You are here:     Главная arrow Власть и политика arrow Государственное устройство
Государственное устройство
Сложившиеся в монкхерском обществе традиции государственного управления были унаследованы тайскими; правителями в качестве цементирующей основы собственного государства. В то же время, будучи ревностными буддистами, они использовали буддийскую модель государственности, повторяющую многие элементы индуистских концепций. Таким образом, в системе организации власти и государственного пространства сочетались принципы индуистских и буддийских концепций. В период государства Сукхотай был заложен базис той традиционной политической и административной системы, которая с некоторыми изменениями просуществовала до Новейшего времени.
Сакральное право на власть правители Сукхотай обосновали через буддийскую концепцию «чакравартина» (всемирного правителя) или, по-тайски, «тякрават». В первое время существования государства власть правителя была скорее номинальной и держалась на буддийской концепции «заслуг», согласно, которой человек, воплощающий наибольшее количество достоинств, соглашается стать правителем и выполняет определенные функции ради народа. В соответствии с концепцией «тякрават» правитель управляет государством на основе священных законов тхаммасат-хам. Эта концепция получила символическое отражение в административной структуре и во всей системе государственного устройства. Согласно ей, правитель, который обладал верховной властью в государстве и покровительствовал буддизму, приводил в движение колесо жизни и становился возничим колесницы (тякраватом). Одно колесо символизировало буддийское учение (дхарма чакра, или тхамматяк), другое – государство (ана чакра, или анатяк). Олицетворением ана чакры считался город Сукхотай, дхарма чакры – Сатчаналай (современный Саванкхалок), ставший важнейшим после столицы религиозным центром государства, куда были помещены священные буддийские реликвии.
В 1350 г. тайский князь мыанга Утхонг основал при слиянии рек Тяопхрайя и Пасак город Аютию и, провозгласив ее столицей, короновался под именем Рамы Тхибоди. Новое государство в 1378 г. захватило значительную часть территории Сукхотаи, прекратившее вскоре свое существование как самостоятельное государственное образование. Короли правящей в Аютии династии, полагая причиной поражения Сукхотаи недостаточную сакрализацию верховной власти, использовали заимствованную у кхмеров индуистскую модель государственного устройства.
С помощью выведенных из захваченного тайцами в 1432 г. Ангкора был разработан культ дева-раджи (тхеварат) или бога-царя и установлена соответствующая централизованная система государственного управления. Эта модель, однако, полностью не исключала буддийского культа правителя, принятого в Сукхотае.
Для аютийского периода стало характерно устройство общества и государства по двум религиозным схемам: индуистской (или, точнее, смешанному культу шиваизма и вишнуизма при большой роли брахманов в осуществлении этого культа) и буддийской. В этом сочетании двух концепций царствования короли Аютии видели основу своего Могущества и процветания.
Согласно теории божественности короля, в области социальной организации и системы управления был в свою очередь разработан до мельчайших подробностей статус каждого простолюдина, чиновника и органа управления по отношению к вышестоящему и к королю. Культ тхеварат был также воплощен в административной структуре, которая базировалась на космологических и топографических принципах системы горы Меру и окружающих земель и океанов. Причем в значительной степени эта система повторяла многие элементы и термины сукхотайского периода. Общим практически для всей истории тайских государств является образ «круга земель», сопряженный со священным организующим воздействием стольного центра в соединении с единым пространством и Горой. Само пространство, на которое распространялась центральная власть, было организовано как иерархическая система земель, основанная на многоярусной структуре мироздания с определенным статусом каждого ее элемента по отношению к центру.
Центр сакрального пространства ассоциировался со священным центром государства и правителем.
В современном Таиланде действует Конституция, принятая парламентом в 1997 г. По форме правления Таиланд - конституционная монархия. Политический режим - неустойчивая демократия с элементами авторитаризма.
С 1932 по 1997 г. в Таиланде произошло 17 государственных переворотов и сменилось 15 конституций. В 1992 г. сформировано первое - после многих лет правления военных - гражданское правительство. В 1995 г. в стране прошли свободные парламентские выборы.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >