You are here:     Главная arrow Юридическая справка
Юридическая справка
Таиланду присуща традиционалистская правовая система, которая в своем формировании опирается прежде всего на народные обычаи и традиции, которыми пронизаны общественная и государственная жизнь.
Правовая система Таиланда имеет смешанный характер. Ее основу составляют кодексы, составленные по французским и германским образцам. В области регулирования торговых связей значительные заимствования сделаны из англо-американского права. Отношения личного статуса регулируются преимущественно традиционными тайскими нормами, корни которых уходят в индусское право.
Источником права в Королевстве до XIX в. был древний Тайский закон, основанный на индийских дхармашастрах (индусские Законы Ману, см. раздел "Индия"). Этот закон был введен в стране в XIV-XVIII вв. На протяжении веков он дополнялся многочисленными и порой противоречивыми королевскими актами. Сложившаяся к XIX в. правовая система Таиланда отличалась сложностью, запутанностью, жестокостью наказаний и несправедливостью.
В XIX европейцы, которые стали в это время активно проникать в Таиланд, добились создания здесь своих экстерриториальных судов, применявших право европейских стран. По рекомендации европейских советников правители Королевства приступили к модернизации правовой и судебной системы.
В 1851 г.престол Король Монгкут провозгласил равенство всех подданных перед законом и пытался упорядочить судебную администрацию.
При новом Короле Чулалонгкорне (1868-1910 гг.) правовая реформа приняла новое направление. В этот период статутное и обычное право Королевства было собрано и кодифицировано, а также дополнено большим количеством законов.
В 1897 г. для разработки нового уголовного кодекса была создана комиссия, состоявшая почти полностью из французских и бельгийских юристов. Разработанный ею кодекс был промульгирован в 1908 г.
После переворота 1932 г в Таиланде развернулись дальнейшие правовые реформы. В результате была принята первая в истории страны Конституция, несколько ограничившая прежде абсолютную власть монарха.
В 1935 г. промульгированы УПК и ГПК. Новое законодательство было основано преимущественно на европейских образцах и содержало важные гарантии осуществления правосудия. В том же 1935 г. был окончательно утвержден Гражданский и торговый кодекс, разработка которого заняла 30 лет. После приближения тайской правовой системы к стандартам "цивилизованных" стран в стране были полностью ликвидированы экстерриториальные суды для европейцев (1938 г.).
Наиболее нестабильной частью правовой системы страны в послевоенный период оставалось публичное право. После каждого из военных переворотов принималась новая конституция. Уголовное законодательство было отмечено усилением репрессивных, а трудовое антирабочих тенденций.
Лишь в 1990-е гг., по мере укрепления основ гражданского общества, процесс демократизации государственно-правовой системы Таиланда стал принимать устойчивый характер. Новая Конституция, принятая в 1997 г., заменила назначаемый Сенат выборным, ввела независимую избирательную комиссию, установила несовместимость членства в правительстве с депутатскими мандатами.
В иерархии нормативных правовых актов во главе находится Конституция, органические и обычные законы парламента, королевские декреты, правительственные постановления и подзаконные акты министерств.
Правовой системе Таиланда известен институт чрезвычайного (срочного) законодательства. Согласно ст. 218 Конституции с целью поддержания национальной общественной или экономической безопасности либо предотвращения публичного бедствия Король по просьбе Совета министров может издать чрезвычайный декрет, имеющий силу закона. Такой декрет должен быть представлен парламенту на ближайшем заседании. Если декрет не будет одобрен обеими палатами (несогласие Сената может быть преодолено нижней палатой), он утрачивает силу, в случае одобрения - продолжает действовать как закон.
Решения высших судов Таиланда играют определенную роль в качестве дополнительного источника права. А в отдельных южных областях семейно-брачные и наследственные отношения мусульман регулируются мусульманским и обычным правом.


История права
Древнейший из известных нам памятников тайского права – надпись Рама Камхенга 1292 г., выведенная на плите около каменного трона – судилища, трактует вопрос о наследовании имущества. «Если простолюдин, знатный или вождь заболеет и скончается, – гласит надпись, – дом его предков, его одежды, слоны, амбары риса, рабы, плантации арека и плантации бетеля предков, не делясь, переходят к его детям». Знаменательно, что автор надписи говорит о неразделенном праве на имущество всех детей. Надпись не детализирует понятие «дети», не указывает, включает ли оно только братьев или братьев и сестер. По-видимому, слово «дети» употреблено в самом широком смысле. Во всяком случае, из текста надписи можно сделать вывод, что наследник не был единоличным собственником имущества, речь идет о коллективном наследнике в лице нерасчлененного союза кровных родственников.
Предположение о существовании у таи в XIII: в. большой семьи – коллектива, обусловленного родством и возникшего; в результате разложения родового коллектива, подтверждается и более поздними источниками права, в частности данными, содержащимися в самих архаических статьях «законов о рабах». Последние были записаны в государстве Аютии в середине XIV в. и дошли до нас в составе кодекса 1805 г. Восходящие к середине XIV в. и более ранним периодам части законов упоминают о продаже главой большой семьи не только жен, детей, рабов, но также братьев и сестер, племянников и племянниц, внуков и других членов семьи. Таким образом, большая семья представляла собой группу, состоявшую из определенного числа свободных и несвободных лиц, подчиненных отцовской власти главы семьи.
Продолжение...
 
Конституция
После свержения абсолютной монархии в 1932 году в Таиланде было принято 17 конституций и уставов. Среди них: Временная Хартия администрации Сиама Закон 1932 г.; Конституция Королевства Сиам 1932 г.; Конституция Королевства Таиланд 1946 г.; Конституция Королевства Таиланд (временная) 1947 г.; Конституция Королевства Таиланд 1949 г.; Конституция Королевства Таиланд 1932 года (изменения были внесены в 1952 г.); Хартия королевской администрации 1959 г.; Конституция Королевства Таиланд 1968 г.; Временная Хартия королевской администрации 1972 г.; Конституция для администрации Королевства 1974 г.; Конституция для отправления правосудия в Королевстве 1976 г.; Хартия королевской администрации 1977 г.; Конституция Королевства Таиланд 1978 г.; Хартия королевской администрации 1991 г.; Конституция Королевства Таиланд 1991 г.; Конституция Королевства Таиланд 1997 г.; Конституция Королевства Таиланд (временная) 2006 г.; Конституция Королевства Таиланд 2007 г.
Хартии традиционно являются временным документам, принятым после военных переворотов. Тем не менее, некоторые Хартии, например, 1959 г. использовались в течение многих лет. В тоже время переворот 2006 г. привел к принятию временной Конституции, а не временного устава.
Большое количество уставов и конституций в современной истории Таиланда является показателем степени политической нестабильности. Большинство уставов и конституций являются прямым или косвенным результатом военных переворотов. Большую часть уставов и конституций в тайской истории можно рассматривать не как инструменты народного контроля, но в качестве инструментов, с помощью которых правительство контролирует свой народ.
Общими чертами всех конституций Таиланда были признание особой роли короля как главы государства и тайского буддизма; акцент на обязанностях, а не на правах граждан, ограничивавшихся соображениями безопасности и порядка; деление членов парламента независимо от того, состоял ли он из одной или двух палат, на выбираемую населением и назначаемую королем части (некоторое исключение – конституция 1946 г.). Фактически ни одна конституция не могла при этом реально ограничить исполнительную власть.
Продолжение...
 
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Частное право в Таиланде не знает деления на гражданское и торговое. Действующий Гражданский и торговый кодекс (ГТК) был окончательно утвержден в 1935 г. после 30 лет законопроектных работ. Он состоит из 6 книг. Первые две, посвященные общим принципам и обязательствам, были промульгированы в 1925 г. Третья книга, охватывающая отдельные виды договоров, введена в 1929 г., четвертая, о праве собственности, - в 1932 г. Наконец, в 1935 г. промульгированы пятая и шестая книги, содержавшие соответственно семейное и наследственное право.
Общей основой для Кодекса 1935 г. послужило Германское гражданское уложение 1896 г. Помимо этого, в качестве образца было использовано гражданское и торговое законодательство Франции, Швейцарии, Японии. Положения об отдельных видах договоров обнаруживают влияние английского общего права.
Семейное право (книга пятая), напротив, основано на традиционных тайских правовых нормах и обычаях, хотя и несколько измененных в соответствии с концепциями германского и швейцарского законодательства. Хотя провозглашено равенство полов, супруг является главой семейного союза (ст.1454 ГТК). Нажитое в браке имущество по закону признается совместной собственностью супругов. Наследственное право основано на французских, германских и японских законах, а также тайских обычаях. Лицо может завещать имущество по своему усмотрению.
Кроме того, в дополнение к Гражданскому и торговому кодексу были приняты законы о торговых марках (1931 г.), о защите литературных и изобразительных произведений (1931 г.), о банкротстве (1940 г., с поправками 1968 г.). Основным источником земельного права является Земельный кодекс 1954 г.
Экономическое законодательство Таиланда основывается на рыночных принципах. Согласно Конституции 1997 г. (ст.87) государство обязано поощрять свободную экономическую систему через рыночные механизмы, обеспечивать честную конкуренцию, защищать потребителей, предотвращать прямые и косвенные монополии, аннулировать и воздерживаться от принятия законов и подзаконных актов, устанавливающих контроль над бизнесом без экономической необходимости. Государство не должно осуществлять предпринимательскую деятельность в конкуренции с частным сектором, если только этого не требуется для поддержания безопасности государства, охраны общих интересов или обеспечения нужд коммунального хозяйства.
Продолжение...
 
Уголовное право и уголовный процесс
Основным источником уголовного права Таиланда является Уголовный кодекс 1908 г., который действует в редакции 1956 г.; в его основе лежат традиции французского уголовного права.
В уголовном праве этой страны отсутствует ряд основных дефиниций и привычных институтов уголовного права, в том числе и понятия преступления, наказания. Зато законодатель прибегает к аутентическому толкованию некоторых терминов – совершить деяние нечестно, общественная дорога, совершить акт насилия, подпись, ночь и др.
Раздел о наказании предусматривает 5 видов (смертная казнь, лишение свободы, ограничение свободы, штраф и конфискация имущества). Причем нет деления на основные и дополнительные, пределы наказания не устанавливаются, а глава частично содержит нормы исполнения этих наказаний, т.е. порядок исчисления срока, права и обязанности осужденного, порядок изъятия имущества при конфискации и др. Известен данному кодексу институт мер безопасности, но фактически они применяются как дополнительные виды наказания, например ссылка – это содержание закоренелого преступника на специальной территории с целью предотвратить совершение им преступлений (ст. 40), первый день после освобождения из тюрьмы будет считаться первым днем ссылки (ст. 42). Сроки ссылки не оговариваются, в законе лишь уточняется, что предъявление постановления о ссылке является исключительным правом прокурора (ст. 43). В качестве меры безопасности фигурируют также: запрет на вход на определенную территорию, указанную в приговоре суда, либо содержание под надзором в больнице, запрет на определенные виды деятельности (ст.ст.44-50).
Пределы ужесточения или смягчения наказания, при назначении наказания точно указаны в законе. Например, по ст. 53 при смягчении наказания в виде пожизненного заключения оно должно быть смягчено до тюремного заключения на срок 50 лет. При смягчении других видов наказания принимаются во внимание такие данные, как возраст, прошлые заслуги, поведение, интеллект, образование, здоровье, привычки и др. Перечень этих обстоятельств является открытым (ст. 56). Смягчая наказание (вплоть до отсрочки исполнения приговора), суд может установить одно или несколько условий контроля за поведением осужденного, и если станет известно, что осужденный не выполняет указания суда, то исполняется первоначальный приговор. Институт вины содержит ее деление на преднамеренное совершение преступления и совершение его по неосторожности (ст.59).
Тайскому уголовному законодательству известен институт ошибки в уголовном праве. Ошибка в потерпевшем не влияет на наказание, незнание закона не освобождает от ответственности, но добросовестное заблуждение относительно каких-либо фактов может смягчить наказание. Предусмотрено освобождение от ответственности вследствие психического заболевания (невменяемости) и назначение меньшего наказания при ограниченной вменяемости. Имеется в УК и положение, согласно которому совершение преступления в состоянии опьянения не исключает уголовной ответственности.
Продолжение...
 
Судебная система и органы контроля
Согласно ст.272 Конституции 1997 г. система судов общей юрисдикции имеет три уровня: суды первой инстанции, Апелляционный суд и Верховный суд.
Основным звеном судебной системы являются суды первой инстанции (именуемые также провинциальными судами) с неограниченной гражданской и уголовной юрисдикцией. Мелкие гражданские и уголовные нарушения слушают суды магистратов, созданные для разгрузки провинциальных судов. Дела о проступках и преступлениях несовершеннолетних рассматривает Центральный суд по делам несовершеннолетних и его отделения в региональных центрах.
Апелляционный суд в Бангкоке рассматривает (в составе не менее чем 2 судей) жалобы на решения нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам, а также по вопросам банкротства. Дела исключительного значения рассматриваются на пленарных сессиях суда. Апелляционный суд вправе отменить и изменить решение нижестоящего суда или вернуть в первоначальную инстанцию.
Верховный суд Таиланда является высшей апелляционной инстанцией в стране. Он также рассматривает по первой инстанции избирательные споры. Хотя решения Верховного суда являются окончательными, по уголовным делам Король может осуществлять помилование.
Кроме того, в составе Верховного суда имеется специальное Уголовное отделение для лиц, занимающих политические посты (высшие государственные должности).
Судьи общих судов назначаются и освобождаются от должности Королем после их одобрения Судебной комиссией судов правосудия (т.е. судов общей юрисдикции). Последняя отвечает также за независимость судов, продвижение по службе, увеличение жалованья и привлечение к дисциплинарной ответственности судей. Как правило, судьи увольняются в 60 лет, но их полномочия могут быть продлены до 65-летнего возраста.
В состав судебной комиссии судов входят: председатель Верховного суда, являющийся председателем Комиссии; 12 членов от судов всех уровней (по 4 от каждого), избираемых судьями всех уровней из своей среды; 2 членов, которые не являются или не являлись судейскими должностными лицами, избранных Сенатом. Кроме того, согласно Конституции, суды общей юрисдикции имеют независимый секретариат (аппарат) во главе с генеральным секретарем Службы судов правосудия, подотчетным непосредственно председателю Верховного суда.
Министерство юстиции назначает и контролирует административный персонал судов и осуществляет реформу судебных процедур.
Также в Таиланде наряду с общими действуют специальные суды. Трудовые споры рассматриваются Центральным трудовым судом, учрежденным в Бангкоке в 1980 г.
Продолжение...
 
Собственность иностранцев на землю
Тайским законодательством (Organic Law – National Land Act – Land Reform for Agriculture Act BE 2518, Working of Alien's Act BE 2521, Land Code BE 2497 и Control of Dwelling Place & Land Lease Act 2535) установлено, что иностранец не может владеть землей на праве собственности (на своё имя). Закон, вместе с тем, признаёт право так называемого узуфрукта (CCC # 1417), то есть иностранные физические лица имеют право только приобретать в собственность строения и здания, расположенные или строящиеся на участках земли.
Если иностранец желает приобрести землю и построить недвижимость (либо приобрести участок с уже имеющимися строениями), которая затем будет находиться в его владении, он имеет только 3 легальные возможности: либо арендовать землю (или расположенный на ней отдельно стоящий дом), либо создать компанию, доля капитала в которой этого иностранца составит не менее 40 миллионов бат, то есть это должна быть иностранная компания, действующая в Таиланде под управлением иностранного физического лица, либо создать обычную компанию, созданную по тайскому законодательству и на её имя приобрести участок земли и строения. Что же касается компаний, зарегистрированных в обычном порядке, то такие схемы, при которых уже несколько десятилетий иностранцы приобретали дома на имя создаваемой (часто специально для этого) компании с основным «тайским» капиталом, сейчас, то есть после 25 мая 2007 года, считаются противоречащими закону. Компания считается реальной только в том случае, если она фактически реально создана с участием 51% капитала тайских подданных, работает и выполняет уставные задачи, платит налоги, создаёт рабочие места для тайских подданных, а не только приобретает недвижимость – такие компании признаются судом несуществующими.
Если иностранец имеет желание проживать в Таиланде и не снимать жильё, а занимать собственное, у него есть варианты.
Продолжение...
 
Собственность иностранцев на строения и здания
1. Если иностранец желает, тем не менее, иметь свой дом, тот факт, что он не может приобрести freehold – абсолютное право собственности на земельный участок, не всегда является фактом, делающим такое желание неосуществимым. Если иностранцу формально нельзя быть собственником, то закон не запрещает ему являться владельцем. Хорошо и добротно составленный договор аренды земли может обеспечить фактическое пожизненное владение (без права собственности) землей.
Типовая схема договора аренды действовавшая до 2007 была полностью законной и прозрачной, она предусматривала предоплату арендных платежей за первый 30-летний срок и одновременно ещё на два 30-летних срока продления договора аренды (то есть, арендный договор раньше мог быть составлен так, что арендатор сразу платил арендодателю за 90 лет аренды). Уже тогда закон не позволял арендодателю впоследствии требовать расторжения договора. Единственная остающаяся для арендодателя лазейка – факт смерти или безвестного отсутствия арендатора. Что же касается наследников арендатора, хотя они и имели преимущественное право на заключение с ними договора, тем не менее, нечестный арендодатель вновь мог требовать внесения в договор новых условий, в том числе и по вопросу, связанному с суммой арендного платежа.
Последнее положение, действовавшее с 1971 года, было существенно скорректировано 25 мая 2007 года. Изменения в параграф 37 Земельного Кодекса гласят, что, отныне нельзя заранее оговаривать сделку по аренде земли сразу на 90 лет, а продлевать и оформлять договор аренды можно только при истечении текущего срока аренды. Все ранее выданные Сертификаты владений были «погашены» и каждый владелец земельного участка должен отныне каждый новый срок оформлять своё право на землю заново.
Продолжение...
 
Собственность иностранцев в кондоминиумах
Наиболее простой юридической формой приобретения иностранцами прав на недвижимость в Таиланд является собственность в жилищных кондоминиумах. С точки зрения законодательства – это единственная полностью законная форма обладания недвижимостью, исключающая всякие серые схемы, создание липовых юридических лиц (случись что с этим юридическим лицом, и участь приобретённой на его имя собственности последует за участью самого юридического лица), и риски потери собственности.
Покупка квартиры в кондоминиуме – форма приобретения собственности, позволяющая полностью распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению без ограничений, завещать её, закладывать, брать под неё кредиты и осуществлять любые прочие производные права. Квартиры в кондоминиумах могут приобретаться иностранцами в абсолютную (пожизненную и прямо наследуемую по закону и по завещанию) собственность.
Правила и процедуры здесь также несложные, но их соблюдение законодательство (National Condominium Act) признаёт обязательным и незыблемым. Несоблюдение процедуры оформления делает потенциально оспоримой сделку по покупке квартиры в кондоминиуме. В подавляющем большинстве жилищных кондоминиумов доля владений иностранцев на момент совершения очередной сделки не может превышать 49% от общего числа владений (если оформление сделки по купле-продаже совершено с нарушением данного требования, такая сделка по решению Land office может быть отменена). При этом покупатель для возврата себе своих денег должен доказать, что на момент сделки он был введён в заблуждение относительно реального соотношения владений в данном кондоминиуме. Правительство провинций имеет право проводить аукционы владений в кондоминиумах, если в течение ряда лет (свыше 3 лет) 51% квоту совладений тайские подданные не выкупают. Тогда аукцион позволяет приобрести квартиру иностранцу с превышением общей доли владений иностранными физическими лицами. При этом как показывает опыт, могут быть случаи оспаривания результатов аукциона, и тогда такая покупка для иностранца может окончиться не только отменой сделки, но и потерей затраченных денег, так как сделку суд может признать заведомо незаконной.
Существует два документа, удостоверяющих право собственности на приобретённую квартиру: свидетельство о праве собственности и паспорт владения. Оба они только на тайском языке, но в случае, если их получить не из рук посредников, а непосредственно в мэрии, то опасаться нечего.
Ряд жилищных кондоминиумов, расположенных в двух метрополитальных зонах (Бангкокская метрополитальная зона и город Паттайя) имеет полный 100% freehold для иностранцев, но таких кондоминиумов очень немного и стоимость квартир в них в десятки раз превышает средние цены на квартиры в столице и курортных городах.
Продолжение...
 
Трудовая деятельность иностранцев в Таиланде
Тайское законодательство (Organic Law – Alien Employment Act B.E. 2521) допускает легальную трудовую деятельность иностранных граждан на территории Королевства при условии, что иностранец законно проживает на территории Королевства (не в качестве туриста) с подтверждением данного факта и адреса проживания иммиграционными властями, что Министерством труда ему выдано специальное разрешение (work permit), и что он осуществляет трудовую деятельность по тем видам работ, которые законодательно не запрещены иностранцам.
Тайское законодательство не допускает въезд на территорию Королевства с целью осуществления работы по договору найма, заключенному за пределами Таиланда и не зарегистрированному Министерством труда. Генеральное направление законодательного регулирования труда в Таиланде направлено на приоритетное обеспечение трудовой занятостью собственного населения, снижение высокого уровня безработицы. Надо отметить, что время от времени возникают юридические споры между Министерством труда и иностранцами, осуществляющими трудовую деятельность о том, что собственно следует понимать под термином «трудовая деятельность» и относится ли к этому понятию труд, осуществляемый на безвозмездной основе. Так, в 2007 году Минтруда обратился в Верховный Суд Королевства Таиланд с иском о признании бесплатной работы иностранных педагогов-волонтёров трудовой деятельностью, поскольку закон говорит о том, что под трудовой деятельностью понимается любая физическая или умственная, а также творческая работа, осуществляемая на территории Королевства, независимо от того, получает ли конкретный работник официальное вознаграждение за её выполнение.
Перечень видов трудовой деятельности, занятие которыми для иностранцев не допускается, строго очерчен. По всем остальным видам трудовой деятельности, ограничений и запретов для иностранцев не существует, если такая деятельность осуществляется в соответствии с законом и на основании официального разрешения.
Отсутствие какой-либо профессиональной трудовой деятельности в списке запрещённых для иностранцев, ещё не означает, что по всем остальным видам работы любой иностранец может работать по найму. Например, иностранец-врач формально может работать по своей специальности в Таиланде, однако, для этого ему нужно иметь лицензию, выданную Минздравом Королевства, а это также весьма непросто, поскольку полученный в иностранном вузе медицинский диплом может оказаться невалидным здесь ввиду отсутствия соответствующего межгосударственного соглашения о нострификации дипломов. Срок подготовки врача к самостоятельной практике в Таиланде составляет около 14 лет, тогда как во многих странах этот срок значительно короче. Тем не менее, юридическая формалистика основывается на том, что потенциально иностранец может работать врачом. И таких примеров профессий, по которым отсутствует формальный запрет иностранцам заниматься трудовой деятельностью, а фактически такая возможность весьма призрачна, также немало.
Продолжение...
 
Правовая база экономических реформ
Cоздание правовой базы экономических реформ было начато кабинетом Чуан Ликпая с момента его прихода к власти в 1997 г., а спустя менее года первые подготовленные им документы поступили на рассмотрение в парламент. Их принятие является одним из условий выделения Бангкоку средств в рамках пакета помощи МВФ в 17,2 млрд.долл.
Разработанные правительством законопроекты встретили упорное сопротивление, прежде всего в сенате, поскольку в палате представителей правящая коалиция имеет большинство голосов. Кабинет Чуан Ликпая был обвинен в намерении «распродать страну». По мнению его оппонентов, предлагаемые законы выгодны лишь иностранцам в ущерб интересам таиландцев, они угрожают потерей суверенитета и превращением в колонию МВФ. Парламентская оппозиция приложила все силы, чтобы их провалить или по крайней мере выхолостить их суть. Были организованы публичные слушания, группа сенаторов даже совершила поездку в США для переговоров с руководством МВФ, чтобы убедить его в неприемлемости требований фонда для Таиланда.
Однако, несмотря на противодействие, правительство продолжало настойчиво проводить свою линию. Оно считало, что без этого невозможно выйти из кризиса, что принятие новых законов привлечет в страну иностранные инвестиции и создаст дополнительные рабочие места, активизирует торговлю, устранит протекционистские барьеры и откроет внешние рынки для таиландского экспорта, а закрытие неэффективных предприятий высвободит необходимые средства для оживления экономики. Законодательство будет приведено в соответствие с современными международными стандартами эпохи интенсивной торговли и финансовой либерализации.
Считалось, что пострадают от нововведений не простые таиландцы, а деловая элита, исповедующая патриархальные принципы семейственности и кумовства в бизнесе, неспособная эффективно действовать в условиях свободной конкуренции и приведшая страну к кризису. К последней относятся и сенаторы, выступающие против программы правительства, которые тем самым пекутся не о государственных, а о личных и корпоративных интересах.
Процедура прохождения новых законов через таиландский парламент обычно включает по трое слушаний – сначала в палате представителей, а затем в сенате. В случае внесения последним каких-либо изменений в документ, он вновь поступает в нижнюю палату на повторное утверждение, после чего передается на подпись королю и вступает в силу с момента опубликования в «Королевской газете».
Продолжение...
 
О государственном регулировании экспортно-импортных операций в Таиланде
Главным законом, регулирующим торговые операции в Таиланде, является Закон о контроле экспортно-импортных операций (Controlling Importation and Exportation of Goods Act; принят в 1979 году ), вводящий лицензирование на экспортно-импортные торговые операции с отдельными «классами» товаров.
Лицензирование экспорта пищевой продукции и сырья для пищевой продукции обусловливается необходимостью контроля и первоочередного обеспечения населения страны пищевыми товарами первой необходимости. Также по Закону о стандартизации экспорта (Export Standard Act (No.2); принят в 1979 г.) лицензированию экспорта из Таиланда подлежат операции с пищевыми продуктами, в том числе, сельскохозяйственная продукция (рис, сахар, кукуруза).
Государственная лицензия требуется и в случае импорта товаров, составляющих прямую конкуренцию аналогичным, производства Таиланда.
Такая процедура касается операций с пищевыми продуктами, сталью и металлом, минеральным сырьем, текстилем, бумажной продукцией, волокном, в том числе искусственным. Всего существует 45 «классов» импортных продуктов и товарных групп, на которые распространяется лицензирование.
Лицензированию экспорта из Таиланда, согласно положениям Закона о стандартизации экспорта (Export Standard Act (No.2); принят в 1979 г.), подвержены операции с пищевыми продуктами, в том числе, сельскохозяйственная продукция (рис, сахар, кукуруза).
В стране особому контролю подлежат переводы местными коммерческими структурами валютных средств за рубеж по импортным торговым операциям. (Для осуществления такого перевода требуется разрешение Комитета по валютному контролю - Exchange Control Committee). Создана система авторизованных банков, через которые осуществляются валютные переводы по предъявлению коммерческой контрактной документации (инвойс, счет-фактура, разрешение на импорт, если таковое необходимо для данной группы или «класса» товаров).
Стоит иметь ввиду, что таможенная очистка импортного груза не осуществляется до подачи на таможенный пост платежного сертификата, заверенного в одном из авторизованных отделений Центробанка Таиланда.
В случае перевода и получения валютных средств по экспортным операциям также имеется ряд процедур, регулируемых Комитетом по валютному контролю. Они предполагают затаможивание экспортируемого товара по предъявлению справки о выполнении покупателем контрактных условий платежа (справка также заверяется в авторизованном отделении Центробанка Таиланда по предъявлении копий контракта, аккредитива или акцептованного платежного поручения на перевод денежных средств зарубежным покупателем).
Расчет объема таможенного платежа регулируется Приложением к Таможенному Реестру (Customs Law B.E. 2469; принят в 1992 г.) и Таможенной тарифной регламентацией (Customs Tariff Decree B.E. 2503; принята в 1906 г.), которая, в свою очередь, основывается на Реестре товарно-номенклатурных групп согласно Брюссельской тарифной конвенции, охватывающей более 2000 видов и классов товаров. Однако, ряд считающихся в Таиланде стратегическими товаров имеют специальное тарифное обложение (рис, натуральный каучук, круглый лес, натуральный шелк, металлолом, морепродукты).
Процедура таможенной очистки импортируемого груза практически идентична международному стандарту. Подготовка таможенной документации ведется накануне прихода и досмотра самого груза на таможенном терминале. Предъявляется стандартный набор документации: инвойс или контракт, упаковочный лист, копия коносамента, заверенная импортная декларация, платежное подтверждение, заверенное авторизованным отделением Центробанка Таиланда. Для получения растаможенных товаров покупатель оплачивает импортную пошлину и производит регламентные таможенные платежи.
Продолжение...