You are here:     Главная arrow Власть и политика arrow Внешняя политика
Внешняя политика
Таиланд является членом ООН и входит в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанскую экономическую конференцию.
С 1946 г. до середины 1970-х годов он был союзником США в период холодной войны и получал американскую военную помощь. В годы войны во Вьетнаме на территории Таиланда размещались американские воинские подразделения.
В 2004 г. внешнеполитический курс характеризуется прагматизмом и растущей самостоятельностью, расширилось вовлечение Таиланда в общеазиатскую структуру сотрудничества. Бангкоку удалось заметно подкрепить свои претензии на неформальное лидерство в АСЕАН, заручиться консолидированной поддержкой группировки своего кандидата на пост генерального секретаря ООН. Поступательное развитие получили союзнические отношения с США, всесторонние связи с ведущими внешнеполитическими партнерами, включая Японию, Китай, Индию.
Таиланд в полной мере участвует в международных и региональных организациях. Он разработал тесные связи с другими членами АСЕАН – Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Брунеем, Лаосом, Камбоджой, Бирмой и Вьетнамом. Министры экономики и иностранных дел проводят ежегодные встречи.
В последние годы Таиланд принимает все более активную роль на международной арене. Когда Восточный Тимор получил независимость от Индонезии, Таиланд впервые в своей истории ввел войска в рамках миротворческой миссии. Его войска остаются там сегодня как часть миротворческих сил ООН. Таиланд участвует в Организации американских государств (ОАГ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Таиланд направил войска для восстановления в Афганистан и Ирак.
Дипломатические отношения Таиланда и России были установлены в 1896 г. Однако добрые отношения между Россией и Сиамом, точнее, между двумя монархами начались за несколько лет до этого. В 1883 году цесаревич Николай, будущий российский император Николай II, совершал большое путешествие вокруг света. После посещения Японии и Индии он добрался до Таиланда, где был встречен с королевскими почестями королём Рамой V. Монархи очень понравились друг другу и быстро подружились. Сами тайцы трактуют эту дружбу как сближение Востока и Запада. В 1886 г. Рама V в сопровождении принца Ваджиравуты нанёс ответный визит в Петербург.
После завершения европейского турне Рамы V между Россией и Сиамом установились дипломатические отношения. Большая группа российских специалистов, в том числе и военных, отправилась в Бангкок вместе с российским послом действительным статским советником А. Е. Оларовским. Карл Фаберже создал здесь более сотни произведений, в том числе и несколько изваяний Будды. Сиамская коллекция Фаберже (третья по величине в мире) за исключением двух предметов находится сегодня в собственности королевской семьи.
А через десять лет его второй и любимый сын Чакрапонг, который до этого учился несколько лет в Англии и жил в семье среднего достатка, сопровождал в Россию сиамского посла. В Петербурге он был размещён в Зимнем дворце, в апартаментах для царственных особ, и это разительно отличалось от того, что он имел в Англии. Сразу после приезда он был представлен Николаю II и вскоре поступил в пажеский корпус, который закончил в 1902 г. Принц быстро освоил русский язык, проникся русской культурой, очень любил смотреть балет, в особенности Матильду Кшесинскую, и даже сам выступал в некоторых спектаклях, порой переодеваясь в женскую одежду.
Возвращение в Сиам полковника русской армии принца Чакрапонга. Начало реформ государственного аппарата страны. По российскому образцу были преобразованы армия, административное деление, полиция, введены новые и преобразованы старые министерства. В Сиам прибыли две сотни гвардейских казаков для несения службы при дворце. С тех пор королевская гвардия носит несколько видоизмененную форму русских гвардейцев. Русский композитор написал для короля Сиама гимн, который до сих пор используется наряду с государственным. Его исполняют, например, в кинотеатрах перед каждым сеансом.
В 1905 г. Чакрапонг встретил Екатерину Десницкую, дочь судьи из украинского города Луцка, и они тайно поженились. Когда в Бангкоке узнали про брак, принц был лишён права на престол. В 1907 г. у них родился сын – принц Чува, которого у родителей отобрали и воспитывали в королевской семье.
Когда Чула вырос, его отправили учиться в Великобританию, где он женился и остался на всю жизнь. Десницкой, как супруге принца Чакрапонга и герцога города Пхитсанлуок, был пожалован титул герцогини Пхитсанлуок.
В 1910 г. герцогиня встретилась с генералом Епанчиным, которому сказала, что «хорошо чувствует себя в Сиаме и всем довольна». В 1911 г. принц Чакрапонг и его супруга присутствовали на коронации Георга V и нанесли визит в Россию.
Расстрел русского государя-императора и его семьи привел к разрыву в отношениях между Сиамом и Россией. На любое упоминание о том,что принц Сиама женат на представительнице народа, убившего своего царя, было наложено табу.
В 20-е годы дворцовые интриги привели к разводу. Екатерина уехала в Шанхай, где и прожила до конца жизни. Принц Чува прожил спокойную жизнь при дворе и умер в 60-е годы.
Внучка принца Чакрапонга принцесса Нарисса написала книгу «Катя и принц сиамский». В 2004 г. эта книга в переводе М. Десницкой (внучатая племянница Е. Десницкой) вышла в свет на русском языке.
Благодаря покровительству России, ее противодействию агрессивным устремлением Франции Сиам остался единственной страной Юго-Восточной Азии, которая избежала колонизации. В знак благодарности Рама IV ввел, в частности, в своей армии русскую военную форму (парадная офицерская форма – белый китель с аксельбантами сохраняется до сих пор). Музыку для королевского гимна написал русский композитор П.А. Шуровский.
Развитие событий в России после 1917 года, война в Восточной Азии и на Тихом океане помешали налаживанию дипломатических отношений между СССР и Сиамом (Таиландом). Они были восстановлены лишь в декабре 1946 года, и первым посланником в Бангкоке был назначен молодой, 35-летний дипломат С.С. Немчина.
В силу острых внутренних проблем Таиланд искал друзей среди империалистических держав. Он посылал воинские подразделения для участия в войнах в Корее и в Индокитае, предоставил свою территорию для размещения американских самолетов, бомбивших Вьетнам и Лаос, и для отдыха американских военнослужащих (деньги, вырученные за предоставление баз и поступавшие от заведений, где проводили время американские вояки, помогли отстроить Бангкок и вообще заметно оживить хозяйственное строительство). Но, с другой стороны, в стране шла гражданская война, были созданы освобожденные районы, партизаны нападали даже на американские базы. В 1973 году в Таиланде прошли массовые демонстрации против участия в войне в Индокитае; военное правительство Китикачона объявило о своей отставке.
Советское правительство предпринимало дипломатические демарши против участия Таиланда в корейской и индокитайской войнах, призывало отозвать таиландские части домой, остро выступала наша печать. Отношения между Москвой и Бангкоком «покрывались инеем». Они еще более охладели, когда Таиланд стал членом СЕАТО, а в 1970 году правительство Таиланда признало режим Лон Нола в Камбодже.
Управление кадров и Отдел Юго-Восточной Азии старались подбирать в Бангкок таких послов, которые даже в тяжелых условиях могли бы максимально способствовать отношениям между двумя странами. Даже в трудные времена чувствовалась симпатия и уважение тайцев к русским. Эти чувства, которые зародились у тайцев в прошлом веке, оказались весьма живучими. Еще в 1960-е годы в советское посольство наведывались старые тайские аристократы, которые (если не сами, то их родители) были связаны с золотым временем отношений между странами в конце 19-го - начале 20-го веков. Офицеры в торжественных случаях надевали русскую парадную форму.
СССР стали посещать таиландские парламентарии, работники культуры. В Бангкоке с удовольствием принимали советских артистов. Оживилась двусторонняя торговля. 25 декабря 1970 года было заключено торговое соглашение, стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли и судоходства, договорились содействовать проведению ярмарок и выставок. Состоялся обмен письмами о статусе торгового представительства СССР в Таиланде. 6 мая 1971 года между Москвой и Бангкоком было открыто воздушное сообщение.
Но вся «гора» сдвинулась с места в 1979 году. 21-27 марта состоялся визит премьер-министра Таиланда К. Чаманана в СССР.
Если учесть таиландскую практику ограничения и сдерживания контактов с СССР, то визит этот стал крупным и неожиданным событием. Что же подтолкнуло К. Чаманана на визит, к чему он стремится? Скорее всего бангкокские решили продемонстрировать, что Таиланд стремится проводить самостоятельный международный курс, занять позиции равно-удаленности от США и СССР. О каких же событиях стоит напомнить? Здесь и заключение договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ от 2 ноября 1978 года, и изгнание «красных кхмеров» из Камбоджи, и провозглашение НРК, и «урок» Китая Вьетнаму – разорение нескольких северных провинций в феврале-марте 197 года. На таком фоне премьер-министр Таиланда предпринял визит в Вашингтон, чтобы успокоить президента Картера. Прибыв же в Москву, премьер стремился убедить советское руководство в строгом нейтралитете Таиланда, и получить определенные гарантии от СССР.
В ходе бесед К. Чаманана с советскими руководителями (а встречи проводились на высшем уровне) обе стороны выразили стремление к расширению и углублению советско-таиланского сотрудничества. Советское правительство высказалось за разрядку международной напряженности в Азии, развитие между государствами континента подлинно добрососедского сотрудничества. Было отмечено сходство или совпадение позиций двух стран по важнейшим вопросам упрочения международного мира, экономического прогресса народов и государств Юго-Восточной Азии. Премьер-министр представил информацию о деятельности АСЕАН как организации, которая ставит своей целью экономическое, социальное, культурное развитие стран-участниц и не носит военного характера. Советские руководители приняли это к сведению.
Премьер-министр Таиланда отметил, что визит в Москву – важнейшее событие внешней политики Таиланда за последние несколько лет. К. Чаманан заявил также, что «русские заверили, что у Вьетнама нет намерения нападать на Таиланд». Именно это заверение было для правительства Таиланда важнейшим результатом поездки премьер-министра в Москву.
В попытке изменить отношение Советского Союза к недавно сколоченному «коалиционному правительству» «демократической Камбоджи» Бангкок в декабре 1982 года направил в Москву заместителя министра иностранных дел Аруна Панувонга, милого и умного дипломата. Положение «коалиционного правительства» было плачевным. С ним не захотели говорить Австралия, Англия, Япония. Индия еще в июле 1980 года установила отношения с НРК (Народная Республика Кампучия, Камбоджа). Индонезия отказалась иметь отношения с «красными кхмерами» и установила связи с правительством Хун Сена. Панувонг убеждал дипломатов, что СССР должен установить контакт с «правительством Сианука», принять участие в конференции по Камбодже под эгидой ООН. Однако, ему было отказано. Советские дипломаты упрекали Таиланд в пособничестве полпотовцем и предоставлении им плацдарма для войны против Народной Республики Кампучии. Решение вопроса считали советские дипломаты, в том, чтобы помочь полпотовцам вернуться к власти в Камбодже, где они продолжили бы свой кровавый пир, а в том, чтобы разоружить их и выдворить с территории Таиланда.
В феврале 1983 году М.Капица вылетел в Бангкок с посланием Ю.В. Андропова в адрес премьер-министра Према Тинсуланона. Вместе с послом Ю.И. Кузнецовым они посетили заместителя премьер-министра генерала Прамарна Адирексарна и вручили послание для передачи премьер-министру. В послании говорилось о желании Советского Союза иметь хорошие отношения с Таиландом. В нем указывалось на необходимость проведения переговоров о мирном решении проблем Юго-Восточной Азии и выражалась готовность Советского Союза участвовать, если потребуется, в таких переговорах. Тинсуланон истолковал послание по-своему: он заявил журналистам, что «русские намекают на возможность новых предложений Ханоя».
До встречи с заместителем премьер-министра беседовали с министром иностранных дел С. Саветсилой. Министр просил Россию помочь найти решение камбоджийского конфликта, чтобы восстановить мир в Юго-Восточной Азии. Если для этого нужно расширить контакты, Таиланд готов к этому. Арун Панувонг заявил журналистам, что заместитель министра СССР согласился, что уровень контактов должен быть поднят до министров иностранных дел двух стран и даже глав правительств. Когда и как такие встречи будут иметь место, нужно тщательно взвесить; советский представитель подтвердил приглашение принцессе Махе Чакри Шириндхори совершить государственный визит в СССР.
10-14 мая 1987 года, С. Саветсила побывал в Москве. Он считал, что урегулирование в Камбодже должно осуществляться на основе вывода иностранных войск, осуществления права ее народа на самоопределение и становления нейтральной, неприсоединившейся и независимой Камбоджи. Советский министр ответил, что СССР готов содействовать урегулированию ситуации вокруг Камбоджи вместе с другими государствами, включая страны АСЕАН и Индокитая, и гарантировать наряду с другими членами Совета Безопасности ООН общеприемлемые договоренности.
Показательным для позиции Бангкока является одобрение им принятого в июне 1994 года парламентом Камбоджи закона о запрещении «красных кхмеров» и заявление, что полпотовцы не будут допускаться на территорию Таиланда.
11-12 февраля 1990 года Таиланд впервые принимал главу советского правительства – Н.И. Рыжкова. Советский гость нанес визит королю, провел переговоры с премьер-министром Ч. Чунхаваном. Стороны отметили, что визит Председателя Совета Министров СССР явился отражением добрых отношений между двумя странами. Он служит не только импульсом к укреплению уже существующих связей, но и способствует расширению масштабов и областей взаимного сотрудничества. Главы правительства информировали друг друга о жизни и делах в их странах, обменялись мнениями о международных и региональных проблемах. Рыжков рассказал о задачах, которые преследует перестройка в СССР. Чунхаван сообщил о стабильном, впечатляющем развитии экономики его страны. При обсуждении международных вопросов участники переговоров сделали акцентна положении в Юго-Восточной Азии и АТР в целом, Рыжков должным образом оценил усилия Таиланда по урегулированию в Камбодже; он одобрил линию таиландского правительства на развитие добрососедства и сотрудничества с Лаосом, Вьетнамом и Камбоджей. Чунхаван отметил конструктивные усилия Советского Союза, в том числе – как одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН. По его мнению, встречи пяти постоянных членов Совета Безопасности в Париже придали новый импульс процессу переговоров по камбоджийскому урегулированию.
В ходе визита были подписаны протокол о реализации соглашения о научно-техническом сотрудничестве от 17 мая 1988 года и об учреждении советско-тайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, соглашение о предоставлении земельных участков для размещения посольств, программа культурных и научных обменов на 1990-1991 годы.
Стороны выразили уверенность, что первый в истории советско-таиландских отношений визит главы Советского правительства в Таиланд является важной вехой в процессе расширения всего комплекса отношений между двумя странами.
21-25 июля 1994 года министр иностранных дел РФ А.В. Козырев находился с официальным визитом в Бангкоке. Он провел переговоры с таиландским коллегой, принял участие в мероприятиях АСЕАН. Встреча министра с премьер-министром Чуаням Ликпаем рельефно обозначили готовность обеих сторон к развитию взаимовыгодных связей в различных областях, включая экономику, и расширению политических контактов. Был отмечен значительный прирост товарооборота. Таиландская сторона высказалась за подключение России к процессу интеграции в АТР, за установление связей с Сибирью и российским Дальним Востоком. Стороны продемонстрировали обоюдную заинтересованность в открытии новых сфер партнерства, в том числе в мирном использовании космоса, природоохранной деятельности, установлении прямых взаимоотношений между коммерческими банками и др. Переговоры наглядно выявили большие перспективы российско-таиландского сотрудничества.
Россия и Таиланд активно участвовали в работе по отработке условий погашения остатка кредита, предоставленного бывшему СССР в 1990 г. на закупку в Таиланде 200 тыс. т. риса, задолженность по которому составляет 36,4 млн. долл. Переговоры по урегулированию этой задолженности носили легитимный характер и проходили как в Бангкоке так и в Москве. Российскую делегацию возглавил замминистра финансов С.И. Колотухин, таиландскую – торговый представитель Таиланда Прачуаб Чайясан (Prachuab Chaiyason). В ходе визита президента РФ В.В.Путина в Таиланд в окт. 2003 г. Соглашение оурегулировании задолженности РФ Таиланду (путем товарных поставок) было подписано.
Кроме того, в ходе заседаний было принято решение о возобновлении, банковского сотрудничества. В ходе визита премьер-министра Таиланда в Москву были начаты предварительные переговоры между «Эксимбанком» Таиланда и ВТБ о возможности подписания подобного соглашения. В 2003г. продолжались переговоры между «Эксимбанком» и российскими государственными банками ВЭБ и ВТБ. В результате в декабре 2003 г. было подписано межбанковское соглашение, между «Эксимбанком» и ВЭБ. Соглашение между «Эксимбанком» и ВТБ запарафировано.
Одновременно были продолжены переговоры с ведущими коммерческими банками России о возможности подписания соглашений о торговом кредитовании с «Эксимбанком» Таиланда, а также начата подготовка предложения о возможных инвестиционных проектах в России с участием таиландских компаний. Это предоставит возможность не только увеличить объемы двусторонней торговли, но и получить доступ к дешевым кредитам «Эксимбанка».
Оздоровление экономики делает Россию привлекательной для иностранных инвестиций. Основными направлениями предполагаемых инвестиций являются: агропром (птицефабрики и комбикормовая промышленность), телекоммуникации, производство упаковочных материалов, деревообработка, ювелирная промышленность и обработка алмазов, гостиничный и ресторанный бизнес, недвижимость. В качестве отдельного проекта таиландской стороной рассматривается создание в Москве таиландско-российского выставочного и делового центра, в состав которого могли бы войти небольшой отель, выставочный зал коммерческий информационный центр.
Поставки товаров могли бы служить одним из возможных направлений двустороннего сотрудничества, способствующих увеличению объемов товарооборота и изменению структуры российского экспорта в сторону увеличения доли готовой продукции, требующих послепродажного сотрудничества. Таиландская сторона также полагает интересным вопрос встречной торговли. Это могло бы служить предметом обсуждения, если будет предложен реальный механизм двусторонних расчетов по таким сделкам.
Также в качестве перспективных отраслей делового сотрудничества можно выделить: поставки авиационной техники, прежде всего самолетов – амфибий для пожаротушения, а также широкой гаммы вертолетов гражданского назначения (грузоперевозки, медпомощь, VIP); продвижение оборудования космического и наземного базирования и предоставление услуг по дистанционному зондированию земли; продвижение передовых российских технологий в области солнечной энергетики, систем очистки и опреснения воды, биотехнологий.
В 2003 г. продолжалась работа по подключению России к реализации крупных проектов регионального масштаба в сфере транспорта, энергетики, освоения природных ресурсов и т.д., осуществляемых в рамках ЭСКАТО, АСЕАН, АТЭС и других многосторонних организаций экономического профиля.
В 2003 г. были осуществлены визиты в Таиланд делегаций Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Фонда Россия-АСЕАН, представителей ряда ведущих предприятий и организаций страны (НПО «Машиностроения», ФГУП «Рособоронэкспорт», группа «Гео спектрум», Всероссийского института молочной промышленности).
Также стоит отметить организацию российского участия в международной выставке инвестиций, проходившей в рамках мероприятий АТЭС, на которой впервые был представлен российский павильон. Кроме того, были организованы поездки в Россию ряда делегаций крупнейших таиландских компаний и представителей правительственных организаций, ответственных за экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Была продолжена работа по подключению России к реализации крупных региональных проектов в сфере транспорта, энергетики, освоения природных ресурсов, осуществляемых в рамках ЭСКАТО, АСЕАН, АТЭС. Наиболее масштабным из них является проект создания железнодорожного транспортного коридора «Азия-Европа» с включением в него Транссибирской железнодорожной магистрали. Реализация проекта будет объективно способствовать не только модернизации отечественной железнодорожной сети с привлечением средств иностранных инвесторов, но и повышению инвестиционной привлекательности российских регионов Сибири и Дальнего Востока.
Была продолжена в 2003 г. проработка вопросов инвестиционного сотрудничества по созданию совместных предприятий в области солнечной энергетики (Центр альтернативной энергетики при МЭИ (АЛТЕН), «Рязанский завод металлокерамических изделий), производства кремния из рисовых отходов (ОАО «Литинтерн»), биотехнологии (Институт биоорганической химии РАН), пищевой промышленности (ВНИМИ).
Существующая в Королевстве Таиланд система преференций и льгот в отношении зарубежной продукции подразделяется на три типа: генеральная система преференций; система торговых преференций, действующая в отношении развивающихся стран; система преференций стран АСЕАН. В отношении с Россией распространяется положение первого типа – генеральная система преференций. Каких-либо практических привилегий данное положение не дает, иными словами существующее торгово-экономическое сотрудничество базируется на общепринятых мировых стандартах.
Довольно действенным инструментом политики правительства является предоставление льгот инвесторам через совет по инвестициям Таиланда, который играет существенную роль в развитии экономики страны и является эффективным инструментом в руках правительства при формировании и практической реализации инвестиционной политики с участием капиталов как местных частных и государственных фирм и организаций, так и иностранных компаний.
Создавая льготные условия для развития определенных отраслей промышленности. Совет формирует общий инвестиционный режим в Таиланде, который в целом отвечает требованиям при решении экономических и социальных задач таиландского руководства.
Совет по инвестициям определяет конкретные области экономики, развитие которых осуществляется путем предоставления различных льгот. Однако при этом устанавливается минимальный размер инвестиций, доля участия иностранного или тайского капитала в компании, минимальный уровень экспорта производимой компанией продукции, определяется расположение производственных мощностей по территории страны.
Одним из препятствий для более широкого продвижения российских товаров на местный рынок является бытующее мнение об их низком качестве и несоответствии требованиям соответствующих международных стандартов. В этой связи создание правовой базы, направленной на взаимное признание результатов испытаний, контроля и т.п. могло бы способствовать продвижению российской продукции на рынок Таиланда.
Российские товары обладают существенным экспортным потенциалом и являются конкурентно способными. С учетом внедрения в Таиланде системы международных стандартов ISO, наличие международных сертификатов качества у производителей из России значительно облегчит проникновение их продукции на таиландский рынок.
В Россию были организованы поездки ряда делегаций крупнейших таиландских компаний и представителей правительственных организаций, ответственных за экономическое и научно-техническое сотрудничество. Заметную роль в 2004г. среди них сыграли визиты в Москву делегации Федерации промышленности Таиланда и исполнительного вице-президента Эским-Банка Таиланда для участия в переговорах с Внешторгбанком России и рядом коммерческих банков. В результате встреч были установлены полезные деловые контакты между предпринимателями двух стран, определены взаимные интересы и направления дальнейшего сотрудничества, предусматривающие, в первую очередь, привлечение инвестиций в совместные проекты как на территории РФ, так и Таиланда.
Тематические направления развития таиландско-российского сотрудничества были определены протоколом III заседания Межправительственной комиссии.
В их числе были энергетика (вопросы добычи и транспортировки нефти и газа), электроэнергетика (альтернативные источники энергии), пищевая промышленность, космические средства дистанционного зондирования (ДЗЗ) и телекоммуникация, ж/д транспорт, авиационная техника, биотехнология, медицина и фармакология, охрана окружающей среды и ее мониторинг, химия и нефтехимия.
Основными направлениями возможных инвестиций Таиланда в Россию являются: добыча углеводородного сырья, агропром (птицефабрики и комбикормовая промышленность), телекоммуникации, производство упаковочных материалов, пищпром, ювелирная промышленность и обработка алмазов, гостиничный и ресторанный бизнес, недвижимость.
Таиландская сторона была бы заинтересована в следующих проектах.
1. Создание промышленной зоны в Подмосковье, куда могли бы войти предприятия по производству пластмассовых изделий и растворимых напитков и пищевых добавок из тайского сырья; инвестиции в создание птицефабрик и вспомогательного производства комбикормов (SP Group, Saha-Farm);
2. Получение угольных концессии и участие в одном из нефтегазовых проектов на территории Сахалинской области;
3. Строительство в Хабаровском крае центра слежения за полетами; создание в Москве таиландско-российского выставочного и делового центра, в состав которого могли бы войти небольшой отель, выставочный зал, коммерческий информационный центр.
На территории Таиланда.
1. Строительство стратегического наземного нефтепровода (Land Bridge) через перешеек Кра (220 км.) и оконечных нефтяных терминалов в целях создания нового экономически выгодного маршрута транспортировки нефти (из Индийского океана в Тихий океан минуя Малакский пролив) из стран Ближнего Востока в страны Юго-Восточной и Восточной Азии, включая Китай и Японию. В качестве источников финансирования проекта планируется привлечь капиталы из стран Ближнего Востока и стран- потенциальных потребителей нефти.
2. Строительство разветвленной национальной сети газопроводов, в т.ч. в районе Бангкока (ОАО «Стройтрансгаз»);
3. Создание мобильных и локальных систем выработки электроэнергии: с использованием газотурбинных генераторов небольшой мощности (2-6 МВт); альтернативных источников энергии (солнечной) (ОАО «Альтен»).
4. Оказание содействия Таиланду в переводе автомобильного и других видов транспорта на природный газ (МНК «Газозаправка»).
5. Проработка возможностей российского участия в строительстве общественного рельсового транспорта в г.Бангкоке. В ближайшие 5 лет правительство планирует истратить 12,5 млрд.долл. США на развитие городской системы общественного рельсового транспорта (как подземного, так и наземного). В общей сложности планируется построить семь новых веток протяженностью в 290 км. Уже в 2005г. начнётся строительство первых двух веток, в т.ч. ведущей к строящемуся новому международному аэропорту «Суванапуми» . Данный проект оценивается в 650 млн.долл.
6. В области металлургии: участие заинтересованных российских компаний в совместном строительстве в Таиланде металлургического завода с полным циклом; создание на территории Таиланда оптовой базы по сбыту российской металлопродукции.
7. Проработка вопросов поставки товаров, требующих послепродажного обслуживания, в т.ч. на основе встречной торговли, в случае, если будет согласован реальный механизм двусторонних расчетов по таким сделкам. При этом с российской стороны в качестве перспективных отраслей делового сотрудничества можно было бы выделить: поставки авиационной техники, прежде всего вертолетов гражданского назначения (пожаротушения, спасательные, грузоперевозка, VIP); продвижение оборудования космического и наземного базирования и предоставление услуг по дистанционному зондированию земли; продвижение передовых российских технологий в области солнечной энергетики (Центр альтернативной энергетики при МЭИ ОАО «Альтен», «Рязанский завод металлокерамических изделий), производства кремния из рисовых отходов (ОАО «Литинтерн»), биотехнологии (Институт биоорганической химии РАН), пищевой промышленности (ВНИМИ).
На территории третьих стран.
1. Строительство тепловой электростанции на буром угле на территории Камбоджи вблизи границы с Таиландом мощностью 2х700 мвт с поставкой всей электроэнергии в Таиланд. Финансирование за счет средств частных инвесторов и банков (ОАО «Силовые машины»). Строительство тепловой электростанции на лигнитах на территории Лаоса.
2. Подключение России к реализации крупных региональных проектов в сфере транспорта, энергетики, освоения природных ресурсов и др., осуществляемых в рамках ЭСКАТО, АСЕАН, АТЭС и др. организаций. Наиболее масштабным из них является проект создания ж/д транспортного коридора «Азия-Европа».
В ходе визита делегации ряда российских предприятий для участия в выставке «Передовые технологии из России» были организованы контакты с руководящими сотрудниками Федерации таиландской промышленности и министерства промышленности Таиланда.
Проведены ряд практических семинаров. Наиболее значительными из них был семинар, организованный аппаратом премьер-министра Таиланда, Таиланско-российской торговой ассоциацией и институтом внешней торговли Таиланда «Россия - новый рынок для мелких и средних предприятий Таиланда».
В 2004 г. основными поставщиками товаров из России на таиландский рынок по прежнему оставались российские производители металлопродукции, объемы которых в денежном выражении составили 70% от экспортных поставок.
По результатам начатого в 2001 и законченного в 2003г. антидемпингового расследования в отношении поставщиков горячекатанного листа из 14 стран, включая Россию (ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь») были установлены следующие ставки ввозимых пошлин НЛМК-24,2%. ММК и «Северсталь» – 35,17%. На холоднокатанный лист антидемпинговые пошлины были установлены в 35,8% для НЛМК и в 47,8% для остальных производителей. Минэконоиразвития РФ продолжало работу по отмене указанных мер в отношении российских производителей, что в способствовало принятию правительством Таиланда решения о временной приостановке с 20 марта 2004 г. по 20 сентября 2004 г. взимания антидемпинговых пошлин на горячекатанную продукцию.
В отсутствии дискриминационных мер в отношении России по сравнению с другими странами экспортерами (ввозные пошлины на данную продукцию введены для 14 стран), российский горячекатанный и холоднокатанный лист остается конкурентноспособным товаром на рынке Таиланда, что подтверждается значительным ростом экспортных поставок в страну в 2004 г.
С целью создания благоприятных условий для экспорта местной продукции в Россию в ноябре 2004 г. в Бангкоке для деловых кругов Таиланда организован практический семинар «Меры по продвижению тайской продукции на российский рынок». В качестве спонсоров данного мероприятия, которое вызвало значительный интерес у представителей местного бизнеса, выступила Всероссийская организация качества (ВОК) в лице своего регионального представительства (со штаб-квартирой в Сингапуре), «Гост-Азия» и Таиландский институт управления и сертификации (MASCI), с которым месяц назад был подписан соответствующий меморандум о взаимопонимании сторон и совместному проведению тестирования и сертификации продукции.
Развиваются связи в области культуры и искусства. В декабре 2004г. прошли Дни культуры России в Бангкоке, а в сентябре 2005г. – Дни культуры Таиланда в Москве. Прорабатываются вопросы организации обмена художественными выставками, издания совместного сборника архивных документов.
Каково взаимодействие России и Таиланда в международных делах?
– Придерживаясь схожих позиций по важнейшим вопросам международной повестки дня, Россия и Таиланд расширяют взаимодействие в рамках ООН и ее специализированных органов, таких как Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО). Стороны делают упор на укрепление многосторонних систем безопасности, создание гарантий мирного урегулирования кризисных ситуаций, формирование под эгидой ООН глобальной системы противодействия современным вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму.
Кроме того, большое внимание стороны уделяют взаимодействию по вопросам международной безопасности. В Москве впервые прошли консультации по линии Совета Безопасности Российской Федерации и Совета Национальной Безопасности Таиланда.
Взаимодействие двух стран в региональных делах носит эффективный характер, в частности в рамках Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», Диалогового партнерства Россия-АСЕАН, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалога по сотрудничеству в Азии, многосторонних отраслевых объединений.
Внешэкономбанк подписал соглашение с ОАО «Газпром» и таиландской компанией ПТТ, касающееся развития российско-таиландского сотрудничества в топливно-энергетической отрасли. В присутствии президента России и премьер-министра Таиланда соглашение подписали глава Минпромэнерго РФ, член совета директоров «Газпрома» Виктор Христенко, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, а с таиландской стороны – президент компании ПТТ Просер Бунсумпун.
Документ предусматривает возможность совместной реализации «Газпромом» и ПТТ при участии Внешэкономбанка крупных проектов в нефтяной и газовой отрасли в Таиланде, России и третьих странах. Сотрудничество будет осуществляться в области поисково-разведочных работ, транспортировке и реализации природного газа, нефти и других энергоносителей, строительства трубопроводов.
Также стороны намерены сотрудничать в области строительства объектов хранения нефти и газа, распределительных сетей. В соответствии с соглашением Внешэкономбанк выступит в качестве финансового агента проектов. Глава Внешэкономбанка после подписания соглашения сообщил, что ВЭБ будет участвовать в финансовом обеспечении и разработке финансовых схем газовых проектов. По словам Дмитриева, одним из таких проектов с участием ВЭБ станет строительство в Таиланде газопровода, «который обеспечит оптимальное движение газа по тайской территории».
Проект будет осуществляться также при содействии правительства РФ в рамках господдержкии промышленного экспорта и продукции машиностроения из России. Компания ПТТ является крупнейшей нефтегазовой компанией Таиланда, контрольный пакет акций которой принадлежит государству.
Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин сообщил, что в МИД РФ отмечают динамичное развитие торгово-экономического сотрудничества России и Таиланда. В 2004 г. двусторонний товарооборот вырос на 54,9% и превысил 1,3 млрд. долл. По объему торговли с Россией Таиланд стабильно занимает первое место среди стран-членов АСЕАН. Складываются благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества в таких областях, как энергетика, высокие технологии, в т.ч. космические, военно-техническая сфера, транспорт.
Отвечая на вопрос об участии России в ликвидации последствий стихийного бедствия в Таиланде в декабре 2004 г., представитель МИД РФ подчеркнул, что «взаимодействие двух стран в связи с землетрясением и цунами в акватории Индийского океана стало показательным». «Российская гуманитарная помощь была с благодарностью принята в Таиланде, – сказал Камынин. – прорабатываются возможности налаживания более широкого сотрудничества в области предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий».
Россия и Таиланд договорились о создании делового совета, заявил в пятницу в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров по окончании переговоров с заместителем премьера Таиланда Суракеатом Сатиентайем.
«Отношения России и Таиланда развиваются все более и более динамично, чему способствует регулярный диалог лидеров двух стран. Торгово-экономические связи возросли. Сегодня мы договорились создать российско-тайский деловой совет», – сказал Лавров.
В ходе переговоров «российская и таиландская стороны обсудили реформу ООН». «Наши подходы к этому вопросу близки», – подчеркнул Лавров.
Российский министр сказал также, что особое внимание в ходе встречи было уделено развитию интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Мы подтвердили значение предстоящего в конце года саммита Россия-АСЕАН», – сказал Лавров.
«В ближайшее время российская и таиландская стороны рассчитывают провести заседание совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству», – добавил глава МИД РФ.
Зампред правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Владимир Сыркин встретился с послом королевства Таиланд в Российской Федерации Сорают Промпотом. Делегация королевства Таиланд, состоящая из 7 чел., прибыла в Хабаровск с целью изучения потенциала нашего региона и определения сфер сотрудничества. В ходе встречи Владимир Сыркин изложил подробную информацию об инвестиционных программах Хабаровского края и обрисовал ситуацию в ведущих отраслях экономики Приамурья. Как отметил Сарают Промпот, после прошлогоднего визита президента РФ в Таиланд произошел положительный сдвиг в налаживании связей в сфере торговли, инвестиций, природных ресурсов, деревообработки.
В 2003 г. денежный оборот между Россией и Таиландом составил 500 тыс. долл. Большая часть этого оборота – поставки товаров из Таиланда. Однако Сарают Промпот считает, что этот показатель может вырасти благодаря экспорту товаров с Дальнего Востока. «Товары, производимые в крае, могли бы поступать не только в Таиланд, но и в 10 стран АСЕАН, население которых составляет порядка 500 млн.чел. С другой стороны, Хабаровский край мог бы стать распространителем товаров, производимых у нас в стране,» – сказал Сарают Промпот. Большой интерес для таиландской стороны представляет также продукция КнААПО, в частности, современные боевые самолеты семейства СУ.
В Приморье посол Таиланда Сорают Промпот и губернатор края Сергей Дарькин достигли договоренности об открытии в ближайшее время прямой регулярной пассажирской авиационной линии «Владивосток-Бангкок». По словам Сергея Дарькина, торговый оборот Приморского края с Королевством Таиланд в I пол. т.г. составил 8,2 млн.долл. По мнению губернатора, существует огромный потенциал для более активного сотрудничества. В числе приоритетных направлений Дарькин назвал сталелитейное производство, а также импорт тростникового сахара для пищевых предприятий Приморья.
Тайский посол отметил, что его страна в первую очередь заинтересована в сотрудничестве с Приморьем в туризме, рыбной промышленности и авиационном сообщении. Дипломат также отметил приоритетную важность развития культурных связей и взаимодействия в сфере образования.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >