура
Светская архитектура
Тайская гражданская архитектура имеет много общего с культовым строительством . Для жилых зданий используют сборные панели из тика – основного строительного материала тайцев. В разных регионах страны развились свои стили гражданской архитектуры. Светские постройки Центральной равнины , быть может, наиболее близки стилю храмовой архитектуры. Пруды и сады добавляют комплексам утонченности и изящества. Прекрасный образец такого стиля - дом Джима Томпсона.
Традиционная тайская архитектура начала приходить в упадок в начале 1900-х гг., когда местные стили стали уступать позиции западным, а иногда и смешиваться с ними. Последние годы ознаменовались строительством ряда отелей в традиционном тайском стиле – результат был просто потрясающим. Одним из лучших примеров тому – отель «Сукхотхай» в Бангкоке.
Таиландская деревня, сколько бы домохозяйств она ни включала, обычно имеет линейную планировку, т. е. состоит из одной улицы, к которой выходят боковые переулки, ведущие к отдельным домохозяйствам или к кусту их. Обычно усадьба (домохозяйство) огорожена живой, часто колючей изгородью, скрывающей двор. Во дворе расположены жилой дом, амбар, птичник, сарай-навес для орудии труда и крупорушки. Жилой дом, амбар, а часто и «хлева» (платформы на случай затопления) строятся на высоких (до 1,5 м) сваях. Особенно высоки сваи домов в центральном Таиланде, где главный фасад дома, как правило, обращен к каналу или реке.
Дом в плане прямоугольный. Обязательно наличие двух-трех комнат: общей комнаты, помещения для взрослых девушек и кухни. По переднему фасаду дом обрамлен верандой, уровень пола которой ниже, чем в остальных помещениях. Обычно в доме, скрытом во дворе, веранда имеет лишь крышу. В домах, открытых накапал, веранда часто снабжена передней стенкой-барьером до 1 м высотой. Веранда служит местом отдыха семьи, здесь едят, здесь принимают гостей. Иногда веранду превращают в мастерскую ремесленника и лавку сбыта его продукции покупателям, проплывающим по каналу в сампанах или на лодках-долбленках.
Жилое строение обычно одноэтажное, во всех случаях каркасное, с двухскатной или четырехскатной крышей, коньковая балка которой часто имеет искусственный или естественный прогиб. Впечатление седлообразности крыш общественных зданий увеличивается тем, что выступы коньковой балки оформляют чаще всего в виде головы змеи или дракона, причудливо вздернутой кверху. Каждая из пристроек и веранда имеют особую крышу, сообщающуюся с основной в качестве ее подъяруса. Степы дома в большинстве случаев представляют собой плетенные из бамбуковой дранки маты. Пол, перекрытый бамбуковым «горбылем» (т. е. продольно расколотыми стволами), затянут циновками. Крыша по конструкции аналогична лаоской.
Дом у тайцев – сложная структура различающихся по ориентации, функциям, сакральности, престижности зон, имеющих каждая определенный уровень пола и отделенных друг от друга порогами, стенами, дверями, наконец, воображаемыми границами. Эти символические структуры определяют и регулируют отношения внутри семьи (по возрасту, полу, поколениям, родству и свойству), между членами живущей в доме семьи и ее родственниками и соседями.
Этнографические данные о представлениях тайцев, связанных со строительством дома, о ритуальных границах, отделяющих усадьбу от внешнего пространства и отдельные части дома друг от друга, проливают свет на характер концептуального освоения ими пространства и систему отношений человека с окружающей средой.
Символика структуры дома, правила, регламентирующие поведение в доме членов семьи и разных категорий «чужих», отражают иерархию внутрисемейных отношений, фиксируют характер отношений между обитателями дома и более широким коллективом – деревенской общиной, т.е. исполнены глубокого социального смысла. В символике дома переплетаются три линии политико-пространственных отношений: между социальными единицами деревенской общины; между этими единицами и государством; между ними и природой.
Усадьба, на которой выстроен дом, обносится оградой, являющейся первой линией обороны против дурных влияний и нежелательных визитов». Это граница между «своими» и «чужими». На территорию усадьбы (во избежание ее осквернения) не полагается вносить труп умершего вне дома дурной смертью члена семьи. Даже после похорон умершего естественной смертью человека перед входом во двор, за оградой, совершают омовение освященной водой – «очищение» от дурных влияний. Ритуалы изгнания злых духов из дома заканчиваются размещением ритуальных предметов за оградой дома. Наоборот, при жертвоприношениях духам предков в проходе ограды натягивают нить, на которую вешают знак табу – талеу.
Не все допускаемые на территорию усадьбы имеют право войти в дом. Входящие должны у первой ступеньки лестницы вымыть ноги – эта на первый взгляд гигиеническая процедура исполнена и глубокого ритуального, очистительного смысла.
В идеале дом должен быть ориентирован по оси восток-запад, практически положение дома зависит от топографии места, с учетом которой дает совет об ориентации строящегося дома деревенский жрец. Ориентация по оси север–юг в сельских районах, как правило, исключается ввиду ее неблагоприятного истолкования, но отклонение от оси восток–запад до 45° обычно. Важнейший момент при строительстве нового дома – воздвижение первого столба – тесно связан с календарем годового вращения мифического подземного нага: в 4–6-м месяцах лунно-солнечного календаря голова нага направлена на запад (спина – на север, живот – на юг, хвост – на восток); в 7–9-м месяцах голова – на север, живот – на запад, спина – на восток, хвост – на юг; в 10–12-м месяцах живот – на север; в 1–3-м месяцах живот – на восток. Так как столб должен попасть в живот нага (по приметам, если столб попадет в голову нага, вскоре умрет хозяин дома, если в хвост – кого-нибудь убьет дочь хозяина, если в спину – заболеет сам хозяин), яму для него роют в том направлении, где находится живот нага в тот или иной квартал год.
В пригородных и городских поселках, особенно у лао севера и востока страны, дома строят не на сваях, а на высоком фундаменте, но и в этом случае сохраняется тип планировки и каркасность дома. Вместо легких материалов (бамбук и т. п.) здесь идет в дело тиковое дерево (на каркас и панели стен), позволяющее украшать стены и вход резьбой.
Тайский дом обходится почти без мебели. Пол заменяет и стол и стулья, ночью разворачивают циновки – он становится прохладным жестким ложем.
Бедные дома часто строят с применением глино-саманного кирпича, подсушенного на солнце или обожженного. Крыши богатых домов кроют черепицей, иногда облитой цветной глазурью. Кирпич и черепицу обжигают в общественной печи. Прежде изготовляли кирпич и строили дом обязательно с привлечением сородичей и односельчан на принципах взаимопомощи. Хозяин нового дома угощал всех участвовавших в стройке и подготовительных работах. Коллективно строят и ремонтируют сала (дом путника) и храм.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей.
 
< Пред.   След. >