You are here:     Главная arrow Юридическая справка arrow Правовая база экономических реформ
Правовая база экономических реформ
Cоздание правовой базы экономических реформ было начато кабинетом Чуан Ликпая с момента его прихода к власти в 1997 г., а спустя менее года первые подготовленные им документы поступили на рассмотрение в парламент. Их принятие является одним из условий выделения Бангкоку средств в рамках пакета помощи МВФ в 17,2 млрд.долл.
Разработанные правительством законопроекты встретили упорное сопротивление, прежде всего в сенате, поскольку в палате представителей правящая коалиция имеет большинство голосов. Кабинет Чуан Ликпая был обвинен в намерении «распродать страну». По мнению его оппонентов, предлагаемые законы выгодны лишь иностранцам в ущерб интересам таиландцев, они угрожают потерей суверенитета и превращением в колонию МВФ. Парламентская оппозиция приложила все силы, чтобы их провалить или по крайней мере выхолостить их суть. Были организованы публичные слушания, группа сенаторов даже совершила поездку в США для переговоров с руководством МВФ, чтобы убедить его в неприемлемости требований фонда для Таиланда.
Однако, несмотря на противодействие, правительство продолжало настойчиво проводить свою линию. Оно считало, что без этого невозможно выйти из кризиса, что принятие новых законов привлечет в страну иностранные инвестиции и создаст дополнительные рабочие места, активизирует торговлю, устранит протекционистские барьеры и откроет внешние рынки для таиландского экспорта, а закрытие неэффективных предприятий высвободит необходимые средства для оживления экономики. Законодательство будет приведено в соответствие с современными международными стандартами эпохи интенсивной торговли и финансовой либерализации.
Считалось, что пострадают от нововведений не простые таиландцы, а деловая элита, исповедующая патриархальные принципы семейственности и кумовства в бизнесе, неспособная эффективно действовать в условиях свободной конкуренции и приведшая страну к кризису. К последней относятся и сенаторы, выступающие против программы правительства, которые тем самым пекутся не о государственных, а о личных и корпоративных интересах.
Процедура прохождения новых законов через таиландский парламент обычно включает по трое слушаний – сначала в палате представителей, а затем в сенате. В случае внесения последним каких-либо изменений в документ, он вновь поступает в нижнюю палату на повторное утверждение, после чего передается на подпись королю и вступает в силу с момента опубликования в «Королевской газете».
Кабинет Чуан Ликпая обязался провести подготовленный им пакет из 11 законопроектов через Национальную ассамблею в I кв. 1999 г., для чего парламентская сессия была даже королевским указом продлена на две недели – до 10 апреля.
Проще всего дело обстояло с поправкой к Закону о соцобеспечении. Она была одобрена парламентом еще в конце 1998 г. Острая борьба развернулась вокруг одного и ключевых законопроектов пакета – о банкротстве, призванного способствовать решению проблемы невозвратных долгов. Сенатская комиссия внесла в него существенные изменения под предлогом, что первоначальный вариант более выгоден кредиторам (преимущественно иностранцам) и приведет к массовому банкротству таиландских предпринимателей должников. Правительство не приняло предложения комиссии и, заручившись поддержкой крупных промышленных и банковских ассоциаций, организовав мощное лоббирование в сенате, провело свой проект с единственной поправкой – статус банкрота будет сохраняться не 10 лет, как ранее, а всего 3 года. Однако, уже после утверждения измененного варианта палатой представителей, парламентская оппозиция обратилась в Конституционный суд с просьбой о признании закона неконституционным.
Также не была принята кабинетом и большая часть изменений в законопроекте о судах по делам о несостоятельности и процедуре банкротства, предложенная сенатской комиссией. Вопреки ее стремлению отложить реализацию закона на несколько лет, он был одобрен практически в первоначальном виде.
Законодательно оформились поправки к Гражданскому и Торговому кодексам по вопросу о лишении права выкупа залога, которые ускорят процедуру ликвидации обанкротившихся компаний, занимавшую до сих пор 5-10 лет. А поправка к Гражданскому кодексу о мелких судебных исках облегчит рассмотрение в судах дел по займам и договорам аренды на незначительные суммы.
Резкую реакцию не только парламентской оппозиции, но и ряда общественных организаций и профсоюзов вызвало принятие закона о приватизации госпредприятий, дающего правительству право продавать их акции частным вкладчикам, в т.ч. иностранным, с целью повышения их эффективности. По требованию конфедерации работников госпредприятий оппозиция обратилась в Конституционный суд с просьбой о признании закона неконституционным и подрывающим национальную безопасность. С момента его утверждения в марте 1999 г. в Бангкоке, других крупных городах страны прошли многотысячные демонстрации протеста, достигшие пика в мае, когда кабинет приступил к реализации планов приватизации ряда крупных государственных электростанций, железных дорог и национальные авиакомпании.
Документы призванные оживить рынок недвижимости составляют отдельную группу в рамках экономического пакета правительства. В первую очередь, это закон о собственности в кондоминиумах, который заменит действующее законодательство 1991 г. Он разрешает иностранцам в течение 5 лет с момента вступления в силу приобретать до 49% квартир в городских жилкооперативах при условии перевода в Таиланд соответствующих сумм.
Важное значение в этом плане имеет поправка к Земельному кодексу, впервые дающая иностранцам право покупать землю – лишь тем, кто инвестировал в стране не менее 40 млн. бат (1 млн.долл.) и ограничивается площадью в 1 рай (0,16 га) только для постоянного проживания.
Закон об аренде собственности для промышленных и коммерческих целей дает иностранцам возможность долгосрочной аренды земельных участков – на срок 30-50 лет с последующим продлением еще на 50 лет. Использование земли иностранцами ограничивается сферами, упомянутыми в названии документа, чтобы не допустить их проникновения в аграрный сектор. Два последних закона сенат незадолго до окончания сессии утвердил с существенными изменениями, поэтому их принятие потребовало повторного рассмотрения в палате представителей по завершении парламентских каникул в июне 1999 г.
В первом чтении Сенат Таиланда принял поправку к закону о предпринимательской деятельности иностранцев, которая облегчит их доступ в сферы, ранее открытые только для таиландцев. Так. снято ограничение, согласно которому доля иностранного капитала в СП не должна была превышать 49%, прежде всего в туристическом и гостиничном бизнесе, розничной торговле и др.
Зарезервированными за таиландцами остались некоторые виды деятельности, разделенные на три группы. Первая полностью закрыта для иностранцев (СМИ, выращивание риса, рыболовство в таиландских территориальных водах, вырубка леса, производство буддистской культовой утвари, торговля предметами антиквариата и т.д.). Во вторую доступ ограничен (только по особому королевскому декрету с одобрения кабинета министров) по соображениям национальной безопасности, сохранения культурных традиций и защиты окружающей среды. Третья охватывает отрасли, в которых таиландцы пока неконкурентоспособны по сравнению с иностранцами и поэтому для последних требуется разрешение министерства торговли. Но не смотря на это, сенаторы сочли законопроект слишком либеральным. Он будет рассматриваться во втором и третьем чтениях. Последний законопроект правительственного пакета – о порядке рассмотрения в суде дел в отсутствие ответчика – оппозиции удалось вообще не допустить до обсуждения в палате представителей, спровоцировав отсутствие кворума на ее последнем заседании. Противники документа обратились к правительству с требованием отозвать его из парламента.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >