You are here:     Главная arrow Культурное наследие
Культурное наследие


Сиамское общество
Основанное в 1904 году сиамское общество, главная культурная организация в Таиланде . Оно издает книги и научный «Журнал Сиамского общества», а также заботится о сохранении традиционной тайской культуры. Для тех, кто намерен серьезно изучить культуру и историю Таиланда, посещение его штаб-квартиры, безусловно, пойдет на пользу.
Научно-исследовательская библиотека и архив занимают два этажа штаб-квартиры общества в здании Чалем-пхракиат. В этом же здании находятся художественная галерея и лекционный и зрительный зал. Лекции читаются как тайскими, так и западноевропейскими учеными. Но, пожалуй, лучшее из всего, что предлагает это общество посетителям, – это регулярные экскурсии, включая храмы и археологические стоянки, а также участие в празднествах по всему Таиланду.
На территории штаб-квартиры общества располагается здание Камтхиенг, насчитывающее около 180 лет. Этот традиционный тайский деревянный дом некогда находился в Чиенгмае, в Северном Таиланде. В 1960-е гг. по инициативе Сиамского общества он был разобран и перенесен в Бангкок . В настоящее время в этом доме располагается этнологический музей, собрание которого дает всестороннее представление о культуре и быте народов Северного Таиланда.
Продолжение...
 
Тайский язык
Тайский язык принадлежит юго-западной ветви тайских языков. Близок к лаосскому языку. Государственный язык Королевства Таиланд, язык межэтнического общения. До переименования Сиама в Таиланд (1939 г.) назывался сиамским языком . Общее число говорящих – около 30 млн. человек.
Тайский алфавит используется в тайском языке и в языках меньшинств Таиланда. В алфавите 44 согласных буквы, 4 согласных вне основного алфавита (две из которых в настоящее время не используются), по крайней мере, 28 гласных форм и 4 диакритических знака для обозначения тонов. Согласные пишутся горизонтально слева направо, в то время как гласные располагаются сверху, снизу, слева или справа от соответствующего согласного.
В отличие от латиницы или кириллицы в тайском алфавите не различаются строчные и прописные буквы. Пробелы между словами обычно не ставятся; чтение упрощается тем, что большинство тайских слов односложны. Предложения разделяются пробелами.
Существуют особые тайские цифры, однако обычно используются индийско-арабские.
Тайский алфавит, видимо, происходит от древнекхмерского письма, которое является южно-брахмическим стилем письменности, называемой «ваттелутту». Ваттелутту была также известна под названием «паллава» таким исследователям как Джордж Сед. Согласно традиции, алфавит был создан в 1283 году королём Рамкхамхенгом Великим.
В тайском алфавите 44 согласных буквы, обозначающих 21 согласный звук. Буквы-дублеты представляют различные согласные из санскрита и пали, одинаково произносимые в тайском. Их продолжающееся использование объясняется наличием заимствованных слов с разным значением, которые в тайском являются омофонами. Согласные подразделяются на три класса – нижние, средние и высокие – каждый определяет тон следующего гласного. Кроме того, четыре символа, обозначающих сочетания согласный + гласный не включены в число 44.
Несмотря на то, что Королевским Тайским институтом утверждён официальный стандарт записи латиницей, многие издания используют различные системы романизации. В повседневной практике сбивающее с толку многообразие используемых систем романизации делает сложным определение произношения слова или оценки, если два слова (т. е. на карте и дорожном знаке) являются на самом деле одинаковыми. Более точная информация представлена в данном эквиваленте Международного фонетического алфавита.
Продолжение...
 
Тайский характер
Таиланд называют «страной улыбок». Зарубежные гости поражаются улыбчивости местных жителей. Но не все здесь так, как кажется на первый взгляд. На самом деле тайцы различают 13 типов улыбок. Даже для выражения отсутствия самого желания улыбаться у тайцев есть улыбка - йим май ау - «я пытаюсь улыбаться но я не могу улыбаться».
Все, что ни делают тайцы, – даже если это самая грубая, трудоемкая и скучная работа, – должно совершаться с санук (желанием веселиться), иначе не стоит вообще за это браться. Веселый нрав тайцев вовсе не означает, что они не умеют упорно трудиться и не прилагают никаких усилий для достижения какой-либо цели в жизни.
Любое действие, характеризующееся как май санук (безрадостное), осуждается. Пожимание плечами, сопровождающееся словами май пен рай, – это жест, свидетельствующий о решимости тайца не вступать в конфликт. Нельзя преуменьшать и важность мимики в тайском обществе. Май пен рай - это термин, использующийся, чтобы загасить конфликт, преодолеть смущение и выйти из затруднительного положения.
Эти особенности тайского характера преломляются и в господствующей в этой стране религии – буддизме со свойственными ему заповедями отстраненной созерцательности жизни и «неосуждения» большинства человеческих поступков и слабостей. Буддизм традиционно ценит уважение, спокойствие и проницательность.
Продолжение...
 
Религия
В III в. до н.э. посланные индийским императором Ашокой миссионеры во главе с Соной и Утаром пришли на территорию Индокитая и начали проповедовать буддизм .
Сейчас практически все население в Таиланде – буддисты. Мусульмане (малайцы и выходцы из Индии) составляют 4% населения и проживают в основном на юге страны. Христиан менее 1% (как правило, это иностранцы).
Таиландские ученые обычно выделяют четыре основные формы буддизма, оказавшие влияние на формирование тайского буддизма: буддизм тхеравады, или южный буддизм; буддизм махаяны, или северный буддизм; бирманский, или паганский буддизм; цейлонский буддизм (Ланкавамса). Подобное сочетание форм буддизма нам представляется неправомерным, хотя это вопрос спорный. Вероятно, при определении буддизма следует различать, о каком буддизме идет речь – о популярном или монастырском. Монастырский буддизм можно подразделять на школы и направления (стхавиры, мадхьямики, йогочары, чань, амидизм, тантрический, ламаизм, Хинаяна, Махаяна), а популярный буддизм лучше рассматривать как национальные формы буддизма (цейлонский, китайский, тибетский, таиландский, бирманский и т. д.). Национальные формы буддизма складываются в процессе амальгамации философских доктрин различных школ и религиозно-этической системы буддизма с культурным комплексом и религиозными верованиями местного населения. Исходя из этих предположений, нам кажется правильнее говорить о влиянии на тайский буддизм махаянских форм буддизма, южного буддизма или тхеравады и сингальского буддизма толка Махавихары.
К XIII–XIV вв. районы, в которых доминировали перечисленные формы буддизма, в свою очередь, в течение многих веков, до появления тайских государств, подвергались нашествиям и колонизациям различных народов; в этих районах существовали, сменяя друг друга или совместно, различные формы буддизма и пуранических религий.
Наиболее древним очагом цивилизации на территории современного Таиланда считается центральная часть страны. Китайский пилигрим Сюань Цзан в середине VII в. посетил царство Долободи, которое находилось к западу от Камбоджи. Это название, в своих многочисленных вариациях, соответствует названию государства Дваравати, которое сохранилось в официальных наименованиях сиамских столиц: Аютии (основана в 1350 г.) и Бангкока (основан в 1782 г.). Так полное название Аютии – Крунг Девамаханагара Парава Два равати Си Аютья Махатилака Пхаванаваратна Рачадха ни Пурирамиа. Кроме того, в нижнем течении Менам а от Лопбури на севере до Ратбури на юго-западе и Прачинбури на востоке, найдены археологические и эпиграфические материалы буддийского происхождения, которые содержат сведения о существовании в этом районе государства Дваравати , известного в IX в. как Лаво, ил; Лопбури. Надписи Након Патома и Лопбури на архаичном монском языке доказывают, что население Дваравати было в основном монским.
Продолжение...
 
Литература
Роль фольклора в общественной жизни средневековых таи и влияние его на художественную литературу велики. Таиландские литературоведы признают, что их классическая литература построена на «основе народных сказок, которые передавались устно от поколения к поколению». Большую роль в фольклоре таи играет поэзия. Морфологическая структура тайского языка позволяет легко рифмовать слова, и, вероятно, это было одной из причин развития у таи всевозможных поэтических игр, импровизаций и стихотворных соревнований. Нередко и теперь настоятель местного монастыря читает в стихах традиционную религиозную проповедь или сочиняет на месте элегию о покойном. Всякого рода песни, начиная от экспромтов на бытовые темы и кончая эпическими поэмами классического репертуара, исполняемыми под аккомпанемент, популярны до сих пор.
В древние времена жизнь таи была тесно переплетена со всевозможными поверьями и обрядами. Пословицы и поговорки тайского народа содержат житейские множество заговорных формул, или мантр, которые применялись при лечении, для внушения любви, при обработке земли, при строительстве. Активный жизненный опыт таи выражали в форме кратких устных афоризмов – пословиц наблюдения («Если слепой ведет слепого, ссоры не миновать»; «В стране кривых старайся быть кривым»; «Слушая торговца, будешь жить десять тысяч лет, разговаривая с монахом, будешь умирать тысячу раз на день»), охотничий опыт («Близ пещеры тигра позаботься об огне»), трудовые заповеди («Любые товары не стоят участка земли»), отмечены обычно живым и метким народным юмором: «Хитрец переносит пучки соломы, а простак – бревна», «Торопится хозяин – торопится и конюх и надевает удила на хвост лошади», «Отнять мясо у мыши, чтобы накормить слона», «Бегущего слона за хвост не остановить», «Выращивать рис на чужой спине» и т. п.
Также разнообразны тайские сказки. В них встречаются сюжеты и художественные приемы, заимствованные из фольклора Индии, а также у кхмеров, монов, ханьцев, индонезийцев и других народов, но в то же время их отличает ряд характерных особенностей. Мало распространена в Таиланде волшебная сказка, зато популярностью пользуется бытовая сказка, в особенности сказки, обличающие разнообразные человеческие пороки, и сказки о монахах.
Продолжение...
 
Особенности тайской архитектуры
Культурный облик стран Юго-Восточной Азии складывался не одну сотню лет и не раз претерпевал изменения, обусловленные влиянием различных религий и народов. Огромная роль индийской цивилизации, принесшей сюда индуизм и буддизм, мощное культурное влияние Китая, наконец, укрепление ислама в некоторых странах (Малайзия, Индонезия), - все это определило своеобразие региона. В каждой стране, входящей в Юго-Восточную Азию, сложился характерный тип искусства.
Бурное развитие традиционная культура получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Таиланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным.
До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Таиланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.
Как и в соседних с Таиландом странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников можно встретить при входе или на территории буддистских монастырей, на площадях городов.
Ираван – многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции Таиланда Самут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.
Продолжение...
 
Культовая архитектура
Буддизм не нуждается в храмовых службах в привычном христианам понимании. Строго говоря, все буддистские сакральные сооружения не совсем верно называть храмами. В русской дореволюционной литературе, например, использовался термин кумирня (место, где язычники поклоняются идолам-кумирам), однако сейчас принято описывать архитектурные сооружения и обряды буддистов в традиционных церковно-религиозных терминах.
Основное культовое сооружение буддистовступа - возникло в Древней Индии. Ступа первоначально представляла собой холм земли, курган над захоронением. Чтобы сохранить холм в период дождей, его стали обкладывать камнем, возводили на постаменте, на вершине сферического сооружения помещали реликварий кубической формы - хармика и шпиль - яшти, увенчанный дисками-зонтиками - чхатра, тхи.
Ступа - модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное навершие - древний символ верховной власти .
Кроме того, ступа призвана выражать идею незавершенности мироздания, связанную с космологическими представлениями народов Востока, которые считают, что окончательное завершение возможно только тогда, когда наступит конец света. Поэтому строительство ступы постоянно продолжается.
Ступа ориентирована по сторонам света, взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с четырех сторон, однако самая священная лестница находится на востоке. Форма многоярусного культового сооружения, закрытого для входа, под которым или внутри которого замурованы реликвии – священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды, – была заимствована из Индии многими народами, принявшими буддизм, но воплощалось такое сооружение у разных народов по-разному.
В странах Юго-Восточной Азии Учение Будды распространилось через миссионеров из Шри-Ланки, и именно шри-ланкийский (а не индийский) тип ступы – да-гоба стал образцом для зодчих Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Лаоса, Явы.
Продолжение...
 
Светская архитектура
Тайская гражданская архитектура имеет много общего с культовым строительством . Для жилых зданий используют сборные панели из тика – основного строительного материала тайцев. В разных регионах страны развились свои стили гражданской архитектуры. Светские постройки Центральной равнины , быть может, наиболее близки стилю храмовой архитектуры. Пруды и сады добавляют комплексам утонченности и изящества. Прекрасный образец такого стиля - дом Джима Томпсона.
Традиционная тайская архитектура начала приходить в упадок в начале 1900-х гг., когда местные стили стали уступать позиции западным, а иногда и смешиваться с ними. Последние годы ознаменовались строительством ряда отелей в традиционном тайском стиле – результат был просто потрясающим. Одним из лучших примеров тому – отель «Сукхотхай» в Бангкоке.
Таиландская деревня, сколько бы домохозяйств она ни включала, обычно имеет линейную планировку, т. е. состоит из одной улицы, к которой выходят боковые переулки, ведущие к отдельным домохозяйствам или к кусту их. Обычно усадьба (домохозяйство) огорожена живой, часто колючей изгородью, скрывающей двор. Во дворе расположены жилой дом, амбар, птичник, сарай-навес для орудии труда и крупорушки. Жилой дом, амбар, а часто и «хлева» (платформы на случай затопления) строятся на высоких (до 1,5 м) сваях. Особенно высоки сваи домов в центральном Таиланде, где главный фасад дома, как правило, обращен к каналу или реке.
Дом в плане прямоугольный. Обязательно наличие двух-трех комнат: общей комнаты, помещения для взрослых девушек и кухни. По переднему фасаду дом обрамлен верандой, уровень пола которой ниже, чем в остальных помещениях. Обычно в доме, скрытом во дворе, веранда имеет лишь крышу. В домах, открытых накапал, веранда часто снабжена передней стенкой-барьером до 1 м высотой. Веранда служит местом отдыха семьи, здесь едят, здесь принимают гостей. Иногда веранду превращают в мастерскую ремесленника и лавку сбыта его продукции покупателям, проплывающим по каналу в сампанах или на лодках-долбленках.
Жилое строение обычно одноэтажное, во всех случаях каркасное, с двухскатной или четырехскатной крышей, коньковая балка которой часто имеет искусственный или естественный прогиб. Впечатление седлообразности крыш общественных зданий увеличивается тем, что выступы коньковой балки оформляют чаще всего в виде головы змеи или дракона, причудливо вздернутой кверху. Каждая из пристроек и веранда имеют особую крышу, сообщающуюся с основной в качестве ее подъяруса. Степы дома в большинстве случаев представляют собой плетенные из бамбуковой дранки маты. Пол, перекрытый бамбуковым «горбылем» (т. е. продольно расколотыми стволами), затянут циновками. Крыша по конструкции аналогична лаоской.
Продолжение...
 
Влияние индийской культуры
Древние государства Юго-Восточной Азии использовали систему управления, изложенную в «Артхашастре» («Трактат о политике и государстве»), индийскую астрологию и индийские календари. Индуистские брахманы ввели практику обожествления местных правителей путем их отождествления с одним из высших индуистских божеств – Шивой, Вишну или Харихарой (божество, соединяющее черты двух первых).
В основе государственной религии лежал культ царского лингама (фаллического символа), в котором концентрировалась магическая сила бога-царя, обеспечивавшая благоденствие государства. Священные тексты записывались на санскрите - исключительно письменном языке, а говорили священнослужители на языке, родственном разговорному древнеиндийскому. Все ранние литературные произведения народов Индокитая написаны палийским письмом, родившимся на Цейлоне и распространившимся в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом .
К концу II в. н.э. первые находившиеся под индийским влиянием государства появились в дельте Меконга, на побережье современного Вьетнама, к югу от Хюэ и на севере полуострова Малакка.
В III в. до н.э. посланные индийским императором Ашокой миссионеры во главе с Соной и Утаром пришли на территорию Индокитая и начали проповедовать буддизм.
Сейчас практически все население в Таиланде - буддисты. Мусульмане (малайцы и выходцы из Индии) составляют 4% населения и проживают в основном на юге страны. Христиан менее 1% (как правило, это иностранцы).
Повсюду можно встретить священные цветы - лотосы и их изображения, черепах - символ долголетия, украшения из нефрита - камня, который называют «душой Востока», «радужным цветком грез, сотканным из тонкой паутинки красоты». Буддистские ритуалы сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев: день рождения, бракосочетание, переезд на новую квартиру, похороны, открытие новой фирмы, покупку автомобиля.
Что касается санскрита, то в наше время древнеиндийский язык санскрит в Азии, как и латинский в Европе, широко не употребляется. Исторически вышло так, что на санскрите записано много священных текстов народов Индии и Индокитая. Санскрит – язык древних индийских Вед (само это слово – однокоренное русскому ведать, знать) – сборников текстов, передающих откровение, ставшее известным древним мудрецам. Санскрит относится к индоевропейской семье и очень близок славянским языкам. В современном русском можно найти сотни слов, родственных тайским.
Продолжение...
 
Керамика
Большая часть керамической продукции производится на севере Таиланда. Наиболее известны серовато-зеленые, зеленые, коричневые или синие статуэтки, лампы, пепельницы; характерной особенностью этих изделий является тонкая глазурь. Обычная керамика – от горшков до обеденных наборов – также отличается богатством цвета и рисунка.
В Таиланде производятся разные виды керамических изделий, в том числе и великолепные, покрытые зеленоватой глазурью селадоны. Наибольшей известностью пользуются пышно расписанные эмалями керамика и фарфор в стиле бентяронг («пять цветов»), зародившегося еще во времена китайской династии Мин (1368–1644 гг.). Традиционные узоры бентяронг состоят из тонко переплетенных растительных элементов, выполненных пятью красками – красной, зеленой, желтой, синей и белой. Изделия бентяронг разнообразны - от горшков и ваз до столовых сервизов.
Народы горных районов мяо (монг), мийэнь (яо), лису, лаху, аха и карены известны яркими вышивками с геометрическим и растительным орнаментом, которые используются для украшения рубашек, курток, сумок и других предметов личного обихода.
Хотя местное серебро и невысокой пробы, благодаря тонкому искусству тайцев оно ценится в изделиях (ожерелья, диадемы, браслеты и кольца), Изготавливаются также ножи, трубки и тыквенные флейты, которые выглядят и звучат как шотландские волынки.
Продолжение...
 
Лаковые изделия
Лаковые изделия из Северного Таиланда бывают двух типов: черно-золотые и матово-красные, с черными или зелено-желтыми узорами. Изготавливая черно-золотые изделия, ремесленники выполняют роспись растворимыми в воде красками, оставляя незакрашенными участки под золотые фрагменты, после чего вся поверхность изделия оклеивается сусальным золотом.
Продолжение...
 
Корзинки
Из трав и древесных веток в Таиланде делают лампы, коробки, столы, цветные циновки, сумки, тапочки. Из прутьев и бамбука изготавливают ящики и другую мебель, а также подушки. Жесткая трава янь-липао, которая по толщине напоминает ракитник, служит для плетения сумок.
Продолжение...
 
Инкрустация перламутром
Применение перламутра в декоре было известно еще в период Дваравати. Расцвет техники инкрустации перламутром происходит в период поздней Аюттхаи и Бангкокую эпоху, когда она широко применялась для украшения дверных створок и ставен в храмах, а также предметов мебели и различных сосудов.
Продолжение...
 
Чернь
Это утонченное ремесло привнесли в королевство, вероятно, португальские купцы. На протяжении нескольких веков центром искусства черни был Накхонситхаммарат. В последнее время ремесло переживает свое возрождение во всей стране. На серебряную, а иногда и золотую, поверхность наносится рисунок. Затем фон углубляется и заполняется амальгамой из черных металлов (черневым сплавом). В результате создается темный фон, на котором выделяется рельефный узор.
Продолжение...
 
Изделия из серебра
Согласно легенде, в конце XIII в. 500 семейств серебряных дел мастеров бежали, спасаясь от монгольских завоевателей, из Мьянмы в Чиенгмай. И ныне в этом регионе производятся одни из самых утонченных серебряных изделий во всей Азии.
Продолжение...
 
Зонтики и веера
Расписные зонтики и складные веера делают из дубильной коры (часто тутовых деревьев), шелка или хлопка. Бамбуковую основу расщепляют вручную, а отверстия проделывают смычковой дрелью с ножным приводом. Изделия расписывают вручную.
Продолжение...
 
Резьба по дереву
В 1989 г. в Таиланде был введен запрет на лесозаготовки, и тем не менее резьба по дереву до сих пор остается одним из ведущих тайских ремесел. В наши дни мастера используют преимущественно лес, импортируемый из Мьянмы, а также запас лесоматериалов, конфискованных у незаконных лесозаготовщиков или оставшийся от обветшалых строений. Кроме того, несмотря на борьбу с браконьерами, нелегальная вырубка леса до сих пор имеет место в Таиланде, и вполне вероятно, что некоторые изделия, продающиеся на рынках, изготовлены из дерева, полученного таким способом.
Продолжение...
 
Ткани
Мерцающий тайский шелк стал символом Таиланда; в продаже имеются самые разные цвета. Его отличительным признаком являются крошечные шишечки на поверхности. Толстая ткань идет на одежду и шарфы, из предметов домашнего обихода популярны подушки, сумки и рамочки для картин. Темноокрашенный шелк северо-востока мудми продается в виде готовых изделий и отрезов. Батик производится главным образом на юге страны.
Достоверно установлено, что искусством создания шелковых тканей владели ремесленники в первой тайской столице Сукхотхай и в нескольких городах Южного Таиланда. В Бангкокский период шелковый промысел стал процветать на северо-востоке страны, где существуют хорошие условия для выращивания шелковицы. Развитие фабричного производства тканей в начале XX в. ознаменовало закат шелкового промысла, Заслуга его возрождения после Второй мировой войны принадлежит американскому предпринимателю Джиму Томпсону.
Продолжение...
 
Традиционный тайский театр
Традиционный тайский театр формировался на протяжении веков под патронажем королевского дома. Особое развитие получили классический танец, изысканная драма и грубоватый, нарочито приземленный народный театр. Жизнь классического театра и драматургии в Сиаме переплетается с жизнью поэзии : до XX в. все тексты театральных представлений разных форм и стилей всегда были стихотворными. Долгое время сочинения для театра не имели своей специфики. Актеры разыгрывали средствами пантомимы и танца какой-либо эпизод из «Рамакиана» или «Инао» в сопровождении текста соответствующей поэмы, который декламировал один из актеров группы. Сочинять специально для театра начинают только в XVIII в.
На рубеже XVII и XVIII в. складываются основы светского придворного театра. Постепенно происходит слияние нескольких театрально-зрелищных форм – народного театра лакон (слово «лакон» яванского происхождения, в современном сиамском – тайском – языке оно означает театр, театральное представление вообще), канонических религиозных кон (маскированная пантомима) и рабам (танцевальная мистерия). Зарождение кон и рабам относят обычно к XV в., в несколько измененном виде театр кон продолжает свою жизнь и поныне, потеряв присущую ему когда-то ритуальную значимость (подробнее см. в III т. наст. изд.). Наряду с дворцовым театром лакон най («внутренний» лакон) повсеместно в Сиаме продолжает свою жизнь театр для простонародья – лакон нок (внешний» лакон). В репетуаре «внутреннего» театра утвердились пьесы по мотивам «Рамакиана», «Инао» и некоторых джатак, использовались также тексты поэм Махарачакру – «Самуттакот» (собственное имя), «Тигр и бык», созданные в XVII в. Бродячие актеры «внешнего» театра играли в основном отрывки из «50 джатак». Существовал, кроме того, театр плоских кожаных кукол (нанг), в котором повторяли преимущественно репертуар «внутреннего» лакона.
Интенсивно развивалась драматургия в XVIII в. при дворе Таксина и особенно Рамы I Путтаётфы. Искусный полководец и правитель, Пратьао Таксин известен и как большой энтузиаст театра, справедливо считавший лицедейство силой, которая может содействовать укреплению трона. Во время походов Таксин возил с собой придворную труппу, заставляя ее играть и перед воинами, и перед местным населением. По инициативе государя при дворе велась работа по сбору и упорядочению драматических текстов для «внутреннего» и «внешнего» театра.
Продолжение...
 
Теневой театр кукол
Редко разыгрываемые в наши дни представления теневого театра кукол нанга, некогда были одной из самых популярных театрально-развлекательных форм в Южном Таиланде . Существуют две разновидности нанга. Это нанг яй, в котором используются большие куклы или целые композиции, управляемые искусными кукольниками с помощью двух тростей. Кукол перемещают позади освещенного белого экрана, и зрителям является игра теней, отбрасываемых куклами на экран. В театре нанг талунг играют меньшие по величине куклы с шарнирными сочленениями, подобные куклам индонезийского теневого театра ваянг кулит. Кукольник совмещает обязанности кукловода и диктора: действие сопровождается разговором кукол и повествованием от автора, исполняемым речитативом. Оркестр в тех случаях, когда он имеется, состоит минимально из трех инструментов: цилиндрического с небольшими ударными плоскостями барабана, на котором играют пальцами рук, ксилофона с резонатором и гонга. Часто гонг заменяется тарелками, ксилофон – духовым инструментом типа флейты Пана или китайского ручного органа шэн. Спектакли нанг талунг до сих пор можно увидеть на храмовых праздниках в Южном Таиланде. Традиционный нанг талунг, как правило, инсценирует эпизоды из «Рамакиена».
Продолжение...
 
Лакхон лек
Спектакли лакхон лек (в переводе «маленький театр») больше не ставятся в Таиланде . В этом театре играли марионетки высотой до 90 см, сделанные из бумаги и проволоки, Куклы были одеты в нарядные костюмы, напоминающие костюмы артистов кхон, а тематика представлений повторяла сюжеты придворного театра. В бангкокском Национальном музее хранится небольшая коллекция кукол. Другая театральная форма с участием объемных кукол – хун крабок. Куклы в нем высотой около 30 см вырезаны из дерева. Зрителям видны только их верхние половины.
Продолжение...
 
Музыка
Тайцы так же сильно любят музыку , как и европейцы. В классической тайской музыке используются не те звуки, к которым привыкли европейцы. Как правило, музыка сопровождается танцами и исполняется для членов королевской семьи. В последнее время классическая музыка исполняется на местных фестивалях. Оркестры пипхат, состоящие из 15–20 человек, играют на гонгах, называемых «гонг вонг яй», или на тайских ксилофонах, рамад.
Классическая тайская музыка сочетает китайское, индонезийское и индийское влияния . Эта музыка основывается на пяти-тоновой диатонической гамме, бытовавшей у древних народов задолго до развития современной западноевропейской гаммы. Исполняется она оркестром ударных инструментов. Такие оркестры издавна сопровождали спектакли кхон, лакхон и лике ; Малые составы традиционного оркестра сопровождают соревнования по тайскому боксу, придавая сюрреалистический налет происходящему на арене. Сегодня классическую тайскую музыку можно услышать в туристических ресторанах или, если повезет, в Национальном театре. Сегодня Таиланд захлестнула волна поп-музыки, и тайской, и зарубежной. Именно такую музыку вы будете слышать повсюду.
Среди национальных инструментов имеются ударные мелодические, ударные ритмические, духовые и струнные. В музыкальный ансамбль могут входить инструменты всех этих групп или только ударные и духовые. В оркестре бывает от 5 до 20 музыкантов, играющих без дирижера. К ударным мелодическим инструментам относятся ксилофоны и металлофоны, а также гонги вонг ни и вонг лек – инструменты разного размера, но одинаковой конструкции. В группу мелодических пластинчатых инструментов входят ранад – тайские ксилофоны: с резонатором, напоминающим плоскодонную лодку, и шкатулкообразный. Ксилофоны высокотонные, имеют 21 клавишу; подобные им низкотонные (альтовые) имеют по 17 клавиш. Длина ранада до 110 см. Играют на них двумя палочками из твердого дерева, на конец которых навиты ватные тампоны. В игре употребляются две пары таких биток, тяжелые и легкие.
Продолжение...
 
Кино
Первый фильм, «Золотая девушка», с участием таиландских актеров был снят в 1922 г. американской компанией «Юнизерсал» по сценарию, написанному королем Таиланда Вачиравудом (режиссер Генри Меккери). Лишь в 1927 г. был создан фильм «Двойное счастье», снятый полностью таиландскими кинематографистами (режиссер Манит Васуват, оператор Конлакан Тенкит). В ранний период таиландское кино развивалось силами энтузиастов; техническая база его была очень слабой. Первые, развлекательные по характеру фильмы копировали западные образцы.
Некоторый подъем таиландской кинематографии относится к началу эпохи звуковых фильмов. Первый таиландский звуковой фильм назывался «Заблудившийся» (1931 г.). Этот фильм понравился зрителям, потому что в нем прозвучали старинные тайские мелодии . После него последовала целая серия музыкальных лент. Наиболее выдающимся режиссером того периода считается Марут (Тави на Бантчанг), которого называли «великим учителем таиландского кино». Позднее, в 1955 г., он снял фильм «Санти-Вина», получивший в том же году три приза на первом фестивале азиатских фильмов в Риме.
В период раннего звукового кино было сделано несколько патриотических кинофильмов, но в основном продолжали выходить легкие комедийные фильмы и мелодрамы. С 50-х годов таиландская кинематография вступила в эпоху затяжного кризиса. Резко выросло число коммерческих лент. Возникло множество мелких кинокомпаний, которые с минимальными затратами средств и времени снимали немые фильмы. При демонстрации в кинотеатрах их синхронно озвучивали специально подготовленные дикторы. Кинопромышленники часто экранизировали уже готовые радиопостановки или опубликованные в журналах повести.
Кинотеатров в Бангкоке огромное множество – причем и в столице, и в провинциях. Большинство кинотеатров чрезвычайно дешево. В тайских фильмах все в идеальной пропорции – и любовь, и насилие, и религия, и элемент комического. Сегодня в Бангкоке появляется все больше кинотеатров, где фильмы идут на английском языке с тайскими субтитрами. Чтобы узнать расписание сеансов, возьмите любую местную газету.
Продолжение...
 
Тайский бокс
В Таиланде муэй тхай, или тайский бокс, включает в себя элементы боевого искусства и древних ритуалов. Он являет собой смесь традиционного бокса с такими восточными боевыми искусствами, как каратэ и таэквондо. Боксеры могут пускать в ход кулаки, локти, колени и ступни для нанесения ударов своему противнику практически во все части тела – куда только не предоставится возможность. Наблюдая за ходом современного боя, вы вряд ли поверите в то, что когда-то он мог быть даже еще более жестоким и свирепым.
До 1930-х гг. правила и положения, регулирующие тайский бокс, были очень скудными. А серьезные травмы и ранения обычным явлением для боксеров, практиковавших такие способы ведения боя, как царапанье, удушение и плевки в противника. (В 1920-е гг. этот вид спорта был даже запрещен и возродился только в 1930-е гг. после принятия ограничительных правил.)
О начале матча возвещает резкая музыка, исполняемая небольшим оркестром на стадионе. Бойцы выходят на ринг в цветных повязках на голове и на рукавах. Этим повязкам тайцы приписывают сакральную значимость. Считается, что они освящают действия борца и охраняют его.
Перед началом первого раунда оба спортсмена читают ритуальные молитвы, поочередно поворачиваясь лицом в направлении места своего рождения, а затем четырех сторон света. Они призывают на помощь духов-покровителей и тени давно умерших великих боксеров.
Боксеры встают на колени и исполняют молитву, затем – под музыку продолжающего играть оркестра – они передвигаются вокруг ринга в гипнотизирующем танце, рам муэй. Этот танец в медленном темпе с нарочито подчеркнутыми движениями в традиционном тайском боксе служит способом выказывания участниками боя уважения тренеру и боксерской школе, к которой каждый из них принадлежит.
После исполнения рам муэй боксеры снимают повязки с головы. Нарукавную же повязку – со спрятанным в ней небольшим амулетом с Буддой – они не снимают до конца боя. Музыка сопровождает все пять трехминутных раундов, и неистовые крещендо усиливаются или ослабевают в соответствии с действием на ринге.
Продолжение...
 
Краби крабонг
Это традиционное тайское боевое искусство зародилось 400 лет назад в период Аюттхаи, когда, согласно преданию, королевские стражники осваивали искусство владения мечом, дубиной с железным наконечником, кулачный бой и рукопашный бой в столичном вате Пхуттхайсаване. И хотя в наши дни состязания краби крабонг неотъемлемая и очень зрелищная часть различных культурных шоу для зарубежных гостей и местных празднеств, они до сих пор воспринимаются всерьез участниками, и их соревнования проходят по всем правилам таких боев - с награждением победителей за стойкость и техническое мастерство. Но при том что участники состязаются на отточенных мечах и других опасных видах оружия, они стараются не наносить настоящих ударов своим противникам.
Продолжение...
 
Национальный костюм
Различным группам тайского населения Таиланда в недалеком прошлом было присуще известное внешнее своеобразие, создаваемое одеждой и прической.
Традиционной одеждой мужчин и женщин в Центральном Таиланде до недавнего времени был панунг – кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер; один конец его пропускали между ног и закрепляли сзади на поясе. Верхнюю часть тела мужчины закрывали распашными куртками, женщины повязывали на груди шарф, оставляя одно или оба плеча открытыми.
На севере и северо-востоке Таиланда панунг носили только мужчины, а женщины носили узкую юбку – пасин и шарф на груди, конец которого перекидывали через плечо. Пасины отличались по цвету и расположению полос на ткани (на севере ткань имеет горизонтальные, на северо-востоке – вертикальные полосы). Различались пасины и окраской. Для пасинов женщин народности лю были характерны чередующиеся полосы красного, белого и черного цветов.
Таким образом, можно сказать, что одежда, особенно женская, играла роль этнического признака и позволяла довольно безошибочно установить принадлежность человека к той или иной тайской народности или этнической группе.
Молодые женщины закрывали грудь шелковым шарфом, но после замужества не делали этого. От солнца и мужчины и женщины прятали головы под шляпы, плетенные из пальмовых листьев. На церемониях и при визитах к «высшим» надевали шелковый шарф на талию. Придворные облекались в одежды с богато украшенными рукавами. Дети украшали руки и ноги золотыми и серебряными кольцами, руки – ожерельями и кольцами. Девочки на талии носили тесемки с «сердцем» из золота или серебра вместо фигового листка. На шею детям вешали амулеты – пластинки – против духов; мужчины подвешивали амулет от духов (металлический шарик) к поясу.
В наши дни в городах традиционная одежда вытесняется западной. В деревнях мужчины подпоясываются широким поясом, который имеет до 20 различных функций – от платка до палатки. Плотно обернутый вокруг бедер, он заменяет купальный костюм. Женщины в деревнях, раньше не стеснявшиеся обнаженного торса и покрывавшие грудь только шарфом, сейчас носят жакеты (наподобие мужских) и пасин. Ходят босыми, но люди знатные – в обуви. Входя в дом, ее обязательно снимают.
Обуви деревенское тайское население , как правило, не носит. Изредка (отправляясь в город, например) тай надевают самодельные деревянные башмаки или покупные резиновые и кожаные сандалии. При входе в дом обувь снимают.
Продолжение...
 
Этические ценности в тайском обществе
Этические ценности в тайском обществе определяет буддизм. Он дает критерии добродетели («заслуги») и греха, добра и зла. Совершение добрых дел, накопление заслуг влияет на карму человека, зависящую от соотношения количества заслуг и грехов. Сам факт рождения человека предопределен кармой предшествующего существования, греховная жизнь меняет карму и в следующем перерождении сулит рождение животным, растением или женщиной. На более абстрактном интеллектуальном уровне доктрина кармы предусматривает непрерывность существования: после смерти человек теряет свою духовную сущность и становится одним из компонентов космоса
Немногие тайские буддисты надеются достичь нирваны, но большинство тайцев озабочены накоплением возможно большего количества заслуг, веря в то, что таким образом они обеспечат себе благополучие в этой жизни, а после смерти, может быть, возрождение на небе (нижнем, где можно наслаждаться, иметь много жен) или снова на земле, в человеческом обществе, с высоким статусом. Нечестивое поведение имеет дурные последствия – неблагополучие в этой жизни, после смерти попадание в ад или возрождение в облике животного или бесплотного духа.
Тайские крестьяне, видящие главный смысл религиозной деятельности в накоплении заслуг, имеют в виду практические жизненные задачи. Направленность «делания заслуг» к иным целям, помимо стремления к избавлению от цепи перерождений (с точки зрения буддийской доктрины – занятия сугубо индивидуального), подтверждается, по мнению этого ученого, и тем, что социальная единица, занятая приобретением заслуг, не обязательно индивид, – это может быть семья, хозяйство, родственная группа, вся деревня.
Продолжение...
 
Роль женщины в тайском обществе
Конституция Таиланда гарантирует женщинам равные права с мужчинами, но на деле во многих сферах повседневной жизни женщины до сих пор сталкиваются с дискриминацией. Правда, за несколько последних десятилетий женщины добились гигантских успехов на пути к подлинному равенству. Женщины в Таиланде пользуются свободой, недостижимой для представительниц этого пола во многих странах мира. Хотя в низших слоях общества они пока не обрели гарантированной конституцией защиты от эксплуатации, в высших слоях женщины сосредоточили в своих руках значительную власть . Половину студенчества составляют женщины; женщины часто занимают руководящие должности в тайских компаниях и высокие посты в государственных учреждениях и на политической арене. В частности, нередко можно встретить тайскую женщину, руководящую крупной компанией. Менее образованные женщины составляют весомую долю в общей массе городской рабочей силы. Женщин можно нередко увидеть даже на строительных площадках, где они трудятся наравне с мужчинами. Многие тайки управляют придорожными продуктовыми лавками и небольшими фирмами – такими, как прачечные и салоны-парикмахерские.
В традиционном тайском обществе женщины подчинялись мужчинам. Говорили, что мужчины – это передние ноги слона, а женщины – задние. В современных условиях положение изменилось: слоны, по словам тайцев, стали пятиться. Женщины перестали исполнять в новогодний праздник церемонию испрашивания прощения у мужа, сопровождающуюся поднесением цветов и благовоний к ногам мужа. Исчез обычай кормить мужа первым. По традиции в течение некоторого времени зять живет в доме родителей жены, отрабатывает за нее, пока не заведет собственного дома и хозяйства. Тесть ожидает проявления ритуального уважения со стороны зятя. Невестка обязана оказывать ритуальное почтение своей свекрови, но обычно они не живут под одной крышей (за исключением тех случаев, когда у родителей единственный сын).
Согласно догматам буддийского учения, женщине гораздо дальше до нирваны, роль монахини не столь благостна, как роль монаха, и не дает, в отличие от последней, заслуги ближним. В анимизме роль женских божеств очень высока. В реальной жизни, в отличие от ритуальной сферы, роль женщины в современных условиях весьма значительна, а положение независимо. Разница в магической технике является частью ритуальной оппозиции полов, становящейся все более ощутимой по мере взросления мальчика, молодого человека. Мальчик долго ходит голым, в то время как девочке обычай повелевает очень рано закрывать интимную часть тела. Мальчики могут вступать в контакт с монахами, девочек учат держаться поодаль от них. У мальчиков много талисманов, у девочек они почти отсутствуют. Молодые люди наносят на тело татуировку для приобщения к магической силе, девушки лишены такой возможности. В 20 лет молодой человек может стать монахом и получить доступ к священному знанию. Путь этот закрыт для женщин в течение всего репродуктивного периода, когда они остаются ритуально противопоставленными мужчинам, и открывается для них лишь в пожилом возрасте.
Продолжение...
 
Праздники
1 января – Новый год.
Конец января – начало февраля – в день полнолуния в стране отмечается китайский Новый год. Все магазины и учреждения закрываются на три дня. Вокруг буддистских храмов проходят процессии. По преданию, в этот день 1250 учеников пришли к Будде выразить свое почтение. В качестве признательности Будда прочитал проповедь, ставшую знаменитой (Маха Пуча).
В январе в Чиангмай проходит борсангский праздник зонтиков. Этот красочный фестиваль проводится в честь мастеров, изготавливающих прекрасные чиангмайские зонтики. Парады, презентации и демонстрации мастерства.
В первые выходные февраля в Чиангмай проходят цветочные парады. Процессии проходят именно тогда, когда северные цветы полностью распускаются. Это время, когда прохладный воздух наполняют пьянящие ароматы. Проводятся выставки, но главное событие – грандиозная цветочная процессия с марширующими оркестрами и красивыми чиангмайскими женщинами.
В феврале проходит Макха Пуджа – один из наиболее важных буддийских праздников. Он был установлен в честь важного события: 1250 учеников пришли к Будде в этот день, чтобы услышать его проповедь. По всей стране проходят торжественные процессии со свечами. Если турист хочет приобщиться к празднику то когда взойдет полная луна, нужно приобрести ладан, свечу и цветы и присоединится к процессии с зажженными свечами вокруг храма. Описав три круга, необходимо поместить свечу, ладан и цветы на поднос с песком, сложить руки перед лицом и окончить церемонию.
Февраль это еще и сезон летучих змеев (Бангкок ). В Санам-Луанге, недалеко от Ват-Пра-Кео, дети запускают змеев разнообразных форм и расцветок; тайцы постарше состязаются в старинной забаве боя летучих змеев.
В начале апреля в Мэхонгсоне, Чиангмае, по всему северному Таиланду проходит праздник Пой Санг Лонг. Этот праздник отмечается в течение трех дней. Яркие процессии проходят в честь послушников, принимающих монашество.
6 апреля – день основания правящей династии Чакру в 1782 г. Единственный день в году, когда открываются двери королевского пантеона в Большом королевском дворце . Тайиы идут в пантеон с цветами и ароматными палочками.
Продолжение...
 
Средства массовой информации
С введением в Сиаме еще в середине XIX в . книгопечатания стала интенсивно развиваться пресса: если в годы правления Монгкута регулярно выходило шесть газет и журналов, то при Чулалонгкорне их было уже около пятидесяти, причем не только на тайском, но и на английском, китайском, индийских языках. Журналистика скоро делается частью литературного творчества, сотрудничеством в периодике не гнушаются министры, принцы крови и даже сами короли.
Среди литературно-филологических изданий начала XX в. ведущее место неизменно занимает придворный альманах «Вачираян» («Блеск мудрости»), где публикуются шедевры классического наследия; хотя серьезную лепту вносят и такие журналы, как «Виттхаячан» («Знание») – орган деятелей народного просвещения, «Сикрунг» («Славная столица»), «Тхавипанья» («Прогресс знания»), «Ваннак-хадисан» («Литература»), а на английском языке «Siam Observer», «Daily Thai Newspaper», «Siam Repository», в которых часто печатается Вачиравут.
В декабре 2005 г. в Бангкоке состоялась торжественная церемония открытия первого в Таиланде телеканала на китайском языке. На церемонию открытия были приглашены сотни гостей, в т.ч. чиновники правительств Китая и Таиланда.
Один из создателей, зампрезидента телеканала Хуан Игуан сказал, что открытие в Таиланде телеканала на китайском языке является давним желанием китайских эмигрантов в Таиланде, и это помогло заполнить белые пятна на таиландском телевидении в сфере СМИ на китайском языке. Китайские эмигранты в Таиланде являются 3 или 4 поколением, многие из них не говорят на китайском языке и имеют ограниченные знания о Китае. Новый телеканал сможет передать таиландскому народу информацию из Китая и открыть зарубежной аудитории настоящий Китай.
В 1992 в Таиланде издавались 35 ежедневных газет, в том числе две на английском языке. Правительственное "Радио Таиланда" транслирует на всю территорию страны программы на центральном тайском диалекте. Кроме того, работают несколько местных радиостанций. Действуют также 11 телевизионных станций, принадлежащих государству.
Продолжение...
 
Система образования
Первый этап истории развития образования в Таиланде начинается с появлением тайцев на территории страны (началом их массовой миграции стал 1253 г.) и заканчивается серединой XIX в. Согласно национальной традиции, в 1238 г. легендарный правитель Пхра Руанг создал первое тайское государство на территории Индокитая – Сукхотай. Оно стало наследником культуры расселившихся там тайских племен и традиций тех народов, которые проживали в данном районе еще до прихода сюда тхаи: монов и кхмеров. Важной вехой в истории Сукхотай можно назвать создание в 1283 г. первого тайского алфавита. Тайские историки считают, что его автором был король Рама Камхенг. Для создания алфавита была использована монская и кхмерская письменность, в основе которых лежал в свою очередь южно-индийский алфавит. Таким образом, 1283 г. можно условно считать годом появления тайской письменной традиции. Отныне знания передавались не изустно, а в форме письменных текстов, что способствовало их систематизации и большей сохранности.
Рама Камхенг использовал новую письменность для создания надписи на стелле в Сукхотайи в 1292 г. Ее текст дает характеристику различных сфер жизни основанного им государства. Там упоминается и о некоторых аспектах традиционного образования: моральном, интеллектуальном и культурном. Государственной религией Сукхотайи был объявлен буддизм, хотя местное население по-прежнему продолжало исповедовать в основном анимистические верования. Религия проникала во все области. В частности буддизм оказал большое влияние на развитие образования, а первыми центрами распространения знаний стали именно монастыри.
До 1850 г. все образование в Сиаме носило религиозный характер. Традиции Сукхотайи были восприняты и развиты в основанном в 1350 г. новом тайском государстве Аютия (1350-1767 гг.), а также в ранний бангкокский период (1782-1850 гг.).
В течение почти шести веков существовало только два вида обучения:
1) Образование, получаемое при дворе принцами и детьми знати. На протяжении долгого времени только они имели возможность знакомиться с передовыми достижениями западной цивилизации через европейских купцов, миссионеров и дипломатов. Это была сравнительно небольшая группа правящей элиты, к которой принадлежали принцы крови, а также придворная и провинциальная аристократия. Каждый из них занимал определенную позицию в административном аппарате управления страной, выполняя связанные с нею функции. Представители данной прослойки нуждались в более высоком, по сравнению с остальной частью населения страны, уровне образования. Это подразумевало глубокое знание религиозной доктрины и системы морально-этических ценностей буддизма, изучение литературы на пали и тайском языках, а также приобщение к военному делу. В целом система образования при дворе давала больший объем знаний по сравнению со школам при монастырях. Несмотря на это, она являлась весьма консервативной и практически не менялась в течение нескольких веков.
Продолжение...
 
Наука
Система научных учреждений сложилась после 2-й мировой войны 1939–1945 гг.. Правительство координирует научную деятельность через Корпорацию по прикладным научным исследованиям (основана в 1963 г.), имеющую в своём составе научно-исследовательские институты по сельскому хозяйству, экологии и др., научно-исследовательские центры по стандартизации, документации и др., и Национальный исследовательский совет.
Основная часть научных организаций подчинена министерствам: сельского хозяйства (лаборатория морского рыболовства и др.), национального развития (отдел по использованию природных ресурсов) и др.; научно-исследовательские центры имеются при университетах в Бангкоке (Касетсарт) и в Чиангмае, а также при региональном Азиатском технологическом институте. Основные направления их исследованийнациональная экономика , проблемы сельского и лесного хозяйства, рыболовства и др. Среди научных обществ крупнейшее – Сиамское (основано в 1904 г.; исследования по истории, этнографии, археологии). Научные работы финансируются главным образом по государственному бюджету, некоторые научные разработки – иностранными и международными фондами.
Активную роль в стимулировании научно-технического прогресса в Таиланде играет государство. Министерство науки и технологии разработало план развития НИОКР, а также повышения конкурентоспособности продукции. Разработка плана связана с увеличением платежей таиландских компаний за импортные технологии. Потребности быстрейшего научно-технического развития, с одной стороны, и слабость собственной научно-исследовательской базы – с другой, поставили Таиланд перед необходимостью восполнить этот разрыв за счет относительно нового для них явления импорта, связанного с технологическим импортом. Трудно переоценить расходы страны на импорт технологий, которые стремительно растут. Передача технологий из промышленно развитых капиталистических стран в Таиланд осуществляется различными методами и по разным каналам. Технологии передаются как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Развитие интеграционных процессов в зоне АСЕАН и форме научно-технического содружества, расширяющееся сотрудничество стран региона с международными экономическими организациями – далеко не полный перечень факторов, создающих реальную возможность приобретения технологии посредством некоммерческих каналов.
Продолжение...