You are here:     Главная arrow Культурное наследие arrow Особенности тайской архитектуры
Особенности тайской архитектуры
Культурный облик стран Юго-Восточной Азии складывался не одну сотню лет и не раз претерпевал изменения, обусловленные влиянием различных религий и народов. Огромная роль индийской цивилизации, принесшей сюда индуизм и буддизм, мощное культурное влияние Китая, наконец, укрепление ислама в некоторых странах (Малайзия, Индонезия), - все это определило своеобразие региона. В каждой стране, входящей в Юго-Восточную Азию, сложился характерный тип искусства.
Бурное развитие традиционная культура получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Таиланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным.
До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Таиланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.
Как и в соседних с Таиландом странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников можно встретить при входе или на территории буддистских монастырей, на площадях городов.
Ираван – многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции Таиланда Самут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.
Ганеша (по-тайски Пра Пиканесавора или Пра Канет) – божество, изображающееся с человеческимтуловищем и головой слона, у которого один из бивней сломан.
По легенде он был сыном Парвати, созданным из кожи, смешанной с маслом и водой из реки Ганга. В порыве гнева бог Шива обезглавил Ганешу, пообещав вернуть ему голову, и он вернул ему голову, но не человеческую, а голову слонёнка. Бивень же Ганеша сломал в гневе, метнув его в луну за то, что она рассмеялась, увидев его. Ганеша считается покровителем искусств, бизнеса. Особенно он помогает в новых коммерческих предприятиях. Поэтому нередко его скульптурные изображения можно встретить на центральных улицах городов, в офисных кварталах. Также встречается изображение Ганеши, восседающего на спине трёхголового слона Ираван.
Культ Ганеше является одним из древнейших в буддизме Тхеравады. Археологические находки на территории древних тайских, кхмерских и лаосских городов с очевидностью доказывают это. В те времена также считалось, что Ганеша покровительствует мудрым и справедливым правителям, поэтому драгоценные скульптурки Ганеши почти всегда находят в раскопках дворцовых комплексов.
Одно из наиболее часто встречающихся в Таиланде и в Лаосе скульптурных и барельефных изображений – Торани (Мэ Пра Торани). представляющих божество Земли. Во время, когда демон Мара пытался всячески помешать просветлению Будды, Торани помогала Будде, изливая на него воду из своих волос и спасая его от жажды, а также разгоняя демонов сторон света. Также Торани являлась первым свидетелем действительного просветления Будды. Живописные изображения Торани присутствуют во всех буддистских храмах, скульптурные изображения часто можно встретить на улицах и площадях городов. Демократическая партия Таиланда избрала изображение Торани в качестве своего герба.
Индра (Пра Интра) – ведический бог небесных сфер Таватимса. Он входит в триаду главных богов вместе с Шивой и Вишну. Также бог войны, погоды, первый среди богов. Его изображение всегда представляет его лицо и тело в зелёном цвете. В традиционных представлениях театра Рамаяны, распространённого в некоторых провинциях Таиланда и почти повсеместно в Лаосе, он непременный персонаж – его маска всегда зелёного цвета. В руке он держит трезубец или топор. Иногда вместе с трезубцем или топором он держит также метательный диск, являвшийся холодным оружием. Встречаются его изображения, сидя верхом на слоне Ираван. Скульптурных изображений его не так много, в основном их можно встретить на территории монастырей, мультиконфессиональных комплексов или же в парках.
Киннари (Кинарин) – мифическое существо получеловек-полуптица (но не Гаруда). Они бывают как женского пола (тогда их называют киннари), так и мужского (их название киннабурут). Голова их увенчана особым драгоценным головным убором – чада, по образцу которого монархи юго-восточной Азии имели свои королевские короны. Иногда встречается изваяние киннари, одна нога которой обвита хвостом змея Наги, с которым киннари, так же, как и Гаруда, сражалась. Наиболее крупная фигура киннари находится в главной Бангкокской буддистской святыне на территории комплекса Дусит.
Нага (Нагарай) – мифологический змей (кобра), с которым связаны десятки легенд, как общебуддистского и индуистского культа, так и многочисленные местные легенды, культивировавшиеся среди населения бассейна реки Меконг. Правда, современные жители берегов реки на вопрос о легендах, связанных с Нагой, в ответ только скептически улыбаются и говорят, что уже их отцы не помнят появления здесь даже простой анаконды., Фестиваль, посвящённый Наге (по-тайски он называется– бангфай пайянак) празднуется и сегодня в провинции Таиланда Нонг Кхай и в Лаосе. Живописное изображение Наги можно встретить практически повсюду в монастырях, а его скульптурное изваяние вообще встречается в юго-восточной Азии чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае, традиции буддистского искусства давно уже применяют изваяние Наги как украшение лестниц, ведущих внутрь храмов.
Есть и другой мифологический змей по имени Ананта. Но в мифовой культуре современности эти два персонажа давно слились воедино. В тайской художественной традиции существует изображение змея, называющегося Анантанагарай. Так же называется одна из королевских яхт, носовая корма которой представляет собой семиголового змея. В Лаосе изображения этого существа также широко распространены, позолоченный погребальный королевский катафалк также выполнен в форме Нагарая. Как правило, змей изображается с тремя или семью головами на одном змеином туловище. Змей либо накрывает своим раскрытым шейным парашютом как зонтиком медитирующего Будду, либо сражается с Гарудой или Киннари, либо оберегает сон бога Нарая под золотым лотосом, на котором восседает Брахма, либо просто охраняет вход в святыню. Кстати, согласно индуистской мифологии, именно Нага первым выслушал поучения Будды.
Хонгсе (Ханг Хонг) – ещё одно мифологическое существо с головой птицы-дракона, длинным туловищем и хвостом с большими гребнями, давно вошедшее в обиход художественной культуры. Иногда этот змей изображается с короткими ногами. Изображения этого существа распространены не только в странах юго-восточной Азии, но и в Китае, на Корейском полуострове. Многие навершия буддистских пагод выполнены в виде головы этого мифологического существа. Такая стилистика орнаментации храмов получила название бай рака. Одна из королевских яхт тайского короля называется Суфаннахонгсе, её корпус выполнен полностью в виде этого существа.
В Таиланде особенно распространены скульптурные изображения – Йак. Это мифологический персонаж, который охраняет сокровища богов и пожирает алчных людей, жаждущих завладеть этими богатствами. Эти существа, если они женского пола, называются Йакши. В традиционной художественной культуре изваяния часто можно встретить при входе в буддистские монастыри, а также в парках, на больших площадях городов. Из-за некоторого внешнего сходства Йака иногда путают с Раху. Однако Раху – безногий мифологический персонаж и потому отличить его нетрудно. Кроме того, Раху изображается чаще всего держащим в руках и рассматривающим солнечный или лунный шар соответственно красного или жёлтого цвета, тогда как Йак всегда вооружён длинным мечом. Наиболее древние изображения Раху датируются III веком до н.э. Это особенно интересно с той позиции, что индуисты задолго до европейцев знали о том, какова действительная геометрическая форма планет.
Тримурти (Пра Тримурти) – изваяния трёхликих существ также нередко встречаются в Таиланде, а также в Камбодже и Бирме. Первоначально ведический культ предусматривал, что три лика – есть три аспекта Агни, Индры и Сурия. Позднее в индуизме произошла семантическая трансформация этого изображения, которое стало символизировать триединство Вишну, Брахмы и Шивы. В Таиланде часто встречаются открытые часовни с такими скульптурами, называемыми – Пра Тримурти. Конечно же, это далеко не полное описание индуистских и тхеравадийских мифологических существ, часто воплощаемых в произведениях садово-паркового, храмового и городского прикладного изобразительного искусства. На самом деле можно повстречать ещё много изваяний, так или иначе представляющих мифологию и религию, а также народные поверья и легенды.
Священные колонны города называются – Лак Мыанг. Более высокая колонна духов Бангкока относится ко временам первого короля династии Чакрин – Раме I. Другая – ко временам правления короля Монгкута. Согласно древнему поверью тайцев в таких колоннах заключается священный дух города, охраняющий его от всевозможных нашествий врагов и эпидемий. Практически в каждом городе Таиланда есть такие Лак Мыанги. Традиция установления таких кологг существовала и задолго до основания столицы в Раттанакосине (Бангкоке), но именно с воцарением династии Чакрин (Чакри) она получила наиболее широкое распространение. Уже в XVIII веке такие колонны стоились при въезде в наиболее крупные города, что должно было подчеркнуть принадлежность данной территории королю и его суверенитет над городом. Когда в 1944 году диктатор Пибупсонгкрам задумал перенести столицу государства из Бангкока в Петчабун, он приказал построить там гигантскую Лак Мыанг. Однако, его планам по переносу столицы так и не суждено было сбыться. В 1992 году специальный закон разрешил всем столицам провинций строить при въезде подобные колонны. Со временем формы таких Лак Мыангов стали вариироваться. Многие города строили Лак Мыанг в традиционном китайском стиле арок-ворот с пагодообразным навершием. В 2007 году гигантский современный Лак Мыанг также в китайском стиле был воздвигнут и в Бангкоке.
Гражданская архитектура, так же как в Индии, Бирме или Китае, была деревянной. От великолепных дворцов царей Аютии до нас не сохранилось ничего, кроме остатков кирпичных фундаментов. Судить об их стиле можно лишь по описаниям, изображениям зданий на рельефах или в живописи, а также по аналогии с современным дворцом Бангкока.
Как и дворцы Индии и Китая, они представляли собой комплексы связанных переходами или системой внутренних дворов залов и павильонов под характерными для таиландского, как и для бирманского, зодчества многоярусными крышами, иокоящимися на рядах деревянных столбов.
В средние века в декорации этих деревянных зданий, как и в новое время, наряду с резьбой огромное место занимала роспись, особенно роспись по лаку, которая является одним из самых характерных видов национального искусства таи. Лаком и лаковой росписью покрываются колонны, несущие балки перекрытий, створки дверей и окон, деревянные статуи и скульптурные украшения дворцов, монастырей и других общественных зданий. Лаком покрываются также различная утварь и книжные переплеты. Роспись по лаку сюжетно и стилистически теснейшим образом была связана с книжной миниатюрой, имевшей широкое распространение в Таиланде уже, по-видимому, в раннем средневековье.
Великолепные образцы поздней, но продолжающей национальные традиции лаковой живописи золотом по черному представляют деревянные детали храмов, дворцов и общественных зданий Бангкока. На створках дверей храма Ват Сунхадай изображены воины, попирающие чудовищ. Стилизованная, но в то же время эмоциональная передача живой природы отличает росписи книгохранилищ королевской библиотеки. Птицы и звери написаны с чрезвычайно детальной, почти натуралистической передачей их видовых признаков, порхающими, прыгающими, кормящими птенцов среди ветвей стилизованного, условно переданного дерева.
Интересно введение бытовых сцен в легендарный буддийский сюжет (придворные в прогулочных лодках, сбор плодов) в росписи портала главного здания храма Ват Сутхат в Бангкоке.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >