You are here:     Главная arrow Власть и политика arrow Национальные символы Таиланда
Национальные символы Таиланда
Главный и первый символ страны – её название. С точки зрения истории символом государства является его само название на этапе формирования народности. На территории современного Таиланда государственные образования появлялись и исчезали с исторической арены, поглощаемые набегами соседей. Таким образом различных названий было много: Суфаннапум, Ланнатай, Утонг, Саяма (это более древнее название королевства Сукхотай), Айюттая. Даже в XX столетии страна дважды меняла своё название: в 1939 году название Сиам было заменено на Таиланд . Затем с 1945 по 1948 год вновь государство называлось Сиамом, после чего окончательно утвердилось название – Таиланд. При этом интересно что такое название имеет хождение лишь за пределами самого Таиланда. По-тайски официально страна называется двумя названиями: если в предложении говорится о Таиланде, имея в виду его внутреннюю территорию или внутренние дела, то употребляется название Рой Си Сип Као, если же говорят о Таиланде как о государстве в целом, как о субъекте политической карты мира, то употребляется название Пратет-Тай.
Кстати, обращая внимание на вопрос о названии страны, хотелось бы заметить, что тайцы не очень-то любят старое название страны – Сиам. Путешествуя по стране, ее гости никогда не услышат, чтобы сами тайцы когда-либо называли свою страну Сиамом, если речь конечно не идёт конкретно об истории государства или исторических названиях (например Siam Commercial Bank, основанный в 1909 году). Тому есть три причины. Первая – в росте национального самосознания тайцев в первой четверти XX столетия. Ещё при короле Ватчиравуте самоназвание тайцев как народа было заменено на новое (тай) в противовес прежнему, основанному на слове Сиам. Вторая – в том, что с названием Сиам ассоциируется былая бедность и отсталость страны, оказавшейся в конце XIX- начале XX века неспособной защитить свои территориальные интересы от сильных европейских колониальных держав. Третья – в том, что собственное название Сиам олицетворяло имперское тайское государство, включавшее в состав своих территорий часть Камбоджи, практически всю Малайзию и весь Лаос. Даже Сиамский залив из соображений международной политкорректности по просьбе Таиланда на всех картах был переименован c Сиамского на Таиландский. Современное название Пратет-Тай не оскорбляет ни собственного самосознания тайцев, ни, тем более, их соседей Лаос, Камбоджу и Малайзию. В названии Пратет-Тай тайцы видят себя как современную динамично развивающуюся нацию, на равных выступающую на мировой арене, в названии Сиам они видят уничижительный оттенок, намекающий на отсталые народности Сиама, способные лишь ублажать и развлекать туристов. Сиам – это не старое название Таиланда, это – название совершенно исторически другого государства с другим строем, другими границами и территориями, другим народонаселением. Современный Таиланд составлял только часть Сиама.
Вторым по значимости национальным символом можно назвать герб страны. Тайский государственный герб был введён в обиход королём Рамой V (Чулалонгкорном) после его европейского турне 1897 года, когда он познакомился с геральдическими традициями Европы. По поручению короля был разработан государственный герб, по оформлению похожий на гербы европейских монархий.
Первый тайский герб выглядел так: на вершине герба – Большая Корона Победы, самая главная королевская регалия и символ власти. Непосредственно под короной изображен круглый щит и трезубец – символы короля как защитника отечества. Щит с трезубцем – это историческая эмблема династии Чакри. По бокам от короны стоят многоярусные королевские зонтики – символ королевского достоинства. Зонтики удерживают два королевских геральдических льва (Рачасингха – слева, и Гачасингха – справа). Весь герб пересекают скрещенные буквой «Х» другие символы королевской власти – королевский меч и королевский жезл.
На заднем плане драпированная ритуальная мантия короля, вместе с драгоценной цепью и особым бантом образует церемониальный ордер, называемый Чулочомклао. Эту цепь-ожерелье мы видим внизу герба. Цепь и бант является также признаком принадлежности к королевской фамилии. На переднем плане в центре помещён щит, разделенный на три части, каждая из которых символизирует часть территории бывшего Сиама – вверху трёхголовый слон – символ самого Сиама, слева белый слон – Символ Лаосских территорий в составе Сиама, справа скрещенные кинжалы – символ Малайских территорий в составе Сиама.
В самом низу герба алая лента с надписью на древнем языке пали «В единстве – счастье».
Однако, этот герб был впоследствии упразднён и с 1933 года государственным гербом Таиланда является изображение Гаруды (от санскр. «всепожирающее (Солнце)») – в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями – нага, которые символизируют демонические силы зла. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. Особенно широкое распространение культ гаруды получил в X–XII вв. в эпоху Матарама (раннего) и Кедири. Образ отражён в скульптуре и храмовых рельефах того времени (чанди Белахан). Популярный сюжет в современной деревянной пластике балийцев и в стилизованном виде – в раскраске яванского батика.). Семантика этого герба имеет истоком древнеиндуистский эпос Рамаяна, в котором описывается, как мудрец Сутхикшана, восхваляя Раму, описывал его в одном из воплощений так: «Владыка! Твои глаза прекрасны, как лотосы; мои глаза не способны охватить целиком всю сияющую красоту Твоей великолепной формы. Ты – Луна, что проливает прохладный свет, зачаровывая пару птиц Чакора – глаза Ситы. Ты безмятежно скользишь, как Небесный Лебедь, по тихой глади озер, сияющих в сердцах мудрецов. Ты - птица Гаруда, добыча которой – змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся. Одного Твоего мимолетного взгляда достаточно, чтобы исчезли жестокость и коварство, смятение и невежество».
Далее следует национальный флаг Таиланда. Он представляет собой полотнище из пяти горизонтальных полос, расположенных сверху вниз в таком порядке: красное, белое, синее, белое, красное. Белые и красные полосы одинаковой ширины, а центральная синяя – двойной ширины. Красные полосы символизируют народ как единую нацию, белый цвет – традиционный цвет Будды и он символизирует буддизм как основную религию страны и приверженность народа буддистским традициям, синий цвет – символ тайской монархии и эта полоса, расположенная в центре флага обозначает, что и нация и её религия объединены вокруг монарха.
Тайский флаг имеет интересную историю. На заре государственности тайское государство не называлось ни Таиландом, ни Сиамом. Прошло много веков истории феодальной раздробленности, прежде чем образовалось единое государство. На разных этапах истории главными (центральными) государственными образованиями тайцев были королевства Ланнатай, Сукхотай, Айюттая, и, наконец, с 1782 г. Саям. Окончательное объединение страны юридически произошло только в 1892 г. при короле Чулалонгкорне (Раме V). А фактически до 1939 года помимо короля Сиама в стране формально существовал и другой король – король государства Ланна в составе Сиама и представитель древнейшей седьмой династии правителей Ланнатай генерал-майор Кайю Наоварат (никакой фактической власти не имел и лишь формально оставался королём территории, де-факто являвшейся провинцией Чанг-Май, присоединённой к Таиланду Рамой V. Однако, почитание монархов у тайцев было столь велико, что только после его смерти в 1939 г. ввиду отсутствия наследников его трон было позволено демонтировать, место его занял назначаемый из Бангкока губернатор, а сама территория окончательно перестала называться королевством, став провинцией Таиланда). До этого времени флагом королевства Ланна оставался флаг с изображением белого слона. Только после 1939 года нынешний флаг Таиланда стал его единственным флаговым символом государства.
Впервые вопрос о национальном флаге встал только после проникновения первых европейцев из Португалии. Для того чтобы обозначить резиденции короля и государственных органов королевства Аюттайя, в 1656 году королём Нараем был введён национальный флаг. Это был одноцветный красный флаг, просуществовавший вплоть до основания Бангкока и воцарения династии Чакри. Позднее флаг неоднократно менял вид.
С 1782 по 1817 годы в изображении флага присутствовало колесо, размещенное в самом центре полотнища. Далее в ознаменование древней традиции, по которой белый слон мог принадлежать только королю и по небывалому ранее случаю поимки сразу трёх белых слонов, король Рама II несколько видоизменил флаг, поместив в центр колеса Дхармы белого слона. Такой флаг просуществовал до 1855 года. Позднее флаг опять видоизменился, после того, как король Рама IV убрал с флага изображение колеса, оставив только королевский символ – белого слона. Этот флаг просуществовал до 1916 года. Затем появилась совершенно новая концепция национального флага, ставшего называться Троайронгом – пятиполосный двухцветный флаг, на котором первоначально присутствовало только два цвета – красный и белый. Но уже через год 28 сентября 1917 г. флаг приобрёл современный вид и остаётся таковым до наших дней.
Отметим, что кроме общегосударственного флага, свои флаги имеют и тайские провинции. Первоначально они представляли собой государственный флаг, в центре которого помещалась эмблема, представляющая наиболее известные в стране достопримечательности или главные достоинства данной провинции. Позднее родилась традиция, согласно которой эмблема провинции помещается на флаге собственных цветов. В отличие от государственного флага, который вывешивается перед всеми органами центральной и местной власти, флаг провинции можно встретить гораздо реже – только у губернаторской резиденции, да и то только тогда, когда губернатор присутствует в ней. Чаще всего наблюдательный путешественник заметит его только, проезжая по автобану в месте, где начинается территория провинции.
Для тайской государственности важны и иные национальные символы.
Например, кроме национального флага в Таиланде повсюду можно увидеть и два одноцветных флага – желтый и синий. Гости страны считают, что такие флаги служат просто разноцветными украшениями. Однако это не так. Желтый флаг является персональным флагом короля Пумипона, а синий – королевы Сирикит. В центре этих флагов помещена персональная фамильная монограмма монархов. Так на жёлтом персональном флаге короля стоит монограмма принца Сонгкла (отца короля), а на флаге королевы Сирикит – монограмма принца Китиякорн (отца королевы). Обе монограммы увенчаны изображением остроконечной тайской Большой Короны Победы.
Флаги отличаются от штандартов короля и королевы (штандарты – оба жёлтого цвета с изображением Гаруды в центре), которые в свою очередь обозначают личное присутствие короля или королевы, например, если на здании посольства Таиланда в какой-либо стране помимо государственного флага, вывешен штандарт, значит, в данной стране находится тот представитель королевской фамилии, чей штандарт вывешен. Такое же правило относится и к королевским резиденциям внутри страны, парламенту или правительству, когда там находится король или королева, либо кронпринц или кронпринцесса.
Штандарт короля и королевы – не персональный символ, а символ короля или королевы вообще как монархов страны, безотносительно тому, кто персонально в данное время является королём или королевой.
Например, при короле Чулалонгкорне королевские штандарты имели иной вид. Их существовало две разновидности – одним обозначалось присутствие короля, а вторым – его отсутствие в резиденциях. В XX столетии после утраты Сиамом лаосских и малайских территорий штандарты, символизирующие единство этих территорий, были заменены на современные.
В отличие от королевских штандарты принцев и принцесс– все синего цвета с изображением Гаруды в центре. Штандарт кронпринца – без выреза на полотнище и Гаруда, помещённая в центре вмонтирована в желтый квадрат. Штандарт принцесс – с вырезом полотнища и Гаруда размещена в желтом круге. Между штандартами принцев и принцесс имеются отличия, состоящие в геометрии штандарта: квадрат – символ мужского начала, квадрат с вырезом или же круг – символ персоны женского пола. Также круг или квадрат символизируют «старшинство» титулов принцев и принцесс. Соответствующим штандартом украшены и персональный автомобиль и яхта членов монаршей фамилии.
При короле Чулалонгкорне в 1897 году были утверждены штандарты членов королевской фамилии. Персональный штандарт из всех принцев и принцесс имел только кронпринц, все остальные принцы и принцессы имели общий одинаковый для всех штандарт, обозначавший присутствие члена королевской фамилии.
Также, как и практически все другие виды национальной символики, после утраты вассальных земель в Лаосе, Малайзии и Камбодже, штандарты принцев и членов королевской фамилии в начале XX столетия были заменены на новые с изображением Гаруды вместо трёхсекционных щитов.
Когда на улицах Бангкока появляется кортеж автомобилей, некоторые из которых украшены штандартами, все знают, кто конкретно из членов королевской фамилии едет в данном автомобиле. Сегодня в соответствии с системой тайских титулов штандарт на автомобиле полагается только шестерым членам королевской фамилии – королю, королеве, кронпринцу с супругой, средней и младшей дочерям короля: принцессе Пхатэп (Маха Чакри Сириндхорн) и принцессе Чулабпхон Валайлак. Остальные принцессы в силу их семейного положения и вытекающего отсюда звучания их титулов, не пользуются правом на монаршие штандарты. Их присутствие обозначается только персональными монограммами, помещёнными в полотнище определённого цвета (каждый из членов монаршей фамилии имеет свой символический цвет). Таким образом, видя даже только монограмму, можно без портрета или фотографии узнать, о ком персонально из членов королевской фамилии идёт речь или кто присутствует на данном мероприятии.
В соответствии с королевской иерархией отличаются и монограммы. Так, монограмму с короной, кроме монаршей пары, имеет кронпринц и его супруга принцесса Срирасми Махидол. Некоторые из принцесс также имеют монограммы, увенчанные малой короной (сестра короля принцесса Галиани Ваттхана, средняя дочь короля принцесса Пхатэп, младшая дочь короля принцесса Чулабпхон Валайлак), часть – только монограммы с особым завитком сверху, обозначающим принадлежность к королевской фамилии. Монограмму без короны имеет пока и самый младший из членов династии принц мужского пола, т.к. ему всего 1,5 года (внук короля принц Дипангкорн Расмичоти). Интересно, что даже некоторые близкие родственники монаршей семьи не имеют «более значительной» монограммы (например, старшая дочь короля Убон Раттана Рачакания вообще не имеет королевской монограммы, поскольку ранее была замужем за американцем, родная сестра королевы Сирикит принцесса Бусиба Сатханапонг Китиякорн также имеет монограмму без короны, монограмма принцессы Соам Савали Китиякорн без короны в силу развода с кронпринцем).
Подобная щепетильность в распределении «ролей» на первый взгляд, особенно иностранцев, может показаться чем-то нелепыми. Но это не так. Каждая «мелочь» здесь не случайна – как неслучайно и то, что всё это строго регламентировано специальными правилами. Пока жив правящий монарх, это возможно и на самом деле не так уж и важно. Но от того, как это урегулировано сегодня, зависит и то, как будет переходить трон к следующему монарху, а это далеко не игрушки, а вопрос для страны сугубо политический. От того, насколько он будет заранее «подготовлен», зависит спокойствие нации при переходе престола.
Свои флаги имеются также и у армии, причём у каждого рода войск свой, у полиции, а также у различных наиболее важных государственных органов. Есть флаги и у ведущих политических партий, всевозможных общенациональных Фондов развития страны, осуществляющих общенациональные проекты и программы в области образования, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.
Также видом государственной символики является королевская эмблема. Этот символ с течением времени изменяется и каждый новый 10-летний цикл правления короля знаменуется очередной эмблемой. Например, в годовщину 50-летия правления короля Пумипона в 1996 году была введена в обиход королевская эмблема с изображением двух белых королевских слонов под многоярусными зонтиками, поддерживающих эмблему династии Чакри и Большую корону победы. Она изображалась в центре жёлтого персонального флага короля. Нынешний 60-летний юбилей символизируется новой эмблемой (изображена справа). На всех этих эмблемах изображены мифологические аллегории, так или иначе связанные с буддистскими традициями Тхеравады, а также символы династии Чакри и королевские регалии.
Нынешняя эмблема представляет изображение Благородного Трона Пхатрапит в окружении 5 королевских регалий: Большая корона победы, королевский меч, королевский скипетр, королевский веер и метёлка, королевские тапочки у подножия трона. Веер и метёлку поддерживают два Йака. На самом сиденье Благородного трона Пхатрапит монограмма короля Пумипона в окружении бриллиантового пояса, символизирующего 60-летний юбилей его правления. Внизу эмблемы лента с надписью «60-летний юбилей восшествия его величеств короля на трон». Сейчас повсюду в Таиланде большинство людей одеты в куртки, футболки, сорочки жёлтого цвета с изображением данной эмблемы.
Что касается тайского гимна, то здесь следует быть внимательнее и не спутать Государственный гимн Таиланда и Тайский королевский гимн. Государственный (национальный) гимн – один из символов страны в целом. Его исполняют на всех официальных церемониях протокольного характера, во время международных встреч и спортивных соревнований международного уровня. Большинство каналов телевидения в соответствии с правилами в 18-00 часов ежедневно исполняют государственный гимн Таиланда. Одним словом, везде, где по обычным канонам должен исполняться государственный гимн, исполняется именно этот гимн (если только на мероприятии не присутствует король, королева или члены королевской фамилии). Официально Национальный гимн (по-тайски Пленг Чат) был введён 10 декабря 1939 года. Музыку к нему написал сын немецкого иммигранта Пра Чендуриянг (немецкое имя Питер Фейт). Слова принадлежат фельдмаршалу по имени Луанг Саранупрапан. Гимн был написан буквально спустя несколько дней после государственного переворота 1932 года, однако только через 7 лет глава военной хунты Пибунсонгкрам ввёл его как официальный гимн страны. Специальным указом, действующим и поныне ежедневно в 8-00 утра и в 18-00 вечера во всех официальных присутственных местах исполняется этот гимн. Если, например, люди ожидают приёма в каком-либо учреждении, и в это время начинается исполнение гимна, все встают лицом к источнику звука, а по окончании гимна кланяются в эту сторону.
Далее, одним из главных символов тайской государственности и главной королевской регалией является королевская корона. Их существует несколько. Главным символом тайской монархии является Большая тайская корона победы (по-тайски «монгкут»), которая весит свыше 4 кг, выполнена из золота и орнаментирована жемчугом и бриллиантами. Старинная традиция айюттайского королевского церемониала Чулачомклао предписывает, чтобы монарх появлялся в Большой короне Победы лишь в день своей коронации.
В остальных случаях, когда необходимо появление короля в регалиях, используется другая корона, по форме больше напоминающая драгоценную островерхую шляпу. Форма короны избрана не случайно – в древнейших иллюстрациях Рамаяны главный герой Рама изображается именно в такой короне. Именно поэтому подобная форма королевского венца присуща и другим монархиям стран буддизма Тхеравады (Лаос, Камбоджа).
Церемониал Чулачомклао перекочевал в эти страны из Сиама, которому в XIX веке лаосская и кхмерская монархии были вассальными. Короны этих монархий также были изготовлены в Сиаме и «выдавались» тайскими королями подвластным монархам в знак согласия на их восшествие на престол.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
След. >