You are here:     Главная arrow Юридическая справка arrow Конституция
Конституция
После свержения абсолютной монархии в 1932 году в Таиланде было принято 17 конституций и уставов. Среди них: Временная Хартия администрации Сиама Закон 1932 г.; Конституция Королевства Сиам 1932 г.; Конституция Королевства Таиланд 1946 г.; Конституция Королевства Таиланд (временная) 1947 г.; Конституция Королевства Таиланд 1949 г.; Конституция Королевства Таиланд 1932 года (изменения были внесены в 1952 г.); Хартия королевской администрации 1959 г.; Конституция Королевства Таиланд 1968 г.; Временная Хартия королевской администрации 1972 г.; Конституция для администрации Королевства 1974 г.; Конституция для отправления правосудия в Королевстве 1976 г.; Хартия королевской администрации 1977 г.; Конституция Королевства Таиланд 1978 г.; Хартия королевской администрации 1991 г.; Конституция Королевства Таиланд 1991 г.; Конституция Королевства Таиланд 1997 г.; Конституция Королевства Таиланд (временная) 2006 г.; Конституция Королевства Таиланд 2007 г.
Хартии традиционно являются временным документам, принятым после военных переворотов. Тем не менее, некоторые Хартии, например, 1959 г. использовались в течение многих лет. В тоже время переворот 2006 г. привел к принятию временной Конституции, а не временного устава.
Большое количество уставов и конституций в современной истории Таиланда является показателем степени политической нестабильности. Большинство уставов и конституций являются прямым или косвенным результатом военных переворотов. Большую часть уставов и конституций в тайской истории можно рассматривать не как инструменты народного контроля, но в качестве инструментов, с помощью которых правительство контролирует свой народ.
Общими чертами всех конституций Таиланда были признание особой роли короля как главы государства и тайского буддизма; акцент на обязанностях, а не на правах граждан, ограничивавшихся соображениями безопасности и порядка; деление членов парламента независимо от того, состоял ли он из одной или двух палат, на выбираемую населением и назначаемую королем части (некоторое исключение – конституция 1946 г.). Фактически ни одна конституция не могла при этом реально ограничить исполнительную власть.
На поразительное сходство большинства тайских конституций авторитетно указывал в 1961 г. тогдашний тайский диктатор Сарит Танарат: "Отмененные конституции становились моделью для новых, а в некоторых случаях прежде отмененные принимались в качестве новых. Так продолжалось около 29 лет". Коренной причиной подобного явления было стремление каждой вновь утверждавшейся у власти политической группировки узаконить свое господство и сделать это максимально выгодным для себя способом. Этому и служили многочисленные конституции, вновь и вновь усиливавшие исполнительную власть и требовавшие, как правило, наполовину назначавшегося правительством парламента.
Парадоксальным образом, даже в условиях многолетнего действия закона о чрезвычайном положении и отсутствия выборного парламента в 60-е годы, большинство тайских, граждан продолжало считать, что в стране "существует демократическая форма правления".
Сами термины "демократия", "демократическая форма правления", фигурировавшие во всех конституциях и официальных правительственных документах с 1932 г., подразумевали в Таиланде отнюдь не признание, пусть даже формальное, верховенства народного суверенитета и тех процедур (в первую очередь всеобщих свободных выборов), которые его обеспечивают. "Демократическими" именовали себя правительства, приходившие к власти в результате военных переворотов, разгонявшие выборные законодательные учреждения, вводившие на много лет чрезвычайное положение и подавлявшие всякую оппозицию.
В условиях политической пассивности масс готовности бюрократии и королевского двора поддержать переворот или по крайней мере открыто ему не сопротивляться было вполне достаточно для того, чтобы он считался формально законным. К чему же в таком случае сводились разговоры о демократии?
Дело здесь заключается не в простой, всем очевидной фикции, а в том, что, начиная с 1932 г., положившего начало "демократической эре", все военно-бюрократические группировки и правительства всегда подчеркивали свою приверженность "конституционной форме правления во главе с королем". Ликвидация монархического абсолютизма, хотя и мало что изменила с точки зрения участия масс в политическом процессе, тем не менее привела к установлению новых "правил игры" внутри правящей элиты, своего рода "институционализации" парламентского представительства как принципа. В этом, собственно, и состоял смысл буржуазных преобразований в области надстройки, осуществленных революцией 1932 г.
20 августа 2007 г. в Таиланде объявили официальные итоги референдума по новой конституции страны, прошедшего накануне. По данным избирательной комиссии, в поддержку нового основного закона, разработанного военной хунтой, находящейся у власти в стране почти год, высказались 56,7% избирателей.
Новая конституция, уже 18-я по счету с момента утверждения в Таиланде конституционной монархии в 1932 году, ограничивает время нахождения у власти премьера двумя четырехлетними сроками и облегчает процедуру его импичмента парламентом. Это должно помешать консолидации власти в руках одного человека, в чем хунта обвиняла свергнутого ею экс-главу правительства Таксина Чинавата. Позаботилась хунта и о собственном положении – в конституции есть пункт об амнистии участникам прошлогоднего переворота и довольно расплывчатая статья о праве военных вмешиваться в политику. Новая конституция состоит из почти 200 страниц, и эксперты сомневаются в том, что кто-то из избирателей дочитал ее до конца.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.

Полный список источников использованных при написании статей.
 
< Пред.   След. >