You are here:     Главная arrow Юридическая справка arrow Трудовая деятельность иностранцев в Таиланде
Трудовая деятельность иностранцев в Таиланде
Тайское законодательство (Organic Law – Alien Employment Act B.E. 2521) допускает легальную трудовую деятельность иностранных граждан на территории Королевства при условии, что иностранец законно проживает на территории Королевства (не в качестве туриста) с подтверждением данного факта и адреса проживания иммиграционными властями, что Министерством труда ему выдано специальное разрешение (work permit), и что он осуществляет трудовую деятельность по тем видам работ, которые законодательно не запрещены иностранцам.
Тайское законодательство не допускает въезд на территорию Королевства с целью осуществления работы по договору найма, заключенному за пределами Таиланда и не зарегистрированному Министерством труда. Генеральное направление законодательного регулирования труда в Таиланде направлено на приоритетное обеспечение трудовой занятостью собственного населения, снижение высокого уровня безработицы. Надо отметить, что время от времени возникают юридические споры между Министерством труда и иностранцами, осуществляющими трудовую деятельность о том, что собственно следует понимать под термином «трудовая деятельность» и относится ли к этому понятию труд, осуществляемый на безвозмездной основе. Так, в 2007 году Минтруда обратился в Верховный Суд Королевства Таиланд с иском о признании бесплатной работы иностранных педагогов-волонтёров трудовой деятельностью, поскольку закон говорит о том, что под трудовой деятельностью понимается любая физическая или умственная, а также творческая работа, осуществляемая на территории Королевства, независимо от того, получает ли конкретный работник официальное вознаграждение за её выполнение.
Перечень видов трудовой деятельности, занятие которыми для иностранцев не допускается, строго очерчен. По всем остальным видам трудовой деятельности, ограничений и запретов для иностранцев не существует, если такая деятельность осуществляется в соответствии с законом и на основании официального разрешения.
Отсутствие какой-либо профессиональной трудовой деятельности в списке запрещённых для иностранцев, ещё не означает, что по всем остальным видам работы любой иностранец может работать по найму. Например, иностранец-врач формально может работать по своей специальности в Таиланде, однако, для этого ему нужно иметь лицензию, выданную Минздравом Королевства, а это также весьма непросто, поскольку полученный в иностранном вузе медицинский диплом может оказаться невалидным здесь ввиду отсутствия соответствующего межгосударственного соглашения о нострификации дипломов. Срок подготовки врача к самостоятельной практике в Таиланде составляет около 14 лет, тогда как во многих странах этот срок значительно короче. Тем не менее, юридическая формалистика основывается на том, что потенциально иностранец может работать врачом. И таких примеров профессий, по которым отсутствует формальный запрет иностранцам заниматься трудовой деятельностью, а фактически такая возможность весьма призрачна, также немало.
Специальный Королевский Декрет от 1979 года (Royal Decree Stipulating Work on Occupations and Professions Prohibited to Aliens B.E. 2522) устанавливает 39 групп трудовой деятельности по видам, осуществление которых иностранцам запрещено. Соответственно, легальной возможности осуществлять перечисленные в декрете виды труда у иностранцев нет, разрешения на эти виды труда иностранцам выдаваться не могут. Время от времени данный список профессий дополняется в каждом пункте, или сокращается, но так или иначе, все 39 групп по видам труда остаются в силе вот уже около 30 лет.
Правительство Таиланда, возглавлявшееся свергнутым премьером Таксином Чинаватом, периодически ослабляло запреты по тем или иным группам трудовой деятельности (некоторое время при наличии специальных разрешений в особом порядке допускалась работа иностранцев офис-менеджерами, брокерами, юристами, аукционистами), однако после военного переворота 2006 года новое правительство Сураюда Чуланонта по рекомендации Совета Национальной Безопасности вновь отменило все послабления и Декрет действует по всем группам запретов.
Среди запрещённых иностранцам видов трудовой деятельности, особо «зарезервированных» исключительно для тайских подданных следующие виды:
- работа в сфере агротехники, селекции животных, лесоводства, рыбоводства (за исключением работ, выполнение которых требует высокопрофессиональных, специальных или научных познаний в данных сферах);
- работа каменщика, плотника, иные строительные специальности;
- работа резчика по дереву;
- работа продавца во всех видах торговых предприятий;
- работа аукциониста на всех видах аукционов;
- работа финансового контролёра, аудитора, бухгалтера, кассира (кроме выполнения работ по внутреннему аудиту в компаниях смешанных форм собственности);
- работа водителя автотранспортного средства или любого транспортного средства на машинном приводе или без такового (кроме пилотирования самолётов иностранных авиакомпаний);
- работа по шлифовке и огранке драгоценных, полудрагоценных камней и самоцветов;
- работа по стрижке волос, парикмахерские работы, работы в области индустрии красоты;
- работа по изготовлению тканей ручным способом или с помощью станков, не использующих машинный привод;
- работа по изготовлению любых плетёных изделий и мебели из тростника, ротанга, джута, соломы или бамбука;
- работа по ручному изготовлению рисовой бумаги;
- работа по изготовлению лаковых миниатюр;
- работа по изготовлению народных тайских музыкальных инструментов;
- работа по изготовлению изделий из золота и его сплавов, серебра и его сплавов;
- работа по изготовлению поделок и скульптур из камня;
- работа по изготовлению тайских традиционных народных кукол;
- работа по изготовлению матрацев, циновок и тюфяков в тайском народном стиле;
- работа по изготовлению предметов религиозного культа, в т.ч. горшков для сбора монахами подаяний;
- работа по изготовлению натурального шёлка и изделий из него;
- работа по художественному воплощению образа Будды;
- работа по изготовлению ножей;
- работа повара, официанта;
- работа водителя воднотранспортного средства;
- работа по изготовлению бумажных вееров, зонтиков;
- работа по изготовлению обуви;
- работа по изготовлению головных уборов и шлемов;
- работа брокера или коммерческого агента (кроме сферы международной торговли);
- работа в области гражданской инженерии;
- работа по изготовлению предметов одежды;
- работа в области гончарного производства;
- работа по ручному изготовлению сигар;
- работа по производству продуктов питания и напитков;
- работа туристического гида или экскурсовода;
- работа по оценке имущества и товаров;
- работа по выполнению машинописи на тайском языке (только на печатных машинках);
- работа по мотанию, плетению шёлка ручным способом или на традиционных станках, не использующих машинного привода;
- работа офис-менеджера, секретаря;
- работа правового консультанта, адвоката, юриста, арбитражного служащего (кроме случаев, специально установленных международными соглашениями).
Для того чтобы получить разрешение на работу в Таиланде иностранный соискатель права на трудовую деятельность, должен иметь на руках тип въездной визы non-immigrant или вид на жительство. При этом, виза non-immigrant должны быть получена перед въездом в Таиланд. Вид на жительство могут просить иностранцы, прожившие в Таиланде подряд не менее 3-х лет по визе non-immigrant. Потенциальный работодатель должен заблаговременно подтвердить предоставление работы иностранцу ещё до его въезда как соискателя на право трудовой деятельности. Но при этом, разрешение на работу (work permit) будет оформляться только по прибытии иностранца-соискателя работы в Таиланд с визой non-immigrant.
Для оформления разрешения на работу требуются следующие документы: анкета по форме Tor. Thor. 2; 3 фотографии 5х6 (сделанные не ранее, чем за 6 месяцев); письмо работодателя с обоснованием причин, по которым он не имеет возможности использовать для выполнения данной работы тайского подданного; трудовой договор с работодателем; копия свидетельства о регистрации компании-работодателя (копия должна быть получена не ранее, чем за 6 месяцев до предоставления в иммиграционную службу); заверенный Департаментом регистрации коммерческих организаций список учредителей компании; копия разрешения на создание корпорации; копии карточек налогоплательщиков компании по форме VAT certificate или по форме Phor. Por. 01 и Phor. Por. 09; копия баланса компании, заверенная Revenue office; копия свидетельства об уплате компанией налога на прибыль по форме Phor. Ngor. Dor. 50; штатное расписание компании-работодателя; список всех иностранных работников компании с указанием разрешительных документов; копии характеристик и рекомендаций соискателя с прежних мест работы; копия всех страниц паспорта и визы non-immigrant тип «B» или «O»; справка о медицинском освидетельствовании соискателя; специальная марка юридического сбора, погашенная атторнеем (10 бат); схема-карта местонахождения компании; специальная справка о статусе компании по форме Tor.Thor. 10; справка из Revenue office по форме Phor.Por. 30 об изменении или не-изменении состава акционеров за период последних 3-х месяцев. Если предполагается, что иностранец-соискатель будет выполнять работу, требующую лицензии, то к документам прикладывается ещё и подлинник такой лицензии или заверенная атторнеем копия. Если иностранец-соискатель имеет супруга (у) – тайского подданного, то к документам прикладывается копия брачного свидетельства.
Условия действительности разрешения на работу называться – work permit. По сроку действия разрешение – work permit действует до момента истечения срока действия очередной визы иностранца, позволяющей его пребывание на территории Королевства.
По объекту разрешение действует только в отношении именно той работы, для получения которой оно оформлялось и выдавалось. По территории – разрешение действительно только в пределах тех территориальных образований, которые прямо указаны в нём. Именно в силу ограничений во времени, в пространстве и по предмету, полицейские и иммиграционные власти имеют возможность всегда контролировать соблюдение иностранцами полученного им права на работу. То есть, – по истечении срока действия визы (независимо от её продления) разрешение на работу утрачивает силу, если иностранец оформляет продление визы, он автоматически обязан заново оформлять и разрешение на работу. По поводу объекта разрешения – если Департамент Минтруда сочтёт, что фактически иностранец выполняет трудовые функции, подпадающие под определение иного вида деятельности, то он отзовёт выданное ранее разрешение на работу.
По территории обязательно указывается перечень территориальных образований, где выданное разрешение действительно. На практике практически всегда территория указывается в пределах того города или посёлка, на которые распространяется «сфера обслуживания» того предприятия, руководство которого выдавало документы, подтверждающие предоставление иностранцу рабочего места.
Не требуется разрешений на выполнение работы, связанной с выполнением функций дипломатического представительства иностранных государств на территории Королевства, исполнения консульских обязанностей, обязанностей представителя ООН, осуществления работы пилоты авиакомпаний, специального посланника и выполнение иных работ, выполнение которых не может быть предметом регулирования исключительно внутреннего национального законодательства Таиланда, а регулируется нормами международного права или межгосударственных договоров.
Что касается наказания за нарушение законодательства о труде иностранцев, то оно предусматривает только уголовную ответственность за нарушение, даже если оно было совершено (выявлено) всего в течение 1 дня. Обычный (не квалифицированный) состав данного вида преступления, совершенного впервые, предусматривает тюремное заключение на срок до 30 дней или штраф до 5 тысяч бат, или и то и другое. Если нарушение касается не только самого факта работы без разрешения, но и работы по списку, запрещённому для иностранцев (см. выше), то наказание предусмотрено в виде тюремного заключения на срок до 5 лет или штрафа в размере от 2 тысяч до 100 тысяч бат, либо и то и другое, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Во всех случаях, за отбыванием наказания следует принудительная депортация иностранца на родину без права въезда на территорию Королевства в течение срока, определённого судом. В редких случаях, при предоставлении соответствующих дипломатических запросов от МИДа иностранца-нарушителя, тайский суд передаёт самого нарушителя и все материалы уголовного дела на него в учреждение юстиции на его родину. Однако, процедуры выдачи иностранца властям на его родине всё равно оформляется как принудительная депортация без права последующего въезда в Таиланд в течение срока, оговоренного иммиграционными властями. Строгость наказаний, предусмотренных законом, не означает, что полиция и иммиграционная служба только и делают, что ловят незаконных работников-иностранцев. Но не стоит забывать, что чаще всего полиции и не надо никого ловить – всегда найдётся «доброжелатель», который намекнёт властям о том, что кто-то нарушает закон. Работодатель, использующий труд наёмного работника-иностранца без оформления разрешения, наказывается тюремным заключением на срок до 3 лет, или штрафом до 60 тысяч бат, или и тем, и другим наказанием совокупно.
И всё-таки довольно много иностранных граждан на свой страх и риск осуществляют в Таиланде незаконную трудовую деятельность. Нередко можно встретить в ресторанах указания на то, что шеф-повар данного ресторана, например, итальянец, хотя иностранец не может работать поваром. В большинстве случаев формально такой шеф-повар оформлен на работу как репетитор, обучающий тайских поваров блюдам итальянской кухни, а обучение профессиональному ремеслу не является профессией, запрещённой для иностранцев. Однако, даже для формального включения в штатное расписание как репетитора, всё равно строго необходимым является само наличие разрешения на работу (work permit). То же можно сказать и о ряде других работ, которые выполняются иностранцами по «серым схемам».
Нередки случаи возникновения крупных неприятностей с законом и с полицией по данным вопросам, поскольку достаточно всего двух подтверждений свидетелей о том, что данный итальянец, например, приготовил блюдо, которое было подано в зал посетителю, и этого уже достаточно, чтобы считать его оформление репетитором притворным. То же самое можно сказать и о туристических гидах и экскурсоводах, которые в лучшем случае оформлены переводчиками, а в худшем вообще никак не оформлены. Надо сказать, что плохое владение тайцами иностранными (кроме английского) языками на деле оказывается ничуть не лучше, чем иностранные гиды-экскурсоводы, плохо знающие историю и культуру Таиланда, и в силу этого рассказывающие туристам ужасающе безграмотные рассказы о стране, её обычаях, истории, традициях, политике, законодательстве и др. важных вещах.
Множество иностранцев приезжает в курортные города на «высокий сезон в качестве ресторанных музыкантов. Хотя работа музыканта не входит в перечень запрещённых для иностранцев, однако сложность и длительность оформления разрешения на работу заставляет избегать этой процедуры. Как правило, во время выступления, в перерывах, приглашённые музыканты сидят за накрытыми столиками (это на случай прихода полиции они изображают посетителей ресторана).
Обычно на первый раз суд ограничивается мягким приговором, присуждая штраф с депортацией на родину, но при повторном «отлове» за тем же занятием, бывали случаи и покруче, – вплоть до тюремного срока. Следует понимать, что незаконная трудовая деятельность карается не только сама по себе как самостоятельный состав преступления, но и совокупно влечёт возбуждение и налогового дела, так как неоформленный в установленном порядке или выполняющий запрещённую для иностранца работу иностранец одновременно автоматически признаётся лицом, укрывающим от уплаты подоходные налоги, а в Таиланде это является весьма серьёзным преступлением. Здесь есть один нюанс – минимальный уровень зарплаты труда для иностранцев в Таиланде – 64 тысячи бат в месяц, и именно с этого минимума начисляется и взимается подоходный налог, независимо от того, получает ли наёмный работник-иностранец намного меньше в реальности. А меньше он получает всегда в тех случаях, когда ведёт работу нелегально или с нарушением требований закона. Так что, помимо штрафа (а в худшем случае тюремного срока), депортации на историческую родину, существует ещё и налоговое преследование и обязанность погасить насчитанную налоговой инспекцией недоимку, оспаривать размер которой, как вы понимаете, бессмысленное занятие.
Самим работодателям тоже часто бывает выгодно приглашать на работу иностранца в полулегальном или нелегальном режиме. Во-первых, потому, что в таком случае он не обязан исходить из минимального уровня оплаты труда для иностранцев – 64 тысячи бат в месяц. Во-вторых ещё и потому, что за каждого нанятого на работу иностранца он должен заплатить в казну специальный сбор. Обязанность начислять и платить в казну подоходный налог с зарплаты работника, также лежит на работодателе, а ему часто бывает не охота платить налоги. В-третьих, потому, что по закону на каждого принятого на работу иностранца, он обязан предоставить рабочие места и легальную зарплату не менее, чем 5 тайским подданным. Но, во всех случаях обоюдные риски проблем с полицией, лежат на обеих сторонах. «Честный» работодатель при возникновении таких проблем старается уладить дело. Нечестные просто «уходят в сторону», принимают как должное полагающееся наказание или откупаются, оставляя иностранца один на один с полицией, судом и возникшими проблемами. Имеют место случаи, когда сами работодатели при возникновении спорных моментов с иностранцами по поводу зарплаты, «сдают» полиции своего работника.
С 1997 года предусмотрен следующий порядок срочного оформления виз и разрешений на работу: в особых случаях, когда работник приглашается для выполнения высококвалифицированной работы от имени государства или на основании и во исполнение международных контрактов и межгосударственных экономических и политических соглашений, исполнения функций международного наблюдателя или специально аккредитованного представителя международных СМИ, а также и в случаях, когда работник приглашается для выполнения высококвалифицированных работ на краткосрочный период от 10 до 14 дней, оформление виз и разрешений на работу осуществляется в специальном (скоростном) режиме, что занимает не более 3 часов.
В исключительно экстренных случаях (стихийные бедствия, аварии инженерных сетей и коммуникаций, угрожающие безопасности людей, иные экстраординарные случаи или крайняя производственная срочность) допускается, чтобы работодатель привлёк к выполнению определённой срочной работы иностранца, не имеющего разрешения на работу. При этом закон формулирует ряд условий, несоблюдение которых делает даже краткосрочную работу иностранца незаконной трудовой деятельностью. Закон требует, чтобы:
– необходимость привлечения к выполнение срочных работ иностранца была продиктована крайней необходимостью;
– работодатель обосновал, что выполненную иностранцем срочную работу действительно не мог выполнить ни один из доступных ему тайских работников;
– работодатель обосновал, что та работа, которую не мог выполнить ни один тайский работник, и которую выполнил иностранец, была действительно срочной и вызвана острой необходимостью, в противном случае предприятие понесло бы реальные крупные убытки или здоровью и жизни людей могла грозить техногенная опасность;
– работодатель немедленно уведомил Департамент министерства труда о том, что им был привлечен к выполнению кратковременной срочной работы иностранец;
– работодатель информировал о сумме выплаченного иностранцу гонорара и сумме уплаченного с этой выплаты подоходного налога.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >