You are here:     Главная arrow Этнос и демография
Этнос и демография


Этническая история
Территория Таиланда была заселена человеком уже с нижнего палеолита. В первые века новой эры на территории современного Таиланда возникают поселения городского типа, о которых можно судить по целому ряду дошедших до нас архитектурных и эпиграфических памятников. К числу самых ранних городов в долине Менама относятся Понгтук, Прапатом, Ситэп, Лопбури, Ратбури и др.
Далеким от разрешения является вопрос о месте формирования древнейших тайских племен. Языковой, антропологический и исторический материал дает право утверждать, что районом формирования тайских народов, местом обитания их предков в неолите был обширный район к северу и югу от р. Янцзы. Исследователи связывали с предками тай отдельные археологические находки в бассейне Янцзы, в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Гуандун. По одной из теорий в конце II – начале I тысячелетия до н. э., племенной союз I предков мяо-яо и тай распался, и с этих пор начинается самостоятельное развитие этих народов.
Предки тай занимали в Южном Китае области к востоку и югу от территории, заселенной тибето-бирманцами, и входили в состав древних юэ. Позднее тай составляли часть населения княжества Чу в районе центральной Янцзы и после поражения, нанесенного этому княжеству княжеством Цин, ушли на юг, а те, которые остались, были поглощены китайцами.
Большая масса тай сконцентрировалась в начале нашем эры на территории Юньнани. В середине VII в. здесь возникает государство Наньчжао. Оно простиралось на земли современного Шанского государства в Верхней Бирме, захватывало северные районы современных Таиланда и Лаоса. Многие ученые считают, что государство Наньчжао было создано тайским населением и управлялось тайскими правителями. Эту точку зрения развивали в своих работах некоторые европейские ученые.
Однако, не все исследователи разделяют точки зрения о создании Наньчжао тайскими народами. Оставляя открытым вопрос, были ли правители Наньчжао по этнической принадлежности тай, заметим, что государство это скорее всего имело многонациональный состав и тай составляли в нем довольно значительную часть населения.
Ко времени массового вторжения тай на Индокитайский полуостров они уже много столетий вели оседлый образ жизни, занимались земледелием.
Тайские народы пришли на территорию Таиланда в относительно позднее время.
Сложению государственных образований, по которому принято судить о времени прихода тай в Индокитай, предшествовало их медленное, растянувшееся на века проникновение на полуостров. Движение тайских народов на Индокитайский полуостров началось, по-видимому, в первые века новой эры. Ранее всего обосновались тай на землях современного Шанского государства в Бирме, а также в Северном Лаосе.
Продолжение...
 
Этнический состав
Таиланд – одна из наиболее однородных в расовом плане стран в Юго-Восточной Азии. 80% его населения, общей численностью 60 млн. человек, составляют представители тайской этнической группы. Довольно многочисленна группа этнических китайцев и небольшая доля малайцев. Национальные меньшинства Таиланда образуют камбоджийские, бирманские и вьетнамские эмигранты, а на севере обитают племена горных народностей.
Представители этнической группы таи (тхай) говорят на четырех различных диалектах, соответствующих четырем географическим регионам страны: Центральному, Северо-Восточному, Северному и Южному.
Примерно 36% от общей численности таи составляют тайцы Центрального региона, населяющие бассейн реки Тяупхраи. Они являются основной политической и социальной опорой. Кроме того, диалект этой группы признан официальным языком.
Наименее влиятельная в политическом и социальном плане группа населения – тайцы северо-востока (32% от общей численности таи), населяющие регион Исаии. Их диалект представляет собой красочную смесь тайского и лаосского языков.
Тайцы-северяне составляют всего 8% от этнической группы таи, а представители группы тхай пак тай из Южного Таиланда, населяющие районы, лежащие к югу от Бангкока до границы с Малайзией, считают себя отдельной народностью. Их культуру отличают характерные самобытные формы, а их речи свойственна чеканность и беглость. Процентная доля этой группы в составе таи также равна примерно 8%. Помимо четырех основных диалектов существует еще около десяти региональных диалектов.
Вторую по размерам этническую группу образуют китайцы. Их предки прибыли в страну в 1880-1930. Хотя в 1930-1940-х годах еще происходили конфликты на этнической почве, они не приобрели характер устойчивого противостояния, и к настоящему времени различия между китайцами и сиамцами в значительной мере сгладились.
Первыми, в конце XVIII в. переселились китайцы из провинции Фуцзянь. За ними последовали представители других южнокитайских провинций. Бедствующие и бесправные у себя на родине, они быстро нашли применение своим предпринимательским способностям в Бангкоке и довольно скоро разбогатели. Северный Таиланд стал в конце XIX в. центром миграции большого числа хуэй – китайских мусульман, бежавших от религиозных преследований во времена правления династии Цин.
Сегодня китайцы, составляющие около 11% от общей численности населения Таиланда, занимают ведущие позиции во многих секторах экономики и торговли, Успехи китайцев на коммерческом поприще вызывают у тайцев чувство стойкой обиды, но это никогда не выливалось в серьезный конфликт, и в Таиланде никогда не вводилось никаких юридических ограничений с целью воспрепятствовать успеху этнических китайцев.
Продолжение...
 
Демография
Численность населения Таиланда с начала XX в. возросла более чем в 6 раз, достигнув в 1976 г. 44 млн. человек.
В послевоенные годы резко увеличились темпы естественного прироста населения. На протяжении 20–30-х годов он находился примерно на уровне 1,8–1,9%, в 1947–1960 гг. повысился до 3,2%, а в 60-х – начале 70-х годов несколько снизился и составил 3,1%. Порайонные различия в величине естественного прироста сравнительно невелики.
С середины 50-х годов среднегодовой прирост населения составлял несколько более 3%.
По оценке на 2004 г., в Таиланде проживало 64,87 млн. человек. Численность населения страны за 1960-1990 удвоилась. Однако если в 1960-е годы темпы роста составляли 3% в год, то в конце 1980-х годов они снизились примерно вдвое (рождаемость 2,5%, смертность 0,8%). Около половины всего населения – лица моложе 30 лет.
На 2007 год общее население страны составляло – 65,1 млн. человек. Рост населения - +0,66% в год. Рождаемость – 17,73 на 1000 человек. Смертность – 7,1 на 1000 человек. Продолжительность жизни – 72,55 лет. Грамотность – 92,6% от общего населения. Возрастная структура – до 15 лет: 24%; 15-64 лет: 70%; 65 лет и старше: 6%. Возраст достижения совершеннолетия - 18 лет.
Мужчин в Таиланде на 0,2% больше, чем женщин. Немногим меньше половины населения страны составляют дети до 15 лет, и только около 4,5% приходится на долю людей преклонного возраста.
Внешние миграции оказывали влияние на динамику численности населения Таиланда примерно до середины текущего столетия: тибето-бирманские народы лаху, акха, лису, а также мео и ман мигрировали на территорию Северного Таиланда на протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца XIX в. Эти миграционные потоки, оказавшие существенное влияние как на этнический состав населения Таиланда , так и на его численность, резко сократились после второй мировой войны. Сейчас в Таиланде эмиграция превышает иммиграцию.
В октябре 2007 г. Куа Вонбунсин, профессор бангкокского Университета Чулалонгкона и известный специалист по вопросам демографии, выступил с довольно неожиданным заявлением. По его словам, Таиланду в ближайшее время угрожает демографический кризис.
Продолжение...
 
Тайская семья
Первым условием для появления ребенка является сложение нуклеарной семьи (супружеской пары), самообразование которой стимулируется как инстинктом продолжения рода, так и тем, что это единственный путь для полной социальной самореализации.
Свадебная церемония, предшествующая официальному началу совместной жизни молодой пары, является обязательным условием для признанию супружества в глазах общества. Однако, путь создания новой семьи используется только теми, кто может выполнить необходимое для заключения брака условие – внести плату за невесту. В случае, если назначенный семьей невесты размер этой платы чересчур велик для семьи молодого человека, выходом из положения является его бегство с любимой девушкой и поселение с ней в новом месте: спустя некоторое время сложившаяся таким образом семья, как правило, признается семьями родителей «беглецов» и деревенской общиной и возвращается в родные места. В некоторых деревнях к такому типу относится чуть ли не каждый второй из заключаемых молодыми людьми браков.
Девушки выходят замуж в возрасте от 17 до 27 лет, чаще всего в 21–23 года, молодые люди – в 22–30 лет, большая часть – в 24 года: до вступления в брак они должны отслужить два года в армии и несколько месяцев провести в монастыре. Переговоры о браке происходят при активном участии родителей молодых людей (если последние не перехватили инициативу и не решили своей судьбы самостоятельно), учитывающих прежде всего материальные преимущества планируемого союза. Однако при понятном желании способствовать заключению, удачного брака родители не спешат с этим, поскольку взрослые дети – большая помощь семье.
Общественное мнение предписывает будущему мужу такие качества как религиозность, богатство, трудолюбие. При этом девушки считают эти качества в числе важнейших, отводя второстепенное место таким показателям, как любовь и внешняя привлекательность.
Однако при достаточно сильном подавлении личностного начала при устройстве брака родителями – с упором на практические аспекты – последнее слово все-таки остается за девушкой, и внушаемый с детства страх перед воображаемой перспективой 500 раз возрождаться в образе бешеной собаки удерживает юношу от использования колдовства для принуждения к любви сопротивляющейся девушки.
В случае добрачной беременности девушки родители ее, как правило, заставляют «соблазнителя» жениться на ней. В этнографической литературе не встречается семья, состоящая из матери-одиночки и ее ребенка (или детей).
Продолжение...
 
Миграция
В стране наблюдается внутренние миграции населения, особенно сельского. Основными центрами притяжения безземельных крестьян являются провинции Северного, Северо-Восточного и Южного Таиланда, где еще имеются незанятые и пригодные для возделывания земли. Переселение крестьян происходит преимущественно стихийно и лишь в незначительных масштабах организуется правительством. В поисках заработка крестьяне направляются также на промышленные предприятия, расположенные и в городах, и в сельской местности.
Продолжение...
 
Вероисповедание
Около 95% населения Таиланда исповедуют буддизм тхеравады. Признанный официальной религией страны, он формирует ядро современной тайской культуры. Именно буддизм и его система ценностей, основной акцент в которой традиционно делается на святости семейных уз, дружбы и социальной гармонии, формирует в большой степени ту почву, на которой держится относительная гармоничность тайского общества.
Буддийское учение отвергает идею всемогущества одного верховного бога или нескольких божеств. В нем отсутствует понятие божественного управителя, определяющего судьбу каждого отдельного индивида. В то же время буддизм и не трактует жизнь человека как цепочку свободных волеизъявительных актов, совершаемых им. Напротив, согласно буддийской философии, жизнь каждого конкретного человека обуславливается кармой, приобретенной им в предыдущих жизнях, из чего следует, что только поведение индивида определяет ход его жизни и ни один бог не может изменить следствия, причинами которых являются поступки людей. Зло не должно прощаться, и совершающий его должен понести наказание, в то время как праведные дела будут вознаграждены.
Тайцы верят, что счастье, богатство или власть на земле обретают люди, пришедшие в этот мир с хорошей кармой, тогда как бедность и страдания – результат недостойного поведения в предыдущих воплощениях. Человек, наделенный в этой жизни богатством, властью или влиянием, заслужил это благодаря достойной всяческих похвал прошлой жизни.
Фундаментальной для буддизма является вера в четыре Благородные Истины, познанные Буддой в момент его просветления: жизнь есть страдание; источником всех страданий являются желания или стремления к чему-либо; избавление от страданий можно обрести через отказ от желаний. И четвертая истина говорит, что преодолеть желания и страсти можно, если следовать так называемым Восьмеричным путем. Восемь шагов на пути к освобождению включают: правильное видение (осознание четырех Истин), праведные намерения, праведную речь, праведное поведение, праведное существование, правильный самоконтроль, правильное мышление и правильную концентрацию (медитацию). Первые два принципа восьмеричного пути касаются мотивации поступков. Следующие три принципа воплощают в себе моральный кодекс, и, наконец, последние два принципа отражают праведный путь к верному постижению человеческого бытия и его целей. Результат следования восьмеричному пути – просветление и достижение нирваны – конечного блаженного состояния. Восьмеричный путь называют также «Срединным путем», поскольку он предполагает отказ от крайностей в поведении.
Продолжение...
 
Ислам
Мусульмане проживают в 26 провинциях страны, наибольшее число их в южной части Таиланда, где в четырех провинциях – Паттани, Наративат, Яла и Сатун – они составляют большинство населения.
Мусульмане являются в основном суннитами, последователями имама Шафии, некоторые придерживаются шиитского толка, а пакистанские мусульмане считают себя адептами имама Абу-Ханифа.
Центральный исламский комитет Таиланда – руководящий орган мусульман. В состав комитета входят 24 представителя провинциальных исламских комитетов. Возглавляет комитет Шейх-уль-Ислам, или Чула Ратча-монтри, назначаемый королевским декретом и являющийся одновременно государственным советником по делам мусульман при министерстве внутренних дел и министерстве образования. Центральный комитет входит в контакт с правительственными учреждениями и защищает интересы всех мусульман страны.
Исламские религиозные комитеты организованы в тех провинциях, где существуют мусульманские общины. Каждый комитет состоит из 7–15 членов, избираемых из имамов. Провинциальный комитет защищает интересы мусульман провинции и решает споры между мечетями.
В целом в Таиланде насчитывается около 1400 мечетей, духовенство которых избирается народом и состоит из трех лиц: имама, кхатиба и билала, или муэдзина. Кроме того, при каждой мечети имеется комитет, который заботится о религиозной жизни верующих, ремонте мечети и сборе вакфа, или на лога на имущество. Большую роль в религиозной жизни играют люди, посетившие Мекку. Ежегодно в Мекку отправляется свыше 2 тыс. паломников-мусульман.
Днем дети мусульман посещают государственные тайские школы, а вечером многие идут в мечеть, где изучают Коран. После окончания начальной школы (4 класса) некоторые переходили в религиозные школы пондок, что означает «хижина». Школа представляет собой дом мусульманского учителя, вокруг которого стоят хижины учеников. Эти школы (около 200) распространены на юге страны. В пондоке учатся от нескольких до 500 учеников, все зависит от квалификации и популярности наставника. Учитель не берет платы. Учащиеся сами готовят еду и даже выращивают рис и овощи, чтобы прокормить себя.
Длится обучение от 15 до 20 лет. Изучается малайский и арабский языки, Коран, мусульманский ритуал. В школу принимают с 14 лет, возраст не ограничивается, встречаются пятидесятилетние, ученики. Те, кто хочет получить высшее образование в Бангкоке, поступают чаще всего в исламский колледж, окончание которого дает привилегии при поступлении в университет. Многие богатые мусульмане едут учиться в Египет или Саудовскую Аравию.
В стране существует около 150 мусульманских ассоциаций, организаций и благотворительных обществ.
Мусульмане провинций Соигкхла и Хатяй разделены на две секты. Наиболее образованные и зажиточные городские мусульмане называют себя вахабитами, или «но вой сектой», стремящейся очистить ислам от анимистических верований и ориентирующейся па западный образ жизни, а сельское население считает себя приверженцами традиционных форм ислама и причисляет себя к «старой секте».
Продолжение...
 
Христианство
В 1555 г., в Таиланде повились первые христианские миссионеры, а в 1664 г. Аютхая была сделана штаб-квартирой общества иностранных миссий, откуда распространялось христианство по всему Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии.
К 1680 г. около 600 тайцев было обращено в христианство, в дальнейшем успехи христианских миссионеров были гораздо скромнее. В 1802 г. в стране было всего 2500 христиан-католиков. С начала XIX в. активность христианских миссионеров заметно усилилась.
Протестантские проповедники начинают работать в Таиланде с 1828 г. В 1837 г. в Бангкоке строится протестантская церковь, первая на Дальнем Востоке, известная как баптистская церковь Майтри Чит, в том же году была организована просвитерианская иностранная миссия, на базе которой впоследствии (в 1934 г.) была создана церковь Христа в Таиланде, пользующаяся влиянием на севере страны. В 1903 г. в г. Накхопатоне начали вести пропаганду миссионеры из секты учеников Христа; в 1918 г. в Бангкоке появляются «адвентисты седьмого дня», затем проповедники из христианского и миссионерского альянса, американские баптисты, братья во Христе, пятидесятники и др.
В 1972 г. в стране было около 150 тыс. католиков и свыше 30 тыс. протестантов. Влияние и рост католической общины объясняются в первую очередь ее ролью в системе образования страны. Католические колледжи при общине «Братья святого Габриэля» считаются лучшими в стране средними и специальными учебными за ведениями, а всего католическая церковь имеет около 150 школ, большинство из них дают среднее образование. Из протестантских общин наиболее многочисленной является церковь Христа в Таиланде, имеющая 149 объединений и насчитывающая около 30 тыс. последователей. В начале 1972 г. в Таиланде, главным образом в северных и южных районах, населенных национальными меньшинствами, действовали 766 протестантских миссионеров.
Продолжение...
 
Расселение
Одной из важных тенденций современного этапа социально-экономической эволюции Таиланда является ускорение: процесса урбанизации и развитие городов. Интенсивнее всего эти процессы происходят в районе активно растущей столичной агломерации Бангкок единственном крупном городском центре страны. По индексу централизации городской структуры Таиланд занимает одно из первых мест в мире. В конце 90-х гг. по численности населения Бангкок почти в 30 раз превосходил второй по величине город Накхонратчасима.
По данным национальной статистической службы, в 2000–2001 гг. число жителей Бангкока вместе с пригородными районами превысило 10 млн. человек, что составило 16% населения страны и более 60% городского населения. В настоящее время столица Таиланда – это промышленный, финансовый, торговый, культурный центр. Здесь производится более половины стоимости ВВП и сосредоточено более 50% всех промышленных предприятий страны, в том числе подавляющее большинство высокотехнологичных производств.
Официально территория Бангкока подразделена на 50 дистриктов (кхетов) – небольших районов, управляемых местной администрацией, подчинённой губернатору. Дистрикты, в свою очередь подразделяются на 154 небольших района (квэнг). Однако, в обиходе пользуются названиями довольно обширных районов города, закрепившимися уже очень давно. Иногда эти названия совпадают с официальными названиями дистриктов, но чаще – это исторически сложившиеся названия.
Относительно старые районы, расположены на западном берегу Чао Прайи. Они начинали осваиваться ещё в период, когда Тонбури был столицей Сиама (в XVIII веке): Тонбури, Бангкок Яй, Бангкок Ной, Банг Плад. Самыми центральными, расположенными в исторической части города на восточном берегу Чао Прайи, являются районы Раттанакосин, Пра Накхон, Банг Лампу, Пахурат, Чайнатаун, Дусит. Далее к востоку расположены районы, где находятся основные торговые центры и офисы крупных компаний: Помпрап Саттрупай, Патумван, Саямсквэр, Ратчатэви. Несколько южнее и юго-восточнее – также районы деловых центров, шоппинг-центры, а ближе к окраинам города и жилые кварталы: Банграк, Силом, Сатхорн, Ваттхана, Сукхумвит, Лумпини, Клонг Тэй.
Особенно активное строительство и расширение города велось с середины 80-х годов, когда Бангкок преобразился буквально до неузнаваемости и стал одним из крупнейших городов мира.
Продолжение...
 
Язык
В языковом отношении Таиланд представляет собой многоязычную страну, в которой распространены языки, относящиеся к разным лингвистическим семьям и группам. Прежде всего, это тайские языки – тай, лао, юан, шан, лы, кен, пуан, нанг, сэк и др.; китайский язык; тибето-бирманские языки – ака, лису, лаху, качин; каренские языки; малайско-полинезийские языки – малайский, мокен; монкх-мерские – кхмерский, монский, куй, тин, кха-му, чаобои и др.; мяо-яоские языки; вьетнамский язык; новоиндийские языки – урду, бенгали и некоторые другие языки, с небольшим числом говорящих на них людей.
Тайский язык занимает господствующее положение или язык этнического большинства страны – тайцев. Он является государственным языком Таиланда, обслуживает все сферы общественной жизни, а также средства массовой коммуникации. Кроме того, он выступает языком-посредником для представителей национальных меньшинств страны.
Языки национальных меньшинств не имеют официального статута и служат главным образом частным средством общения в замкнутых национальных общинах. Из языков национальных меньшинств наиболее самостоятельное положение занимает китайский, представленный в Таиланде главным образом своими южными диалектами. Он распространен среди многочисленного китайского меньшинства в Таиланде, на нем издается довольно обширная литература, а также большое число периодических изданий, он преподается в китайских школах. Языки остальных нацменьшинств используются только как средство общения в рамках данного языкового коллектива.
Благодаря культивированию тайского языка среди китайцев, малайцев и прочих нацменьшинств, проживающих в Таиланде, получило распространение двуязычие.
Тайский язык входит в так называемую тайскую группу языков, распространенных на обширной территории от Ассама, на западе, до китайской провинции Гуанси, на востоке. Среди языков тайской группы тайский язык – один из наиболее развитых. На нем имеется обширная литература, берущая начало в своей письменной традиции с конца XIII в.
В разное время и разными авторами тайские языки связывались то с китайско-тибетскими, то с аустронезийскими (малайско-полинезийскими), то с мон-кхмерскими или вьетнамским языками. Все эти классификации основаны на наличии в тайских и других языках Юго-Восточной Азии, а также в китайском языке общих или сходных материальных и типологических черт. Однако пока остается неясным, какие из этих черт являются унаследованными от общего праязыка, если такой был, какие результатами заимствования и взаимовлияния и какие – просто случайным совпадением.
Продолжение...