You are here:     Главная arrow Этнос и демография arrow Расселение
Расселение
Одной из важных тенденций современного этапа социально-экономической эволюции Таиланда является ускорение: процесса урбанизации и развитие городов. Интенсивнее всего эти процессы происходят в районе активно растущей столичной агломерации Бангкок единственном крупном городском центре страны. По индексу централизации городской структуры Таиланд занимает одно из первых мест в мире. В конце 90-х гг. по численности населения Бангкок почти в 30 раз превосходил второй по величине город Накхонратчасима.
По данным национальной статистической службы, в 2000–2001 гг. число жителей Бангкока вместе с пригородными районами превысило 10 млн. человек, что составило 16% населения страны и более 60% городского населения. В настоящее время столица Таиланда – это промышленный, финансовый, торговый, культурный центр. Здесь производится более половины стоимости ВВП и сосредоточено более 50% всех промышленных предприятий страны, в том числе подавляющее большинство высокотехнологичных производств.
Официально территория Бангкока подразделена на 50 дистриктов (кхетов) – небольших районов, управляемых местной администрацией, подчинённой губернатору. Дистрикты, в свою очередь подразделяются на 154 небольших района (квэнг). Однако, в обиходе пользуются названиями довольно обширных районов города, закрепившимися уже очень давно. Иногда эти названия совпадают с официальными названиями дистриктов, но чаще – это исторически сложившиеся названия.
Относительно старые районы, расположены на западном берегу Чао Прайи. Они начинали осваиваться ещё в период, когда Тонбури был столицей Сиама (в XVIII веке): Тонбури, Бангкок Яй, Бангкок Ной, Банг Плад. Самыми центральными, расположенными в исторической части города на восточном берегу Чао Прайи, являются районы Раттанакосин, Пра Накхон, Банг Лампу, Пахурат, Чайнатаун, Дусит. Далее к востоку расположены районы, где находятся основные торговые центры и офисы крупных компаний: Помпрап Саттрупай, Патумван, Саямсквэр, Ратчатэви. Несколько южнее и юго-восточнее – также районы деловых центров, шоппинг-центры, а ближе к окраинам города и жилые кварталы: Банграк, Силом, Сатхорн, Ваттхана, Сукхумвит, Лумпини, Клонг Тэй.
Особенно активное строительство и расширение города велось с середины 80-х годов, когда Бангкок преобразился буквально до неузнаваемости и стал одним из крупнейших городов мира.
В современном Бангкоке насчитывается около 1000 небоскрёбов, в которых расположены как отдельные тайские корпорации и компании, так и многопрофильные бизнес-центры, торговые моллы, биржи, банки, крупнейшие отели, представительства международных организаций и иностранных банков и компаний. Вторая волна строительного бума началась в 2006 году, и сегодня можно увидеть десятки возводящихся новых многоэтажных башен.
Дистрикт Пра Накхон является своеобразным административным центром города, где расположено много правительственных агентств, министерств, центральный офис премьер-министра, высшие судебные органы. В этом районе действует запрет на возведение многоэтажных зданий. Это место объявлено историческим заповедником – здесь расположено большинство наиболее посещаемых туристами исторических достопримечательностей – Храм изумрудного Будды (Ват Пра Кео или Махавихарн Пра Кео Моракот), Храм Золотого Будды (Ват По), Большой Дворец (Чакри Махапрасат Бороммарачасатит), Монумент Демократии (Анутсавари Прачатипатай), Гигантские ритуальные качели (Сао Чинг Ча) и множество других исторических и культурных памятников, а также музеев. Дистрикт Тон Бури знаменит одним из древнейших на территории Бангкока монастырём – Храмом Утренней Зари (Ват Арун или Ват Арунратчаварарам), построенным в кхмерском стиле задолго до перенесения сюда столицы (его первоначальным названием было Ват Макок, а позднее при короле Таксине - Ват Чаенг). Легенда гласит, что новое название храму дал король Пра Пуча Йодфа Нафалай (Рама II), когда он посетил Тонбури. В утренних лучах восходящего солнца он увидел величественный пранг храма и решил, что это знак свыше к тому, чтобы назвать храм именем утренней зари. Пранг храма является одним из символов Бангкока, его изображение можно увидеть на 10-батовой монете. В этом же дисрикте находится один из старейших общественных госпиталей города – Сирирай, основанный отцом нынешнего короля – принцем Махидоном Адульядейтом в 1920 году.
Здесь же на территории района находится главное командование военно-морского флота Таиланда и его подразделения, включая военно-морской корпус. На территории дистрикта Дусит расположены королевские резиденции, как официальные тронные (Тронная резиденция Ананта Самакхом), так и жилые (Читралада).
В непосредственной близости от королевской жилой виллы Читрадала расположен Бангкокский зоопарк. Крупнейшие торговые центры Бангкока расположены в районах Ратчапрасонг, Саям с его гипермоллом World City, и Сукхумвит, на котором расположен один из крупнейших в Азии торговых центров Саям Парагон и также один из крупнейших магазинов модной одежды из коллекций ведущих кутюрье мира Эмпориум.
Несколько обширных районов бизнес-зон придают городу Современный облик. Среди ряд кварталов, протянувшихся вдоль проспектов Тханон Силом, Тханон Суравонг, Тханон Рама IV, Тханон Саторн, Тханон Прайя Тай, Тханон Саям, Тханон Чароен Рат, Тханон Лад Йя и др. Здесь расположены штаб-квартиры богатейших компаний, банков, бизнес-центров, международных корпораций. Торговля ювелирными изделями и драгоценными камнями сосредоточена на Силоме. Несколько кварталов, расположенных между Тханом Силом и Тханом Суравонг, являются известными практически во всём мире местами сосредоточения ночной жизни и увеселений на любой вкус – Танлия, Патпонг, Тхан Таван, Нана Плаза.
Беднейшим районом Бангкока, где в антисанитарной обстановке теснятся довольно убогие жилища, является Клонг Тэй. Здесь в основном живут трудовые мигранты из бедных районов северо-востока страны, а также мигранты из Бирмы, Лаоса, Камбоджи. Некоторые обосновались прямо под эстакадами хайвэев и ночуют на улице на подобранных на свалках старых циновках. В этих районах нередки случаи грабежей, торговли наркотиками и других преступлений. Периодически полиция проводит «зачистки» в таких кварталах, но пока кардинально изменить ситуацию здесь невозможно, тем более, что городские власти не ставят себе задачу выселить мигрантов любой ценой, не взирая на их фактическое нищенское положение. Примерно раз в год процедуре депортации на родину подвергается около 3-4 тысяч незаконных мигрантов, составляющих основной процент преступности. Хотя, в целом по Бангкоку уровень преступности невысок, а наибольший процент преступности составляют мелкие кражи и торговля наркотиками.
Кроме того, в Бангкоке расположено несколько крупных зелёных зон и парков – Лумпини Парк (центральный парк отдыха в Бангкоке с множеством аттракционов), парк Чатучак (в нём по выходным дням работает огромный и недорогой рынок), парк Рамы IX, парк королевы Сирикит (крупнейший в столице Национальный парк), Бенчасири-парк, Саранром-парк, Санам Луанг (спортивно-фестивальная зона в центре города), Суан Романинат, парк Дусит, а также множество спортивных объектов – стадионы, специализированные спортивные зоны для гольфа, ипподромы верховой езды, поля картинговых гонок, тренажерные залы фитнес-центров, которые сейчас особенно популярны у тайцев.
Столица Таиланда является одним из крупнейших в Азии центров культуры и высшего образования. Наиболее крупными и известными за пределами страны вузами являются Чулалонгкорнский Университет, Таммасатский Университет, Касетсарский Технологический Университет, Университет Махидон, Силпакорн-Университет.
В Бангкоке расположены также и более современные государственные и частные учебные заведения – Бангкокский Университет, колледж Дусит Тхани, Технологический институт имени короля Монгкута, Маханакорнский университет технологии, Университет имени Рангсита, Сринакаринвиротский Университет, Национальный институт бизнеса и государственного администрирования, Консерватория, Военная Академия имени короля Чулачомклао (Рамы V), Военно-морской Корпус, другие гражданские и военные вузы, а также множество старинных общеобразовательных учреждений, среди которых наиболее авторитетными как в Таиланде, так и за рубежом, являются колледж Св. Габриэля, колледж Св. Франциска Ксаверия и ряд других.
В некоторых бангкокских университетах и колледжах обучаются не только тайцы и выходцы из стран Азии, но и европейцы. Здесь образование даёт интернациональный преподавательский состав.
Богата и разнообразна также и культурная жизнь столицы. В Бангкоке расположено около 40 различных музеев, экспонирующих как историко-культурные, так и специальные тематические коллекции, около 100 арт-галерей, в том числе крупнейшая в Азии Национальная художественная галерея, филармония, где даёт выступления филармонический национальный оркестр, оперный театр, несколько драматических театров, в том числе Национальный театр, в котором, кроме прочих спектаклей, 2 раза в неделю идут представления Кхон (спектакли-маски Рамакиен), театр Чалерм Крунг. В оперном театре Бангкока практически ежемесячно гастролируют труппы музыкальных театров из многих стран мира, в том числе и из России. Опера и балет Большого театра здесь уже не является чем-то новым – столичная публика уже давно хорошо знает и любит Большой Театр.
На сцене театра идут и национальные оперы – последняя такая грандиозная постановка была осуществлена в 2006 году, когда на сцене театра была поставлена тайская национальная опера «Айюттая». Кстати, две партии в ней исполняли русские оперные певцы, исполнявшие свои партии на тайском языке. В Бангкоке около 80 современнейших кинозалов мультиплекс и синеплекс, в которых проходят мероприятия ежегодного международного Бангкокского кинофестиваля. С 2004 года в Бангкоке также ежегодно проходит неделя моды Bangkok Fashion City, в которой принимают участие модельеры из стран Азии и Европы.
Бангкок является базовой штаб-квартирой национального телевидения Таиланда, здесь расположены телецентры каналов 3, 5, 7, 9, 11, TITV, Nation Channel, MCOT, ASTV1, ASTV2, ASTV3, V-channel, EDU, ETV, T-channel, RNT, TGN и др. Ввиду неразвитости национального телевидения в ряде соседних стран (Лаос, Камбоджа) некоторые телеканалы по просьбе этих стран ретранслируются в их эфир. Бангкок также является столицей медиакорпораций Таиланда. В настоящее время здесь издаётся 18 центральных газет страны (в том числе 3 англоязычные) и около 60 различных как национальных, так и международных журналов.
Таким образом, современный Бангкок это мегаполис, визитной карточкой которого стали высотные деловые и коммерческие центры, фешенебельные гостиницы и жилые кварталы, скоростные транспортные системы. Происходящие в последние десятилетия перемены не нарушают, однако, исторического облика столицы где небоскребы соседствуют с дворцовыми и храмовыми постройками, многочисленными культовыми сооружениями. Сохранение традиционных ценностей и почитание национальных святынь являются одними из важнейших приоритетов политики государства.
Провинциальные тайские города также испытывают влияние процесса модернизации, что проявляется в создании современной городской инфраструктуры и развитии городского хозяйства, повышении уровня и качества жизни населения. При этом мир провинциального города остается более стабильным и не испытывает столь сильных перемен, в нем сохраняется больше традиционных черт и элементов преемственности культурно-исторического развития. В провинциальных тайских городах, возникших с началом, а зачастую и до становления тайской государственности, расположены древние храмы и самые почитаемые культовые места, привлекающие паломников не только со всей страны, но и со всего буддийского мира. Многие такие объекты находятся под охраной государства и включены в число достопримечательностей страны, например национальные музеи в месте расположения древних тайских столиц в Аютии, Сукхотае, Пхимае, храмовые комплексы или изображения Будды в Накхопатхоме, Чиангмае, Саванкхоколе и ряде других мест.
Государственная политика, направленная на сохранение традиционного уклада, способствует превращению страны в крупнейший туристический комплекс, привлекающий своей самобытностью миллионы туристов со всего мира. В то же время поддержание преемственности является важным условием сохранения традиционных тайских ценностей, под влиянием которых находится большинство населения страны.
В тайском городе сочетание традиционных и современных факторов развития проявляется с наибольшей очевидностью, особенно в период ускорения социально-экономического развития и модернизации экономики и общества. Причем, несмотря на все видимые достижения в экономической сфере, традиционные черты в характере городского развития остаются чрезвычайно устойчивыми. В условиях сохранения непрерывности развития в стране, не знавшей колониального управления, эти черты прослеживаются довольно отчетливо.
С появлением на территории современного Таиланда княжеств в VII–X вв. стали основываться первые города. Крупные поселения получают названия, связанные с основным видом деятельности – земледелием, выращиванием риса, сахарного тростника, арековой пальмы, бамбука и т.д. Возводятся укрепленные города – центры княжеств мыанги, которые отличаются от других видов поселений наличием крепости, рынка и святилища. Исповедуя буддизм, тайские вожди начинали строительство города с закладки; основного монастыря, чаще всего именуемого «Махатхат» (маха – великий, тхат – место захоронения останков Будды или буддийских реликвий). В названиях этих городов, как правило, используются сочетания со словами чианг (крепость, город), мыанг (город, государство), например: Чиангсэн, Чиангмай, Мыанг Йонрк, Мыанг Пхаяо. С этих времен в отношении города закрепляется термин «мыанг», который помимо собственно города как административного или военного центра включает и территорию окружающей сельской общины, находящейся под его управлением.
В ходе дальнейшего продвижения на юг и заселения бассейна реки Тяопхрайи тайские народы встретили там достаточно развитую систему городов, созданных в период расцвета монских и кхмерских государств. Эти города в большей степени по сравнению с сельскими районами испытали влияние индийской цивилизации и явились символическим воплощением индуистской концепции государства. Ранние города, которые первоначально строились по общим образцам и копировали многоярусное построение индуистской вселенной, были окружены палисадами или каменными стенами, защищавшими дома, дворец правителя и храмы. Посредине дворца находилось святилище, изображавшее священную гору Меру как центр мироздания и символ мощи государства. Рядом со святилищем располагались жилища придворных брахманов. Дворец царя окружали дома придворных и священнослужителей.
В этих городах индийская культура приобрела такую популярность, что местная знать принимала индийские имена, а царствующие династии свои родословные возводили к индийским правителям. Индийское влияние отразилось и в топонимике, для усиления политической и духовной мощи государства в названиях городов использовалась заимствованная из пали и санскрита лексика высокого стиля: бури, накхон – город, столица, сукхо – радостный, саван – рай, пхет – алмаз, супхан – золото, рат – король (например, Сукхотхай, Суваннапхум, Ратчабури, Накхоп-ханом).
Первым крупным объединением тайских княжеств в бассейне реки Тяопхрайи стало государство Сукхотай. Город Сукхотай был построен кхмерами в XI в. как резиденция кхмерского губернатора и центр управления завоеванными монскими землями. Будучи стратегически важной пограничной крепостью Ангкорской империи, город воплотил во внешнем облике индуистские принципы градостроительства, связанные с обожествляющим короля культом девараджи. Символическим воплощением этого культа в архитектуре и религиозном зодчестве города стал образ священной горы Меру (святилище), окружающих ее морей и океанов (водоем около святилища), кругов власти (крепостные укрепления), распределение окружающих земель в направлении четырех сторон света.
В первой эпиграфической надписи на тайском языке, датируемой 1292 г. и относящейся ко времени правления Рамы Камхенга (1279–1299), Сукхотай – это процветающий город, в центре которого находятся святилища, золотые статуи Будды и статуя Будды в 18 локтей. Город окружен тройной стеной в 3400 локтей, в которых строго по направлениям четырех сторон света располагаются городские ворота.
Административно-городская структура строилась на основе близкого к индуистскому космологического принципа, изложенного в буддийском сочинении «Трай Пхум кхатха», заключающемся в вертикальном соподчинении расположенных кругами вокруг столицы земель. В центре – королевский дворец и храм Махатхат, вокруг – территории, значение которых уменьшается по мере удаления от столицы. В качестве основной единицы территориальной структуры был использован сложившийся у тайских народов тип поселения мыанг, город-княжество, как центр управления сельской общиной и место сбора налоговых поступлений от населения. Каждый город-мыанг имел определенный статус в зависимости от близости к столице и соответствующую его значимости форму управления.
Центральное место в городской административной структуре занимала столица – мыанг луанг, вокруг столицы в направлении четырех сторон света в качестве укрепленных центров на подступах к столице, на расстоянии «двух дней пути», располагались города лук луанг (главные города) или мыанг чан най (внутренние города). На севере таким городом стал Сонг кхэу (современная провинция Пхитсанулок), на юге – Салуанг (недалеко от города Пхичит), на западе – Накхон чум (вблизи города Кампхенгпхета). Правителями этих городов, как правило, назначались принцы или члены правящей в Сукхотае династии с титулом – тяо мыангов (князь, правитель города). Более отдаленным от столицы городам присваивали категорию пхрайя маха накхон (большой город, имеющий титул пхрайя), такие, как Кханатхи, Пхрабанг, Бангпхан. В этих городах правители имели титул кхун (правитель, аристократ). И наконец, на периферии государства располагались города, получавшие статус мыанг ок или мыанг кхын (вассальные города), к которым относились признавшие вассальную зависимость от Сукхотаи города, населенные как тайскими народами, так и иноэтническим населением, например: Супханнапхум, Накхон ситхаммарат, Нан, Ратчабури, Виенгтьян, Хонгсауди.. Именно так представлялась сложившаяся у таи к XIII в. городская структура.
В свою очередь дворец правителя рассматривался как недосягаемый рай – центр Вселенной, за пределами которого находился грешный мир, разделенный на части света и районы, значение и важность которых уменьшались по мере удаления от «центра мира». Согласно традиционным представлениям, непосредственно вокруг столицы, защищенной тремя рядами стен, имеющих городские ворота строго в направлении четырех сторон света, должны были находиться четыре крепости и расположенные кругами земли, входящие в состав территории Государства.
Центром системы считалась королевская столица – ратчатхани – Аютия (названная в честь мифического города индийского эпоса – родины короля Рамы). Столица являлась не только местом расположения резиденции короля, но и религиозным центром страны. Каждый король Аютии после вступления на престол строил в столице храм, в который помещали наиболее почитаемые святыни. Окружали столицу города лук луанг (главные города), расположенные в направлении четырех сторон света: Пхрапра дэнг, Супханбури, Лопбури и Накхон найок. Эти города, будучи стратегическими укреплениями на подступах к столице, управлялись членами королевской семьи или принцами. В случае возникновения династических споров, в условиях отсутствия четких законов престолонаследия эти города, особенно Супханбури и Лопбури, представляли наибольшую опасность для, сохранения политической стабильности государства, поэтому центральная власть стремилась не допустить их усиления.
На следующей ступене в городской административной иерархии составляли города хуа мыанг чан най (внутренние города), затем следовали города внешних территорий пхра маха накхон (большие города, имеющие титул пхра), и на окраине, в пограничных районах, находились города пратхет рат (вассальных стран) с иноэтническим населением (кхмерские, лаосские, малайские земли). На раннем этапе развития государства Аютии городская структура полностью соответствовала принятым в этот период представлениям о строении Вселенной и государства.
В последующий период городская административная система претерпевала изменения в соответствии с нуждами центральной власти. В XV в. в целях централизации власти и усиления контроля столицы над отдаленными городами страны королем Трайлоком (Боромотрайлоконатом) (1448–1488) была проведена реформа системы управления государством. В целом городская структура повторяла закрепленную законодательно иерархическую модель государственного устройства. Под непосредственный контроль столицы перешли города лук луанг и была отменена практика назначения принцев правителями провинциальных городов. Принцам стали строить дворцы в столице, вокруг королевского дворца. Аютия стала символом единого королевства, дворец олицетворял величие столицы, окруженной дворцами принцев, словно провинциальными городами.
В города внутренних земель стали назначать губернаторов сроком на три года. В города внешних земель, разделенных в зависимости от размеров и местоположения на категории (ек – первый, тхо – второй и три – третий), правителям тяо мыангов из столицы направляли двух заместителей – пхон и махат тхай и специального чиновника, который докладывал лично королю о состоянии дел на местах, и тем самым усиливалась зависимость городских центров.
Таким образом, в период государства Аютии сложились основные принципы формирования городской структуры, которые заключались в иерархическом характере системы городов при абсолютном доминировании столицы. Выявилась еще одна важнейшая особенность положения тайского города – зависимость от государства. Основная роль города заключалась в том, что он служил резиденцией правителей и являлся центром управления округой и местом сбора податей с местного населения. Город не только не имел самостоятельной значимости или автономии, но и не выделялся в качестве отдельной административно-территориальной единицы и вместе с прилегающей к нему округой составлял мыанг.
Возникновение города обуславливалось потребностью центральной власти в управлении территорией страны и сохранял подчиненное непосредственно этой власти положение. В соответствии со строго иерархической системой управления выстраивалась и иерархия городов, в которой все они находились в подчиненном положении по отношению к столичному центру. Столица в этой системе помимо того, что являлась резиденцией верховного правителя и центрального административного аппарата, при существовавшей фактической дезинтеграции территории, выступала в качестве объединяющего сакрального центра, распространяющего через центры ближней и дальней периферии свою власть на всю территорию государства. Доминирование столицы подчеркивалось религиозно-культовой символикой, архитектурой города, расположением культовых построек и государственных учреждений характером и размахом дворцового и храмового строительства.
Политическое бесправие тайского города сочеталось с его слабой хозяйственной самостоятельностью. Основой существования населения городов оставалось земледелие, садоводство и огородничество. Ремесло развивалось главным образом в, качестве домашнего производства в рамках деревенской общины. Городское же ремесло в это время не выступало как самостоятельный градообразующий фактор и специализировалось в основном на производстве предметов роскоши для правящих слоев, составлявших значительную часть городского населения, или на изготовлении предметов культа и изображений Будды. Функция города как центра ремесла и торговли при определенном развитии этих отраслей уступала главной задаче – управлению и обслуживанию государства. Социальный статус городских жителей; практически ничем не отличался от положения проживающего вне городских стен населения. Все податное население, или пхрай, было включено в единую систему фиксированной зависимости, которая заключалась в том, что каждый пхрай, будучи приписан к определенному чиновнику, одновременно выполнял налоговые обязательства и нес барщинные повинности в пользу государства. Таким образом, городские жители также не имели социальной защиты со стороны города и зависели, как и жители деревни, от государственной бюрократии.
Город являлся, прежде всего, административным центром, местом притяжения для жителей округи, в нем была сосредоточена торговля продукцией местных промыслов, располагались важнейшие культовые сооружения и объекты религиозного поклонения. Большую роль в городском хозяйстве, особенно в районах пересечения торговых путей или в приморской полосе, играла внешняя торговля. Но и в этих городах торговля фактически носила государственный характере и постепенно стала государственной монополией. Портовые города, как и остальные городские центры, также управлялись представителями государственной бюрократии и, несмотря на более у степень экономической самостоятельности, не претендовали тем не менее на какие-либо политические свободы или особые права.
Наибольшую выгоду от торговли, прежде всего международной, получала столица, занимавшая благоприятное географическое положение. Аютия была расположена на реке Тяопхрайя, в центре основного рисопроизводяшего района, поставлявшего продовольствие на нужды города, и на пути следования торговых речных путей с Севера в приморские районы. Центральная бюрократия и двор вели торговлю товарами, поступавшими в качестве дани из зависимых мыангов, причем наибольший интерес представляла продукция лесных промыслов, имевшая сбыт на рынках Китая: кора, шкуры, смолы, природные красители, строительные материалы, специи, драгоценные камни и металлы, бивни слона. Король, обладавший монополией на наиболее прибыльные товары, осуществлял контроль за торговлей в городах, расположенных вдоль караванных и речных торговых путей и в приморской полосе, и назначал туда специальных чиновников из центра.
При слабом учете населения и отсутствии четких территориальных и правовых границ между городом и деревней судить о количестве городов Аютии и численности их жителей довольно затруднительно. Сохранившиеся разрозненные источники и свидетельства европейцев, относящиеся к XVI–XVII вв., позволяют говорить о слабой заселенности обширных территорий и о концентрации населения и городов в наиболее освоенных районах. Большинство городов было расположено в долине реки Тяопхрайя, от Аютии до Чайната, где была сосредоточена подавляющая часть жителей страны, в долинах более мелких рек, вдоль следования сухопутных караванных путей, в приморских районах.
Свидетельства европейцев, появившихся в Аютии в XVI в., главным образом относятся к столице как к крупнейшему центру международной торговли, довольно значительную часть населения которой составляли иностранные торговцы. В городе имелся китайский квартал, район индусов, персов, японцев, арабов, европейцев, в том числе французов, португальцев, голландцев. По оценкам европейцев, активно посещавших Сиам в XVII в., число жителей столицы достигало 800 тыс. человек.
Это был величественный город, в нем насчитывалось 400 монастырей, три дворцовых ансамбля 12 км крепостных стен, 17 фортификационных сооружений. Расположенная на острове при слиянии трех рек, окруженная каналами общей протяженностью в 50 км, Аютия снискала славу «Восточной Венеции», перешедшей впоследствии к новой столице тайского государства.
Таким образом, верховенство столицы в городской структуре, выраженное символическими атрибутами власти стольного центра, в действительности проявлялось в концентрации всех видов деятельности, ресурсов и населения при отсутствии какой-либо возможной конкуренции со стороны провинциального тайского города
После захвата Аютии бирманскими войсками в 1767 г. центр тайского государства был перенесен генералом Таксином, возглавившим освободительную борьбу против бирманцев и провозгласившим себя королем, в дельту реки Тяопхрайя, в город Тхонбури. В 1782 г. после свержения Таксина будущим королем Рамой I, основателем династии Чакри, на противоположном берегу была основана новая столица Бангкок. При королях династии Чакри идея о божественном правителе постепенно утрачивает свое первостепенное значение, и на первый план выносится концепция всемирного правителя чакравартина и морально-этический аспект верховной власти.
Первый король Пхрапхуттхайот фатюлалок – Рама I (1782–1809) свою основную задачу уже видел в возвращении к модели «идеального» государства Сукхотаи, поскольку в забвении принципов дхаммасатхам усматривал причины падения Аютии. Идея чакравартина обязывала правителя не только соблюдать жизнь в соответствии с дхармой, но и распространять ее во все концы света и стала обоснованием непрерывных войн, которые вели короли династии Чакри в конце XVIII – начале XIX в. В результате этих походов были не только восстановлены утраченные в ходе бирманского вторжения территории, но и присоединены земли соседних государств: Ланна (Чиангмай), лаосские и ряд малайских княжеств, земли Камбоджи и части Бирмы.
Необходимость контроля за столь обширными владениями требовала совершенствования системы управления, и поэтому создаваемая территориально-административная структура не просто копировала Аютию, а, опираясь на основные положения концепции построения «идеального» буддийского государства, в то же время учитывала складывающиеся конкретные исторические условия. В системе городов многие элементы организации пространства были сохранены: земли-лшакгы подразделялись на категории чан най (внутренние), чан нок (внешние), а также категории ек, тхо, три и тъяттава (1, 2, 3 и 4-й) и, наконец пратхет рат (зависимые территории).
В этой системе новым стал порядок подчинения городов и принцип личной ответственности высших чиновников за выполнение городами-мыангами налоговых обязательств. Мыанги на юге и на западном побережье оказались подконтрольны Самуха пхра калахому, главе военного ведомства, мыанги на восточном побережье – Сенабоди кром тха, главе финансового ведомства, на севере и в Исане – Самуха найок, главному министру. Вассальные земли, имеющие статус пратхет рат, отныне подчинялись мыангам ранга ек, находившимся в том же районе. Отношения между центральной властью и правителями городов, так же как и статус города, определялись личными связями с соответствующими чиновниками и степенью их лояльности к двору.
Подтверждением подчинения верховной власти со стороны правителей городов служило выполнение ими налоговых обязательств. Крупные города платили налоги напрямую в Бангкок, размер и форма выплат определялись по-разному в соответствии со статусом каждого города. Например, город Убонратчатхани, расположенный на северо-востоке, выплачивал налоги в денежной форме, а лаосский мыанг Бассак, помимо денежных отчислений, отправлял в столицу золото, серебро, бивни слона, кардамон. Близлежащие города, помимо налогов, обеспечивали столицу рабочей силой для строительства укреплений, дворцовых зданий, ирригационных сооружений, прокладки дорог, рытья каналов и даже для обслуживания королевских слонов. Мелкие города отчисляли налоги тем крупным центрам, под контролем которых они находились, и в случае непомерных поборов могли перейти под управление к какому-нибудь другому городу. Известен случай, когда правитель города Махасаракхам, недовольный политикой правителя Ройета, куда он отчислял платежи, перешел под непосредственное управление Бангкока, снизившего по этому случаю налоговое бремя для города.
Сложившаяся система отношений с городами давала возможность сохранения политической стабильности. В случае возникновения угрозы этой стабильности монарх мог прибегнуть к передаче контрольных функций более влиятельным и лояльным городам. Например, когда в Паттани начались беспорядки, то город, находящийся в подчинении Накхонситхаммарата, был переведен под власть правителя Сонгкхлы, которой в связи с этим присвоили категорию мыанга ек.
Воссозданная иерархия городов, как и в прежние периоды, опиралась на сакральную мощь столицы. При ограниченных возможностях и средствах у центральной власти установления прямого контроля над всей территорией государства именно сакрализация власти монарха и столичного центра обеспечивала в значительной степени сохранение единого политического пространства.
Государство представляло конгломерат городов-мыангов, различавшихся по величине, политическому и стратегическому значению и степени близости к центру и признававших верховенство столицы. Поэтому короли Чакри стремились построить столицу, не уступающую, а то и превосходящую по великолепию Аютию. Все атрибуты стольного центра были использованы в полной мере и при возведении нового стольного центра, куда Рама I пригласил зодчих Аютийской школы, а в качестве строительного материала использовались разобранные блоки из Аютии. За три года был возведен королевский дворец и внутри его, по древней традиции, сооружен главный монастырь ват Пхра Кео, куда поместили одну из самых почитаемых в буддийском мире святыню – статую Изумрудного Будды, захваченную во время похода на княжеству Вьентьян и ставшую с того времени палладиумом бангкокской династии. Практически все короли династии Чакри знаменовали восхождение на престол возведением значительного культового здания или монастыря. По свидетельствам европейцев, побывавших в Бангкоке в первой половине XIX в., внутри города насчитывалось более 10, а вне крепостных стен – свыше 20 монастырей. Остров Раттанакосин, где был построен королевский дворец и монастырь, окружен каналами, башнями и неприступной крепостной стеной длиной 7 км с 16 сторожевыми башнями и 16 воротами.
Новая столица была построена на месте небольшого поселения китайских купцов под названием Бангкок (деревня олив), известного уже во времена Аютии как перевалочный пункт внешней торговли, поэтому для европейцев название, как уже хорошо известного, стало ассоциироваться с новой столицей и в таком виде вошло во все географические карты мира.
Тайские правители нарекли город подобающим его положению названием, включающим 72 слова: город богов, великий город, вечная драгоценность, город Индры, непобедимый великий город, награжденный 9 драгоценностями, королевская столица, прекрасный город, резиденция верховного правителя, жилище бога, рожденного на земле, город, построенный и подаренный Индрой. (В повседневной жизни тайцы используют краткий вариант названия – Крунг тхегх или Крунг тхеп Маха накхон, город богов или город богов, великий город и, говоря по-тайски, не называют его Бангкоком.
Бангкок вскоре стал важнейшим торговым центром, через который проходили основные потоки международной торговли. Одним из аргументов Таксина китайца по национальности, при перенесении столицы в дельту Тяопхрайи была близость к морю и налаженные торговые связи обитающей в этом районе китайской торговой общины и связанных с торговлей местных тайских правителей, оказавших значительную финансовую поддержку в организации сопротивления бирманцам и строительстве новой столицы.
Позже первые короли Чакри в поисках путей пополнения опустошенной казны восстановили позиции во внешнеторговых морских связях (прежде всего с Китаем) и стали осуществлять контроль за караванными путями, проходящими через территорий зависимых государств на севере и северо-востоке страны (северные тайские и лаосские княжества). По свидетельству французского миссионера Ж.Б.Паллегуа, город Чиангмай, например, в то время вел оживленную торговлю с китайской провинцией Юннань, откуда прибывали китайские торговцы, приобретавшие в обмен на изделия из железа и меди шелковые ткани, рис, хлопок, слоновую кость, лаки и воск.
Активизация отношений с Китаем способствовала расширению масштабов китайской иммиграции в страну, так как тайские власти были заинтересованы в привлечении людских ресурсов, нехватка которых остро ощущалась после поражения в войне и вывода значительных масс населения в Бирму. Китайские иммигранты, в отличие от представителей других этнических групп (монов, малайцев, лаосцев, кхмеров), облагались только подушным налогом, освобождались от обременительных государственных работ, и, кроме того, могли свободно передвигаться по стране.
Прибывающие в страну китайцы при поддержке тайских властей осваивали новые сферы деятельности, в то время как основным и предпочтительным занятием местного населения оставалось выращивание риса.
Сфера деятельности китайцев была чрезвычайно широка: торговля, ремесленное производство, строительство, садоводство и огородничество, добыча полезных ископаемых, плантационное хозяйство (выращивание сахарного тростника, перца, табака, гевеи). Устремившиеся в страну китайцы оседали в основном в городах, способствуя, таким образом, росту городского населения.
Побывавшие в стране европейцы отмечали необычный всплеск деловой активности в городах и пригородных районах в этот период: «...на юго-западном побережье большие группы населения заняты выпариванием соли (которая ценилась, например, в Чиангмае на вес золота). Около Пхетбури развивается производство сахара. Повсеместно можно увидеть резчиков по камню, кузнецов, мастерские по изготовлению бумаги, кирпича, производству гашеной извести, алкоголя. Оживилась внутренняя торговля, в провинциальных городах действуют рынки, торговые джонки курсируют по рекам и каналам».
Китайские общины существовали и раньше: во времена Аютии китайцы селились преимущественно в портовых городах на побережье Сиамского залива от Паттани, Накхонситхаммарата до Чантхабури и в столице. В бангкокский период география их расселения значительно расширилась, включая провинциальные центры не только на побережье, но и во внутренних районах страны, однако основная масса переселенцев по-прежнему направлялась в столицу.
Всего за два десятилетия благодаря притоку китайцев Бангкок превратился из небольшого поселения в крупный торговый центр, а в середине века, по оценкам Паллегуа, количество этнических китайцев в столице достигало 200 тыс. человек, в то время как все население столицы насчитывало 404 тыс. человек (в том числе 120 тыс. тайцев, 25 тыс. лао, по 15 тыс. монов и малайцев, а также вьетнамцев, кхмеров, бирманцев и европейцев). Эти оценки соотносятся с данными английского посла Генри Берни, прибывшего в страну в 1825 г., который определил население Бангкока в 440 тыс. человек.
Многонациональный состав населения стал сказываться на внешнем облике столицы – в жилищном строительстве, архитектуре монастырей. Появляются типичные китайские торгово-ремесленные кварталы с их сплошной застройкой, узкими улицами, характерными двухэтажными строениями, где на первом этаже располагаются лавки, таверны, мастерские, а наверху находятся жилые помещения. Заметное влияние китайской традиции начинает проявляться в декоративном и скульптурном убранстве храмов.
С развитием частной торговли власти стали постепенно отказываться от государственных монополий и переходить к налогообложению различных видов деятельности; и товаров. В течение 20–30-х гг. XIX в. были последовательно отменены практически все государственные монополии, за исключением монополии на сахар, являющейся самой прибыльной в то время. Почти одновременно с этой мерой начинается перевод всех налогов в денежную форму, который растянулся в условиях неравномерности экономического развития различных районов страны на многие десятилетия. По мере появления новых товаров и видов деятельности, облагающихся налогом, была введена специальная должность най акон – сборщик налогов. Назначенный на эту должность по своей инициативе мог расширить перечень товаров и занятий, подлежащих налогообложению. Значительное число най акон составляли местные богатые китайские купцы. Нередко за успешную работу они награждались официальными титулами и званиями, которые в свою очередь давали дополнительные возможности и привилегии в ведении предпринимательской или торговой деятельности.
Тайская бюрократия на местах, с расширением экономической активности китайцев, начинает утрачивать свои позиции. В 1854 г. впервые губернатором города Ранонг был назначен китаец, най акон, занимавшийся сбором налогов на оловянных рудниках в районе Ранонга и одновременно поставлявший туда рабочую силу из Китая. Благодаря участию в откупных операциях и торгово-посреднической деятельности усиливается экономическая мощь и влияние богатых китайских семей в ряде провинциальных городов как на побережье, например в Транге, Накхонситхаммарате, Пхетчабуне, Чанхабури, так и во внутренних районах страны: в Чиангмае, Таке.
Сведения о городах и городском населении этого периода носят крайне ограниченный характер. В бангкокский период практически отсутствовала централизованная система учета Населения, и только благодаря европейцам появляются некоторые сведения о демографических процессах в стране. Первая попытка выделения городского населения и оценка его численности были предприняты французским миссионером Паллегуа, автором «Описания тайского королевства, или Сиама», прожившим в стране более 20 лет. Большинство исследователей социально-экономической и демографической истории Сиама отмечают большую достоверность предоставленных им данных, собранных в ходе частых поездок по стране или полученных благодаря связям с тайскими чиновниками.
Непосредственно задачу изучения населения городов Паллегуа перед собой не ставил, но во время посещения различных провинций неизбежно интересовался количеством проживающих там, в том числе и в городах, жителей с точки зрения перспектив миссионерской деятельности. Согласно его сведениям, в то время королевство включало 41 город-мыанг 1-го и 2-го рангов и порядка 20 мыангов – вассальных земель.
Крупнейшими городами после Бангкока, по его сведениям, являлись бывшие столицы независимых государств Лунгпрабанг – 80 тыс. человек, Нан – 60 тыс., Чиангмай – 50 тыс. и бывшая тайская столица Аютия – 40 тыс. жителей. Население еще пяти городов составляло от 10 до 15 тыс. человек в каждом, а подавляющее большинство остальных городских центров насчитывало в среднем по 5–6 тыс. человек. Паллегуа приводит сведения о числе жителей не всех городов, а только тех, где ему удалось побывать, но если соотнести даже эти далеко не полные данные с численностью населения Сиама в целом, оцениваемое им в 6 млн. человек, то доля городского населения уже тогда должна была составлять более 10%, что даже несколько превышает общемировые показатели для того периода. Несмотря на довольно высокие показатели численности городского населения в бангкокский период, городскую структуру по-прежнему отличала крайняя несбалансированность и абсолютное доминирование столицы. Причем развитие этой структуры происходило по пути еще большего укрепления позиций столицы и отставания периферийных городов.
Рассмотрение положения и роли города позволяет сделать вывод, что сложившаяся на ранних этапах формирования тайских государств городская структура при образовании нового политического центра (Сукхотай, Аютия, Бангкок) сохраняла преемственность городского развития и к середине XIX в. не претерпела существенных изменений и носила вполне традиционный характер.
Решающую роль в положении города играла политика верховной власти и государства, иерархический принцип организации общества и пространства, а также сакральные и административные функции, выполняемые городскими центрами. Важнейшей особенностью городской структуры при полном подчинении города центральной власти стало отсутствие четких правовых и административных границ города и соответственно каких-либо автономных прав, что явилось основой замедленного роста провинциального тайского города в последующие периоды развития. В то же время по мере развития торговли (внешней и внутренней), усиления китайской иммиграции и увеличения числа городских жителей расширялись их особые функциональные возможности прежде всего за счет торгово-промышленной деятельности. При этом все эти изменения касались прежде всего столицы государства, занимавшей доминирующее положение в системе городов. Провинциальные города развивались по-прежнему крайне медленно и оставались в стороне от происходящих в стране экономических перемен.
С середины XIX в. появляются новые тенденции городского развития, связанные с проведением в конце ХIХ в. широких социально-политических реформ в стране и началом процесса модернизации экономики и общества. Однако и в условиях перемен традиционные факторы оставались устойчивыми и продолжали оказывать значительное влияние на характер развития городов и городской структуры в Таиланде.
Разнообразие природы, низкий уровень экономического развития, неодинаковая степень сельскохозяйственного освоения различных районов обусловили чрезвычайно неравномерное размещение населения Таиланда.
Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральном районе, самый низкий уровень плотности характерен для северных провинций. Однако и в пределах отдельных экономико-географических районов население распределяется крайне неравномерно. Развитие промышленных отраслей экономики и расширение сферы капиталистического производства сопровождается ростом городского населения Таиланда.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >