You are here:     Главная arrow Этнос и демография arrow Вероисповедание
Вероисповедание
Около 95% населения Таиланда исповедуют буддизм тхеравады. Признанный официальной религией страны, он формирует ядро современной тайской культуры. Именно буддизм и его система ценностей, основной акцент в которой традиционно делается на святости семейных уз, дружбы и социальной гармонии, формирует в большой степени ту почву, на которой держится относительная гармоничность тайского общества.
Буддийское учение отвергает идею всемогущества одного верховного бога или нескольких божеств. В нем отсутствует понятие божественного управителя, определяющего судьбу каждого отдельного индивида. В то же время буддизм и не трактует жизнь человека как цепочку свободных волеизъявительных актов, совершаемых им. Напротив, согласно буддийской философии, жизнь каждого конкретного человека обуславливается кармой, приобретенной им в предыдущих жизнях, из чего следует, что только поведение индивида определяет ход его жизни и ни один бог не может изменить следствия, причинами которых являются поступки людей. Зло не должно прощаться, и совершающий его должен понести наказание, в то время как праведные дела будут вознаграждены.
Тайцы верят, что счастье, богатство или власть на земле обретают люди, пришедшие в этот мир с хорошей кармой, тогда как бедность и страдания – результат недостойного поведения в предыдущих воплощениях. Человек, наделенный в этой жизни богатством, властью или влиянием, заслужил это благодаря достойной всяческих похвал прошлой жизни.
Фундаментальной для буддизма является вера в четыре Благородные Истины, познанные Буддой в момент его просветления: жизнь есть страдание; источником всех страданий являются желания или стремления к чему-либо; избавление от страданий можно обрести через отказ от желаний. И четвертая истина говорит, что преодолеть желания и страсти можно, если следовать так называемым Восьмеричным путем. Восемь шагов на пути к освобождению включают: правильное видение (осознание четырех Истин), праведные намерения, праведную речь, праведное поведение, праведное существование, правильный самоконтроль, правильное мышление и правильную концентрацию (медитацию). Первые два принципа восьмеричного пути касаются мотивации поступков. Следующие три принципа воплощают в себе моральный кодекс, и, наконец, последние два принципа отражают праведный путь к верному постижению человеческого бытия и его целей. Результат следования восьмеричному пути – просветление и достижение нирваны – конечного блаженного состояния. Восьмеричный путь называют также «Срединным путем», поскольку он предполагает отказ от крайностей в поведении.
Верой в карму и реинкарнацию обуславливается отказ буддистов и от предписанной моралью схемы поведения индивидуума. Жизнь человека не подлежит осуждению, и буддисты не боятся смерти и не думают о вечности в раю или аду.
Буддизм, в отличие от христианства, не признает существование вечной души, а весь мир рассматривает как иллюзорный, постоянно изменяющийся поток, все частицы которого взаимосвязаны. Жизнь – это мимолетность, временное состояние, исполненное противодействующих сил, которые не нужно объяснять и которые можно постичь, не ища рационалистического обоснования.
Тайцы стремятся, делая добро, приумножить свои заслуги, чтобы ускорить путь к достижению состояния нирваны путем уменьшения числа реинкарнаций. Важными деяниями считаются подаяния монахам, пожертвования монастырям и регулярные посещения храмов для молитвы. «Накопление» заслуг – это важная сторона социального поведения любого тайца. Щедрые, обильные пожертвования в местный ват не только ускоряют путь человека к нирване, но и нередко способствуют повышению его социального статуса в местной общине.
Буддисты могут посещать ват в любое свободное и удобное им время, а молиться предпочитают преимущественно в уединении, избегая массовых молебнов. Любимые дни посещения храмов у верующих – дни полнолуния и новолуния, хотя некоторые буддисты приходят в храм, только когда их посещает большая удача или в свой день рождения. Процессии юных монахов, каждое утро с чашами в руках обходящих дома местных жителей для сбора пожертвований и подношений в виде пищи, – обычное зрелище в городах и деревнях Таиланда.
По традиции каждый таец должен пожить некоторое время в монастыре монахом. Как правило, юноши уходят в монахи по окончании школы или института до момента устройства на работу или женитьбы. Обряд пострижения проходит обычно в мае-июле – начале сезона дождей. Предполагается, что юноши проведут в монашестве три месяца, но на практике период монашеской жизни нередко ограничивается всего лишь одной или двумя неделями. Смысл пребывания в монастыре заключается в том, чтобы повысить знания об учении Будды и улучшить свою карму, а также чтобы воздать по заслугам – и по чести – родителям, которые даже такое короткое пребывание своих детей в монастыре рассматривают как важный этап их жизни.
В 32 000 монастырях Таиланда проживает около 200 000 монахов. Тайские монахи ведут очень скромную жизнь, подчиненную строгой дисциплине. Дни проходят в медитации, чтении текстов и исполнении грубой работы на территории монастыря. Часто можно увидеть монахов, занимающихся предсказанием результатов лотерей, практикующих лечение с помощью магии или продающих магические амулеты. Некоторые монахи назначают большую плату за отправление брачных и других церемоний.
 
Автор-составитель: Муртазин Роман.
 
Copyright © ThaiKingdom.Ru, 2009. Незаконное копирование и использование материалов без разрешения правообладателя запрещены.
 
Полный список источников использованных при написании статей. 
 
< Пред.   След. >