You are here:     Главная arrow Юридическая справка arrow Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Частное право в Таиланде не знает деления на гражданское и торговое. Действующий Гражданский и торговый кодекс (ГТК) был окончательно утвержден в 1935 г. после 30 лет законопроектных работ. Он состоит из 6 книг. Первые две, посвященные общим принципам и обязательствам, были промульгированы в 1925 г. Третья книга, охватывающая отдельные виды договоров, введена в 1929 г., четвертая, о праве собственности, - в 1932 г. Наконец, в 1935 г. промульгированы пятая и шестая книги, содержавшие соответственно семейное и наследственное право.
Общей основой для Кодекса 1935 г. послужило Германское гражданское уложение 1896 г. Помимо этого, в качестве образца было использовано гражданское и торговое законодательство Франции, Швейцарии, Японии. Положения об отдельных видах договоров обнаруживают влияние английского общего права.
Семейное право (книга пятая), напротив, основано на традиционных тайских правовых нормах и обычаях, хотя и несколько измененных в соответствии с концепциями германского и швейцарского законодательства. Хотя провозглашено равенство полов, супруг является главой семейного союза (ст.1454 ГТК). Нажитое в браке имущество по закону признается совместной собственностью супругов. Наследственное право основано на французских, германских и японских законах, а также тайских обычаях. Лицо может завещать имущество по своему усмотрению.
Кроме того, в дополнение к Гражданскому и торговому кодексу были приняты законы о торговых марках (1931 г.), о защите литературных и изобразительных произведений (1931 г.), о банкротстве (1940 г., с поправками 1968 г.). Основным источником земельного права является Земельный кодекс 1954 г.
Экономическое законодательство Таиланда основывается на рыночных принципах. Согласно Конституции 1997 г. (ст.87) государство обязано поощрять свободную экономическую систему через рыночные механизмы, обеспечивать честную конкуренцию, защищать потребителей, предотвращать прямые и косвенные монополии, аннулировать и воздерживаться от принятия законов и подзаконных актов, устанавливающих контроль над бизнесом без экономической необходимости. Государство не должно осуществлять предпринимательскую деятельность в конкуренции с частным сектором, если только этого не требуется для поддержания безопасности государства, охраны общих интересов или обеспечения нужд коммунального хозяйства.
В основе отношений конкуренции лежит Закон о ценовом контроле и антимонопольном регулировании 1979 г. На практике цены фиксируются государством только по очень небольшой группе продуктов первой необходимости. В 1979 г. принят также Закон о защите потребителей.
Одной из основ экономического развития Таиланда на протяжении всего послевоенного времени было привлечение в страну иностранных капиталов.
В соответствии с Законом о содействии инвестициям 1977 г. создано специальное Управление по инвестициям (Board of Investment), отвечающее за осуществление правительственной политики в области как иностранных, так и местных инвестиций. Закон о предпринимательской деятельности иностранцев (Alien Business Law) 1972 г. регулирует деятельность иностранных предпринимателей в Таиланде (за исключением американских, для которых установлен особый, льготный режим). В частности, Закон 1972 г. устанавливает, какие сферы деятельности закрыты для иностранцев, а в каких их участие ограничено 49% капитала совместного предприятия.
В Королевстве с 1997 г. проводятся реформы, призванные сделать экономику страны еще более открытой.
В 1998 г. в парламент внесен проект закона, который должен открыть для иностранных инвесторов новые секторы экономики и смягчить ряд ограничений (например, в отношении собственности иностранцев на землю). Тем не менее, ряд сфер деятельности останутся полностью закрытыми для иностранцев (СМИ, выращивание риса, рыболовство в таиландских территориальных водах, вырубка леса и т.д.). В 1999 г. принят Закон о приватизации государственных предприятий, дающий правительству право продавать их акции частным вкладчикам, в том числе иностранным, с целью повышения их эффективности.
Значительно обновилось в 1990-х гг. законодательство об интеллектуальной собственности (Закон о патентах 1992 г., Закон об авторском праве 1995 г.), приведенное в большее соответствие с современными международными стандартами.
Что касается трудового законодательства Таиланда, то оно долгое время носило откровенно антирабочий характер.
Реакционный военный режим, господствовавший в Таиланде с 1958 г. в течение 10 лет, ликвидировал профсоюзы и фактически немногочисленные законы о труде. Только в конце 1960-х - начале 1970-х гг. вновь начинает развиваться трудовое законодательство, сначала в виде ограниченных постановлений военных властей 1972 г., а затем - актов гражданского правительства (Конституция 1974 г., Закон о трудовых отношениях 1975 г. и др.). Последний антирабочий закон был принят при военном режиме в 1991 г. Он, в частности, полностью запретил забастовки на государственных предприятиях.
Новый трудовой закон был принят в 1998 г. Он привел регулирование труда в Таиланде в большее соответствие со стандартами МОТ. В частности, закон сокращает рабочую неделю до 48 часов. В 1990 г. вступил в силу Закон о социальном обеспечении. Однако его система в Таиланде до сих пор остается одной из самых слабых среди относительно развитых стран.
Производство по гражданским и торговым делам регулирует Гражданский процессуальный кодекс 1935 г., который устанавливает правила процедуры, сходные с существующими в Германии и Японии. Третейское разбирательство регулирует Закон об арбитраже 1987 г.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >