You are here:     Главная arrow Власть и политика arrow Престолонаследие в Таиланде
Престолонаследие в Таиланде
Как известно, Таиланд с 1932 года является конституционной монархией. Это означает, что всё связанное с монархией, начиная от рождения и кончая смертью монарха, подчинено конституционным актам и законам, регулирующим порядок восхождения на престол, исполнения функций главы государства, перехода королевского титула и власти к преемнику.
К началу XX столетия в королевской династии сложилась непростая ситуация, связанная с определением возможных наследников престола. Даже практика многожёнства не помогла королю Чулалонгкорну (Рама V), имевшему 69 детей, надёжно предопределить порядок будущих престолонаследий без ущерба для господствовавшего в этом вопросе принципа «чистоты крови». Ему, а затем и его сыну королю Ватчиравуту (Рама VI) поневоле пришлось пересматривать многовековой порядок наследования престола, результатом чего стал принятый в 1924 году и действующий доныне Закон о престолонаследии.
Истоки проблемы престолонаследия лежат ещё в периоде правления короля Монгкута (Рама IV; годы правления 1851-1868.). Имея несколько жён и наложниц, он впервые трёх из жён в разное время возвёл в ранг королевы, причём принципа последовательности возведения в ранг королевы не существовало, поэтому одновременно допускалось существование 2-х и более королев. До правления Монгкута самого понятия «королева» в традиционном понимании в Сиаме не существовало. Но, как только появилась такая градация жён, сразу же возникла ситуация неравенства титулов и рождённых от них детей, особенно мужского пола. Принцы, рождённые простыми жёнами и наложницами, уступали в знатности принцам, рождённым королевами. Соответственно и принцип наследования престола опирался на принцип «старшинства титула», а не возрастного старшинства наследников. При этом также важно было, какая из королев раньше получила свой титул и родила сына. Раньше всех титул королевы получила жена короля Монгкута 17-летняя принцесса Соманас Ваттанавади (1834-1851 гг.), и она же первой родила в своём новом статусе сына, однако она умерла при родах, а её сын прожил всего несколько дней. В 1852 году Монгкут возвёл в ранг королевы свою другую жену принцессу Депсириндру (1834-1861 гг.) – которая родила принца Чулалонгкорна (будущего короля Раму V). После смерти королевы следующей королевой стала принцесса Пийямавади Бачариндра Мата (1839-1904 гг.). У неё было от короля Монгкута много дочерей и сыновей, но наследником престола уже стал старший сын от ранее ставшей королевой Депсириндры – принц Чулалонгкорн. Зато три её дочери впоследствии стали жёнами Чулалонгкорна и королевами.
Стоит отметить, что в королевской династии близкородственные браки считались не только вполне нормальным явлением, но даже были очень желательны для сохранения чистоты крови и удержания власти в руках правящей династии.
Король Чулалонгкорн (Рама V; гг. правления 1869-1910) за весь период своего 42-летнего правления из всех своих жён четверых возвёл в ранг королевы. Первой среди его жён королевой стала Сунанда Кумарираттана (1860-1880 гг.), не успевшая родить королю сына – в 19 летнем возрасте она вместе с новорожденной дочерью трагически погибла. Никто из свиты не посмел протянуть королеве руку и тем самым спасти ей жизнь. Такой неприемлимый с нашей точки зрения случай имеет совершенно другой смысл в связи с тайским мировоззрением. Одним из важнейших компонентов которого является понятие перерождения души и карма. Человек с более низкой кармой, прикоснувшись к другому, с более высокой кармой, получает от него долю «благости», а более высоко стоящий с кармической точки зрения теряет часть кармы. В следствие этого, к членов королевской семьи никто и никогда, даже с самыми благими намерениями, касаться не может, т.к. тем самым отдалит душу короля (королевы) от нирваны. Наказание за любое, даже случайное касание, только одно – смерть. После гибели королевы король Рама V правило относительно «касания» особ королевской крови отменил.
Следующей королевой стала Сукхумала Марасри (1861-1927 гг.), которая, однако, не родила сыновей, а имела двух дочерей. Ввиду отсутствия от данной королевы сыновей, король Чулалонгкорн возвёл в королевский ранг ещё одну свою жену – принцессу Саовапху Понгсри Бачариндру (1864-1919 гг.). Только она впервые в истории страны стала королевой в полном смысле этого понимания у европейцев – ей полагались королевские почести, она имела персональный флаг, при её появлении исполнялся королевский гимн. Перед своим европейским турне Рама V присвоил ей также и титул Бороммарачининат (королева-регент).
Таким образом, при короле Чулалонгкорне произошло очередное размежевание в положении королевских жён – среди всех жён выделялись королевы, а среди королев выделялась теперь главная, по линии которой впредь и должно было происходить наследование престола.
Королева Саовапха родила несколько дочерей и сыновей, среди которых были и два будущих короля: Ватчиравут (Рама VI) и Прачатхипок (Рама VII). Однако, ни один из этих королей не обзавёлся наследником трона – у Ватчиравута всего одна дочь, а его младший брат Прачатхипок, отменивший многожёнство, сам имел только одну жену и был вовсе бездетным.
По линии королевы Саовапхи у Рамы V были помимо Ватчиравута и Прачатхипока ещё трое сыновей, но по разным причинам ни один из них и даже из их сыновей не мог наследовать трон: принц Асданг имел сына от наложницы, принц Чакрапонг не мог наследовать трон, поскольку был женат на иностранке (его женой была русская княжна из Киевской губернии Екатерина Десницкая) и их сын принц Чула не мог рассматриваться в качестве последующего претендента на престол. И, наконец, принц Чудатут не дожил до взрослого возраста.
При этом у них были неполнокровные братья, рождённые от других королев и жён Рамы V. Это подтолкнуло короля Ватчиравута к необходимости изменить принцип престолонаследия и допустить в очередь к наследованию трона сыновей не только главной королевы, но и других королев.
Помимо королевы Саовапхи Рама V ещё одну свою жену возвёл в королевский ранг – ею стала принцесса Сри Савангваттхана (1862-1955 гг.), принявшая в качестве королевы имя Сри Савариндра. Она имела от короля дочерей и сыновей, среди которых был кронпринц Ватчирунис, погибший в молодом возрасте, и принц Махидон Адульядейт – отец двух королей – Ананды Махидона (Рама VIII) и нынешнего короля Пумипона Адульядейта (Рама IX).
В результате, линия королевы Саовапхи пресеклась после правления Рамы VII, и далее наследники происходят не от главной королевы, а от королевы Савангваттханы. Не имея ни одного сына, король Ватчиравут вынужден был в 1924 году изменить закон о престолонаследии, действующий до настоящего времени.
Сам король Ватчиравут имел трёх жён и двоих возвёл в ранг королевы, но впоследствии одна из них, после трёх неудачных попыток так и не заимев сына, была возвращена в ранг принцессы-консорт (принцесса-жена). Первая из его жён принцесса Пра Нанг Тхер Лаксами Лаван (1899-1961 гг.) была бездетной, поэтому, оставаясь старшей женой, она так и не получила титул королевы. Вторая из королевских жён – принцесса Индрасакди Сачи (1902-1975 гг.) возводилась в ранг королевы, но не родив сына, вновь была возвращена в ранг принцессы-консорт. Третьей принцессой, возведённой в ранг королевы была принцесса Пра Нангчао Суваттхана (1905-1985 гг.). От неё в итоге король Ватчиравут имел только одну дочь, которая жива и поныне – принцесса Бечараттана Рачасуда.
В результате в 1924 г. был принят новый закон о престолонаследии, который предусматривал возможность перехода трона не от отца к сыну, а также и от правящего короля к потомкам мужского пола, рождённым от любой королевы или королевской жены по боковой линии, то есть трон мог передаваться неполнокровным братьям или племянникам.
После отречения от престола в 1935 году бездетного Прачатхипока (Рамы VII) оказалось, что среди многочисленных потомков Рамы V взрослых принцев, могущих иметь полные и бесспорные права (в соответствии с правилами чистоты крови, титула и старшинства) на престол не оказалось. По линии королевы Саовапхи никого из возможных наследников первой очереди в живых к тому времени уже не было. Если бы кто-то из её сыновей даже и был бы всё ещё жив, всё равно он не смог бы наследовать престол по причинам, на которых мы выше уже останавливались. По линии королевы Савангваттханы после смерти в 1929 году её сына принца Махидона Адульядейта, оставались только её малолетние внуки – принцы Ананда Махидон и Пумипон Адульядейт. Правда, среди членов династии были взрослые дееспособные принцы – братья Рамы V от брака его отца с королевой Пийямавади Бачариндрой Мата, а также и несколько более молодых, но уже взрослых племянников и двоюродных братьев Рамы V – принцев крови. Некоторые из них в сложившихся обстоятельствах вполне могли бы законно претендовать на престол. Но возникшая ситуация династического кризиса очень даже устраивала захватившую в Сиаме власть военно-коммунистическую хунту и стоящего во главе её диктатора Пайю Нититхада, а затем фельдмаршала Пибунсонгкрама, которые не были заинтересованы в присутствии в стране взрослого и способного самостоятельно мыслить короля.
Ситуация при которой король Прачатхипок, как и большинство членов королевской фамилии, после государственного переворота 1932 года фактически всё время находились в Англии вполне устраивала революционную диктатуру ситуация. Король не мог вмешиваться в государственные дела, будучи насильственно отстранённым от них. Даже само его пребывание за границей лишь официально подавалось как добровольное, фактически же это было изгнание.
В 1933 году принц Боровадейт (прямой внук короля Монгкута), имевший большое влияние в армии, поднял вооружённый мятеж против коммунистов и их военной хунты, что привело к тяжелейшим боям на севере Бангкока. Он и его сторонники выдвинули требование передать власть парламенту и предоставить ему возможность сформировать гражданское правительство. Однако мятеж был подавлен и Боровадейт вынужден был бежать за границу. Это ещё больше усугубило положение монархии и подтолкнуло диктатуру к репрессиям против аристократии и даже членов королевской фамилии, многие из которых вынуждены были бежать за границу.
Поддерживавшие конституционную монархию политические партии, были разгромлены, а их сторонники объявлены монархическими реакционерами и репрессированы. Даже сам король Прачатхипок и королева Рамбайпанни (1904-1984 гг.) не могли более быть уверены в своей безопасности. После переворота король Прачатхипок вынужден был уехать в Англию и остался там, никогда больше не вернувшись в Таиланд вплоть до самой своей смерти в 1941 году.
Из Англии король прислал несколько писем социалистическому правительству с обвинениями в том, что вместо обещанной демократии, те строят в стране режим военной диктатуры, пренебрегающий правами человека, попирающий законы, сами основы парламентаризма и представительской демократии. И эти письма, и даже сам декрет об отречении коммунистическая хунта запретила публиковать в Таиланде. Вдова Прачатхипока королева Рамбайпанни после смерти короля лишь однажды посетила Таиланд, привезя на родину прах покойного короля. Назначая при отречении в 1935 году преемника на троне, Прачатхипок понимал, что, если передать трон наследнику, неугодному диктатуре, судьба монархии и её дни в Таиланде будут сочтены. А военный диктатор Пибунсонгкрам и пока ещё его союзник социалист Приди Паномьонг, в свою очередь, через королеву Рамбайпанни выдвинули членам королевской династии условие – либо король назначит и парламент утвердит наследником малолетнего племянника, либо институту монархии в Сиаме больше не бывать и парламент провозгласит республиканское правление. Династия согласилась на провозглашение королём (Рамой VIII) малолетнего сына Махидона Адульядейта – 10-летнего принца Ананду Махидона, который тоже проживал вместе с матерью Сринагариндрой за границей, где в это время уже находилось и большинство членов королевской фамилии. Но древняя сиамская монархия была сохранена. Новому королю Ананде Махидону (на фото слева) не пришлось даже выполнить ни одной королевской функции, т.к. всё время до его совершеннолетия ему было «рекомендовано» получать образование за границей. А после завершения образования и возвращения в Таиланд в 1945 году, он вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Король не успел обзавестись семьёй. После этой трагической гибели новым королём стал его младший брат Пумипон Адульядейт, правящий по настоящее время.
Что касается современного состояния законодательства о престолонаследии, то в нем можно заметить одно юридическое противоречие. Согласно действующему до сих пор закону 1924 года престол может переходить только по мужской линии. А согласно Конституции 1974 года и Конституции 1997 года – трон может занять и принцесса. Ввиду того, что ныне временно в стране нет конституции, которая только разрабатывается после путча 19.09.2006 года, в данный момент юридически можно считать, что женщинам дорога на тайский престол пока вновь закрыта.
В последние несколько лет от людей, так или иначе освещавших вопрос о престолонаследии, звучало, мнение, что в Таиланде, дескать, всё идёт к тому, что после короля Пумипона наиболее вероятным преемником является принцесса Пхатеп (Маха Чакри Сириндхорн). В доказательство даже приводился тот факт, что её титул является эквивалентным титулу кронпринцессы. Однако, это не совсем так. Точнее даже, это – совсем не так. Во-первых эквивалентность титула статусу кронпринцессы ещё не означает реального статуса – фактической кронпринцессой может быть только лишь жена кронпринца, а не сестра. Титул Пхатеп включает определение Пиячат Саям Бороммарачакумари, что значит «первая среди принцесс», а титул супруги кронпринца Срирасми Махидол включает конкретное указание на то, что именно она имеет статус кронпринцессы – Орасатират Саям Макутрачакумари. Титул принцессы Пхатеп призван был только обозначить её заслуги и выделить её среди королевских дочерей. Во-вторых, нормы закона, позволяющие принцессе быть названной в очереди к престолонаследию, ставят не ту цель, чтобы реально «обойти» здравствующего в этой очереди наследника мужского пола, а преследуют цель сохранения трона как такового. Фактически даже, вопрос стоит «более вертикально». Это означает, что закон предусмотрительно устанавливает очередность последования к престолу «на всякий случай» и цель его – в принципе сохранить тайскую монархию. Приоритет и первенство в очереди к престолу кронпринца под сомнение не ставится, о чём прямо сказано в законе о престолонаследии 1924 года.
В 1974 году впервые была введена норма, допускающая женское наследование трона. Тогда принцесса Пхатеп ещё даже и не имела нынешнего столь высокого титула, сама принцесса никогда не была замужем и не имеет детей, что всегда играет немаловажную роль при выборе преемника на престол. В 1974 году 22-летний принц Ватчиралонгкорн ещё не был женат. Других сыновей у нынешней королевской четы нет. Поскольку ныне в Таиланде никаких других королевских династий и даже семейных ветвей нынешней династии не сохранилось, судьба монархии и ответственность за этот институт теперь полностью лежит на ныне правящей семье.
Таким образом, даже при многочисленности членов королевской фамилии реальных наследников на трон в очереди не так уж и много, точнее – всего два: кронпринц Ватчиралонгкорн и его полуторагодовалый сын принц Дипангкорн Расмичоти. От предыдущего гражданского брака с Юватхидой Полпрасет кронпринц Ватчиралонгкорн имеет четырёх сыновей, но все они не признаны законом, проживают в Англии и не только не являются принцами, но даже и гражданами Таиланда. В случае, если в силу каких-то непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы, кронпринц и его единственный законный сын не смогут взойти на трон, только тогда вступит в фазу разрешения вопрос о престолонаследии женщин. И даже в этом случае непросто будет найти подходящую королеву среди женской части семьи: старшая дочь короля Убон Раттана Рачакания не имеет даже титула принцессы, поскольку была замужем за американцем, соответственно и её дочери не могут стоять в очереди к трону, средняя дочь короля Пхатеп, вокруг которой собственно и ходят слухи – бездетна и возведение её на престол так и не решит проблемы династического тупика. Младшая дочь короля принцесса Чулабпхон по состоянию здоровья ни при каких условиях не сможет стать королевой, а, кроме того, у неё одни незамужние дочери.
Складывается ситуация, при которой существуют проблемы либо с соблюдением принципа чистоты крови и титула, либо с фактическими обстоятельствами. Так что, не только не существует никакого противостояния в вопросе о наследовании трона, а дело обстоит так, что если бы не наличие мужских наследников, то «хоть бы кого-то» найти на трон среди женской части семьи. Остаётся только дождаться введения в действие новой конституции и посмотреть, что она скажет на сей счёт. Очевидно, что сообразуясь со здравым смыслом, правовая норма о праве женщин на престол всё же обязательно найдёт своё отражение и в следующей конституции Таиланда.
Король Таиланда Пхумипон Адульядет родился 5 декабря 1927 года. Занимает королевский трон с 1946 г. Принадлежит к династии Чакри.
Народом ему дан титул «Великий», известен также как Рама IX. Находится на троне с 09 июня 1946 года. Коронован – 5 мая 1950 года. Является наиболее долго правящим из действующих глав государств и из всех монархов в истории Таиланда.
Родился Пхумипон Адульядет в городе Кембридж, штат Массачусетс, США, 5 декабря 1927 г. в семье Его Королевского Величества Принца Махидола Адульядета и Мом Сангвал (позднее, Сомдет Пхра Сри Наккариндра Боромаратчачоннани). При рождении, в Таиланде был известен как Пхра Воравонгсе Тер Пхра Онг Чао Пхумипон Адульядет учитывая тот факт, что его мать была из простого народа. Он родился несколькими годами ранее того, как его дядя, король Пхрачатхипок Рама VII подписал закон, разрешающий детям особ королевской крови и простолюдинов иметь статус Пхра Онг Чао (уровень этого статуса ниже уровня Чао Фа, который получали дети, рожденные от обоих родителей королевского происхождения), где он бы имел статус Мом Чао (самый младший из статусов тайских принцев), как и его брат и сестра.
Пхумипон приехал в Таиланд в 1928 году, после того как принц Махидол получил диплом в области общественного здоровья Гарвардского Университета. Пхумипон получил начальное образование в школе Матер Дей в Бангкоке и, впоследствии, с семьей переехал в Швейцарию, где получил среднее образование в Лозанне. Закончил старшие классы (с отличием по французской литературе, латыни и греческому языку). Обучался в университете Лозанны, когда его старший брат, принц Пхра Онг Чао Ананда Махидол был коронован и стал королем Таиланда Рамой VIII в 1935 году. Впоследствии король Ананда Махидол повысил своих брата и сестру в статусе до «Чао Фа» (самый высший из всех статусов принцев и принцесс Таиланда). На короткое время они приехали в Таиланд в 1938 году, однако, затем вернулись в Швейцарию для продолжения обучения, оставаясь там до конца второй мировой войны в 1945 году.
Его имя означает «Сила страны, несравненная мощь». Цвет короля – жёлтый (по дню рождения – понедельнику). Сменил на троне своего брата, короля Раму VIII /Ананду Махидола/ (20 сентября 1925 – 9 июня 1946), погибшего в 1946 году. Для пресечения слухов, согласно которым Рама VIII погиб из-за борьбы за трон, король дал клятву, что никогда не взойдёт на трон в королевском дворце в Бангкоке. Также Пхумипон Адульядет обещал никогда не покидать пределы страны. По настоящий момент обе его клятвы остаются нерушимыми.
Несмотря на церемониальный статус короля в Таиланде, Пхумипон неоднократно принимал важные политические решения, а также пользовался правом вето. Считается, что Рама IX сыграл важную роль в демократизации страны в 1990-х, хотя в более ранние периоды своего правления он оказывал поддержку некоторым военным режимам. Он поддерживал военную хунту, которая свергла избранное правительство Таксина Чинавата во время военного переворота 19 сентября 2006 г.
Будучи миллиардером, Пхумипон Адульядет использовал часть своего большого богатства с целью финансирования более чем 3 000 проектов развития, особенно в сельских районах. Он очень популярен в Таиланде, и уважается как полубожественная особа абсолютным большинством тайцев.
День рождения короля, равно как и день рождения его супруги, королевы Сирикит – национальные праздники. 5 декабря в день рождения короля страна празднует День Отца, а 12 августа – День Матери. Но и о дне коронации правящего монарха тайцы не забыли – каждый год 5 мая отмечается в стране День Коронации, являющийся общегосударственным выходным днем.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >