You are here:     Главная arrow Бангкок
Бангкок
Современный огромный Бангкок в буквальном смысле обескураживает. Движение сумасшедшее, шум невообразимый, толпы народа вызывают раздражение. Большинство гостей не дождутся, когда они отправятся на пляжи Южного Таиланда или в горы на Север, но стоит освоиться в нем – и вы сполна насладитесь пребыванием в этом крупнейшем городе Азии.
После того, как в 1782 г. Рама I перенес город на противоположный берег реки Тяупхраи из Тхонбури, желая усилить оборонительную крепость для борьбы с бирманцами, стершими с лица земли столицу Аюттхаю, Бангкок стал столицей Таиланда. На новом месте были возведены величественные дворцы, храмы и каналы. На территории этого района, известного под названием Ратана-косин (Драгоценность Индры), или Старый город, находятся Большой Королевский дворец, Национальный музей и несколько самых прославленных ватов города.
По указу короля китайские купцы вынуждены были переселиться на восток – так появилось новое поселение: знаменитый Чайнатаун. Король Чулалонгкон (Рама V) разбил широкие, засаженные деревьями бульвары и возвел несколько неоклассических зданий, которые до сих пор можно увидеть в Дусите, к северу от Ратанакосина.
Бангкок (Крунг Тхеп Махá Накхóн). Это сокращённое название столицы Таиланда. Слово Бангкок (старое звучание Банг Ма Кох) – это название небольшой деревни, некогда существовавшей на речном острове Раттанакосин, образованном рукавами реки Чао Прайя. Современную столицу Таиланда европейцы называют Бангкоком, так как раньше, в конце XVIII века именно на месте бывшей деревни Бангкок, а затем небольшого портового города, располагалось поселение португальцев, состоящих на службе у сиамского короля.
Полное название столицы, являющееся её церемониальным именем, звучит как Крунг Тхеп Маха Накхон Аморн Раттанакосиндра Махиндр Айюттая Махадилокпоп Нопараттана Раттчани Буриром Удом Ратчативет Махастан Аморн Пимарн Аватарн Сатит Сакатуттия Вишнукарм Прасит (по тайски). Переводится же полное название столицы как «Город Ангелов, величайший город, город вечных камней, избранный город Бога Индры, великая мировая столица, обрамлённая девятью драгоценными камнями, город счастья, вместилище необычайного королевского дворца, подобного небесным чертогам, где царствуют Боги, город, построенный самим Вишну по соизволению Индры».
Бангкок в период Айюттайского королевства (1350-1767 гг.) являлся портовым поселением с развитой торговлей и служил морскими воротами тогдашней сиамской столицы – города Айюттая.
После захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури (Тхонбури), расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).
На сегодняшний день под именем Бангкок подразумевается два понятия – собственно столичный город, и метрополитальная территория, охватывающая прилегающие районы вокруг самой столицы, управляемая метрополитальной администрацией Бангкока. Соответственно, в международной практике они именуются Bangkok capital city (столичный город Бангкок) и Bangkok metropolice или Bangkok metropolitan area (метрополитальная территория Бангкок). Метрополис Бангкок сегодня окружён небольшими центральными провинциями: Нонтабури, Самут Пракан (где расположен новый аэропорт Суфаннапум), Патум Тхани, Накхон Патом, Самут Сакхон.
В XX в. Бангкок начал расти в восточном и северном направлениях. Силомская дорога, идущая к столице из сельскохозяйственного района, с рынками скота, рисовыми полями и товарным садоводством превратилась в жилой пригород. В 1932 г. первый в городе Меморильный мост соединил Бангкок и Тхонбури. К 50-м годам большинство каналов было засыпано и горожане стали передвигаться по суше, а не по воде.
В 60-х годах город переживал строительный бум, вызванный приливом инвестиций в период войны во Вьетнаме. Двухполосная дорога, ведущая в загородный аэропорт Донмуанг, была расширена до четырех полос, а в 70-х годах – до десяти. Модернизация принесла множество проблем в сфере транспорта и коммуникаций, которые в наши дни осложняют городскую жизнь. В 80-х годах город стал расти не вширь, а вверх, и городской пейзаж стал меняться почти еженедельно. Экономический бум конца 80-х – начала 90-х годов окончательно преобразил город.
Из небольшого поселка Бангкок превратился в город с почти восьмимиллионным населением. Если не считать «Китайского города», в основном сохранившего свое культурное своеобразие, большинство национальных кварталов внешне становятся все более однородными, Крестьянские рынки уступили место магазинам, и ныне Бангкок почти не отличается от других современных городов мира.
Современный Бангкок поражает чувства туристов своим «контролируемым» хаосом. Но стоит внимательно изучить этот мегаполис – и вам откроются места удивительной красоты. Обилие величественных памятников связывает Бангкок с его прошлым, а сверкающие современные, небоскребы устремлены в его будущее. Рядом с забитыми транспортом улицами прячутся тихие, извилистые переулки с рядами деревянных домиков.
Из-за беспорядочного роста столицы за последние два столетия возникли определенные трудности для туристов при передвижении по городу. Планировка улиц в европейском понимании здесь отсутствует. Улица на своем протяжении может иметь до четырех различных названий; нет особых деловых или дипломатических кварталов; мало ориентиров. Магазины, рестораны и жилые дома, как правило, не имеют табличек с названием улиц. Хотя лишь немногие тайцы хорошо говорят по-английски, здесь охотно помогают заблудившемуся туристу. Для Бангкока характерны многочисленные переулки и улочки, по которым бродят туристы в надежде раскрыть бангкокские тайны. Хотя в столице встречаются охотники за содержимым сумок и карманов, уличная преступность, направленная против иностранцев, здесь отсутствует и даже ночью на темных улицах относительно безопасно.
Исторический и культурный центр Бангкока – остров Ратанакосин. Обращенный к излучине реки Тяупхраи (Чао Прайя) и омываемый с противоположной стороны каналами-кхлонгами, Ратанакосин вмещает многие величественные архитектурные и религиозные памятники. Здесь находятся роскошный Королевский дворец, прославленные буддийские комплексы – ваты Махатхат, Сутхат и Пхракэу, ведущие университеты города, а также Национальный музей и Национальная галерея.
Бангкок обладает уникальной энергетикой, которую вы сразу же ощутите в хаосе дорожного движения. Такой атмосферой не обладает ни один другой город мира. В этом хаосе чувствуется непостижимый покой. Гигантские дорожные пробки тянутся по центральной улице, а девушки в национальных костюмах продают орхидеи на реке. В воздухе ощущаются запахи жарящегося мяса, выхлопных газов, фруктов и цветов. Вокруг вас все улыбаются, громко разговаривают, но никуда не торопятся. Только что вы вдыхали выхлопы тысяч машин, а через минуту вас окутывают ароматы парка Лумп-хини или поглощает старинное величие дома-музея Джима Томпсона. Куда бы вы ни отправились и чем бы вы ни занялись, Бангкок превзойдет все ваши ожидания. Это настоящее испытание для чувств и мыслей, поразительный сплав старого и нового, отражение подлинной тайской натуры. Это колоритный, живой и загадочный город.


Комплекс вата Пхра Кэу
Самая ослепляющая достопримечательность Таиланда и одно из величайших чудес Азии – комплекс вата Пхра кэу (монастыря Изумрудного Будды) с примыкающим к нему Большим Королевским дворцом. На территории комплексов находятся культовые и светские строения, являющие собой своеобразную архитектурную «энциклопедию» бангкокского периода и позволяющие составить представление о пленительном культурном наследии Таиланда.
Билет стоимостью 100 батов дает право посетить Ват-Пра-Кэу вместе с его музеем, Большой дворец, Музей монет и регалий и Вимарн-Меке.
Входом на территорию королевского храмового комплекса служат узкие ворота, пройдя которые вы оказываетесь в окружении ослепительного великолепия, в мире сверкающих золотых шпилей и поражающих богатством убранства храмов и павильонов, находящихся под охраной сонма устрашающих мифических существ.
Главное помещение памятника – Королевская часовня было построено в 1784 г. для хранения наиболее почитаемой в королевстве статуи Будды. Сидящая на высоком пьедестале жадеитовая статуя удивляет своими небольшими размерами. Впрочем, почет, оказываемый статуе, не оставляет сомнений в ее важности для тайских буддистов.
Среди зданий, охраняемых яксами (гигантскими демонами), выделяются три постройки справа от Королевской часовни. В Пра-сад-Пра-Тепидоне – Королевском пантеоне, находятся статуи первых восьми королей династии Чакри, ныне царствующего в Таиланде дома. Западнее находится библиотека, где хранится «Трипитака», буддийское священное писание. Самое высокое здание – Пра-Си-Ратаиа-Чеди, покрытое золотыми мозаичными плитками. Севернее находится копия Ангкор-Вата священного города кхмерской империи XI–XI вв.
Продолжение...
 
Храм изумрудного Будды
Бот, или храмовое святилище, – самое большое здание на территории комплекса. Это наиболее значимое в Таиланде религиозное строение, «святая святых» любого вата. Фотографировать в помещении бота строго запрещено.
Бангкокский Королевский бот был построен в конце XVIII в. королем Рамой I для хранения Изумрудного Будды (Пхракэу), национальной святыни, символа могущества, божественности и процветания для всех жителей страны. В действительности скульптура сделана из зеленого жадеита. При своей значимости она совсем небольшая – всего 66 см высотой. Происхождение статуи неясно, но, согласно легенде, ее сделал божественный мастер из чистого изумруда. В 1434 г. скульптуру случайно обнаружили в руинах храма в Чиенграе (Северный Таиланд). В XV в. она попала в Лаос а в 1778 г. была возвращена в Таиланд. Первое время она хранилась в бангкокском святилище вата Арун. Статуя Изумрудного Будды находится на довольно высоком алтаре в глубине храма, поэтому ее трудно разглядеть. К ней не иссякает поток паломников, верящих, что она воплощает почти мистическую связь между Таиландом и его королем и оказывает непосредственное влияние на процветание королевского дома и всей страны. С наступлением нового сезона сам король облачает статую в особые священные золотые одежды.
Живопись на стенах внутри бота отвечает канонической схеме. Росписи стен между окнами посвящены джатакам – сказаниям о перерождениях Будды, а представления буддистов о Вселенной показаны на задней стене, прямо за центральным алтарем. Особенно выделяется сцена над входом в бот, изображающая историю искушения Будды Марой.
В непосредственной близости от храма Изумрудного Будды находится пара свирепых бронзовых львов, лучших образцов искусства кхмерского периода.
Продолжение...
 
Дворец аудиенций Амарин
Выходя из внутреннего двора вата Пхракэу туристы видят перед собой дворец для аудиенций Амарин, часть бывшей личной резиденции Рамы I, а затем национальный дворец Правосудия. На фоне покрытых живописью стен выделяется трон необыкновенной красоты, выполненный в виде ладьи.
Снаружи находятся несколько окрашенных в красный и золотой цвета деревянных столбов – к ним привязывали королевских слонов. Небольшой павильон украшенный стеклянной мозаикой, служил королевской уборной, в которой король мог переодеться перед выездом.
Во внутреннем дворце, расположении за залом аудиенций Амарин, когда-то находились личные покои для жен, детей и наложниц короля. С введением единобрачия при Раме VI внутренний дворец утратил свое назначение, и теперь он служит исключительно для празднования дня рождения короля.
Продолжение...
 
Большой тронный дворец
В 1882 г. королем Чулалонгконом был возведен Роскошный Большой дворец (Чакри Махапрасат). Архитектура этого величественного строения отмечена сильным влиянием западноевропейской архитектуры. Внутренние помещения оформлены в стиле западного неоклассицизма – с мраморными колоннами, позолоченной лепниной и написанными масляными красками портретами тайских королей.
Для посетителей открыты только гостиные, расположенные по сторонам от главного входа. Обе гостиные украшены мраморными колоннами, портретами сиамских принцев и королей, а также мраморными бюстами западноевропейских правителей. За гостиными находится зал, ведущий в тронную палату, где иностранные послы некогда вручали королю свои верительные грамоты и где устраивались официальные приемы. Еще несколько гостиных расположены в верхнем этаже. Большой дворец был официальной резиденцией короля Ананды (Рамы VIII) до самой его смерти в 1946 г.
Далее стоит осмотреть небольшой деревянный павильон, у которого король Монгкут сходил со слона, чтобы переодеться для аудиенции во дворце Дусит. Эта красивая небольшая постройка считается олицетворением изысканной тайской архитектуры и дважды была повторена в других строениях. Она послужила образчиком для королевской беседки в Бангпаине и для тайского павильона на Брюссельской Всемирной выставке 1892 г.
Продолжение...
 
Дворец аудиенций Дусит (Дусит Махапрасат)
Дусит Махапрасат был построен в 1789 г. по приказу Рамы I. Интерьер отличают типичные для конца XVIII в. сиамские росписи и позолоченные и покрытые лаком двери с растительными узорами. Всеобщее внимание привлекает подлинный трон Рамы I, сделанный из тика и красиво инкрустированный перламутром.
Продолжение...
 
Ват Пхо
Ват Пхо древнейший и крупнейший храмово-монастырский комплекс в Бангкоке. Ват Пхо, назван так из-за растущего на его территории священного баньяна – дерева Бодхи (Просветления).
Ват Пхо представляет собой з собрание религиозных строений, садов с декоративными горками, необычных статуй, колоколен, нескольких чеди необыкновенной красоты и великолепного центрального бота. Главная же достопримечательность вата – огромная (46 м) статуя лежащего Будды.
Основан Ват Пхо был еще в XVI в., задолго до возвышения Бангкока как общенациональной столицы, но многие строения на его территории были перестроены в конце XVIII – начале XIX в.
В 1832 г. Рама III позволил публике обучатся в храме. Груды камней, живописно разбросанные по всей территории комплекса, побуждают к изучению геологии. Статуи аскетов-отшельников, застывших в позах йогов, показывают обучающимся правильные положения для занятий медитацией и другими расслабляющими техниками, а росписи демонстрируют различные техники массажа. Продолжают практиковать в вате и древнюю науку хиромантию. В вате до сих пор работает Школа традиционной медицины.
Это скромное место было первой школой тайского массажа и продолжает оставаться центром этого древнего искусства. Здесь работают курсы по обучению профессиональному массажу. В центре комплекса, в помещении бывшего Медицинского павильона, располагается сувенирный магазин; обратите внимание на картины, изображающие точки массажа.
Ворота, а также другие части внутреннего двора вата охраняют грозные демоны – огромные, украшенные островерхими шапками каменные изваяния. Эти статуи были сделаны из каменного (гравийного) балласта, использовавшегося на рисовых баржах, курсировавших по реке Чяупхрая.
Слева от главного бота стоят четыре высокие и ярко окрашенные чеди, возведенные в честь первых четырех королей Таиланда.
Самая интересная из них – голубая чеди в глубине, Пхра Сисанпхет, построенная королем Монгкутом в память королевы Суриётхай, жены короля Маха Чакрапата (1549–1569 гг.). Согласно легенде, она пожертвовала жизнью в битве ради спасения мужа. Сотни образов стоящего Будды в благословляющей позе видны в окружающей монастырь галерее восточный бот.
Продолжение...
 
Монастырь Великой Реликвии
На пути между королевским дворцом и национальным музеем расположен «монастырь великой реликвии». Этот храмовый комплекс – один из центров изучения тхеравады – древнейшего направления буддизма, Каждый месяц здесь читаются лекции для начинающих на английском языке и проводятся занятия медитацией.
Но если вас интересует приобретение практических навыков медитации, вам будет небезынтересно побывать на рынке, работающем на территории комплекса по выходным. Там продаются буддийские культовые предметы: медали, сакральные образы (зачастую отливаемые на противоположном берегу в Тхонбури) и монашеские принадлежности – чаши для пожертвований, оранжевые одеяния и опахала (веера). Здесь вы также сможете приобрести средства традиционной травной медицины.
Продолжение...
 
Лакмыанг
Напротив Королевского дворца находится очень важный мраморный павильон: здесь находится фаллического вида изображение, символизирующее первый городской камень. Все расстояния в стране отмеряются от этого священного памятника.
Храм возвышается практически над всеми зданиями Бангкока. Внутри комплекса находится несколько святилищ, куда приносят цветы, вареные яйца, благовония, а порой и бутылки виски.
Алтарь также обитель могущественных духов-хранителей Бангкока. Многие тайцы верят, что эти духи способны творить чудеса, и каждый день сюда приходят просители с дарами. Стоит немного задержаться в павильоне и понаблюдать за приносящими жертвы паломниками или полюбоваться представлением тайского классического танца. Лучшее время для этого – раннее утро или преддверие вечера, и в особенности часы, следующие непосредственно за какими-либо событиями, например розыгрыш лотереи.
Продолжение...
 
Мраморный храм
Каждое утро до зари во всем королевстве примерно 100 тыс. буддийских монахов надевают свои оранжевые плащи и идут босиком по улицам городов и деревень. Семьи буддистов, ожидающие у домов, кладут в черные монашеские чашечки для подаяний (баты) рис и карри, которые затем послужат пищей для обитателей монастырей. Немного отличается ритуал в ват Бенджамабопхите (Мраморный храм). Туда тайцы приносят пищу монахам, которые ждут подаяний на тенистой улице у храма. Это довольно трогательное зрелище часто фотографируют туристы.
Ват–Бенджамабопхит был построен в 1900 г. и стал последним крупным храмом, сооруженным в Бангкоке. Храм имеет крестовидную планировку, его вихарн (молитвенный зал) выложен снаружи каррарским мрамором, привезенным из Италии, отсюда название – Мраморный храм.
Внутри храма оконные витражи с изображением ангелов, погруженных в молитву, представляют собой радикальный отход от традиции, как в отношении материала, так и в трактовке сюжета. Образ Будды мастерски копирует знаменитого Пра-Будду-Джиннарат Питсанулоке, который, по преданию, проливал кровавые слезы, когда Аютия разгромила Сукотаи в XIV в.
В монастырях позади бота король Чулалонгкорн разместил копии важнейших азиатских статуй Будды, чтобы показать своим подданным, как Будда изображался в различные периоды истории. Выйти из вата можно через северную дверь на дорогу Сри-Аюттхая.
Продолжение...
 
Национальный музей
Национальный музей – крупнейший музей в Таиланде с обширной и всеобъемлющей экспозицией. Это прекрасное место для знакомства и изучения его истории, искусств и религиозной символики буддизма.
Музей занимает несколько зданий, расположенных вокруг центрального дворца Вангна, включая красивый ват XVIII в. и три исторических павильона, хронологически выдержанная экспозиция охватывает временной период с доисторических времен до художественных направлений эпохи Ратанакосин.
Осмотр музея стоит начать с зала Сивамокхапхнман по левой стороне. Собранные здесь экспонаты и диорамы познакомят вас с различными историческими эпохами – от Сукхотхая до нового времени. Бесценными экспонатами являются знаменитая сукхот-хайская стела с надписью короля Рамкамхенга. а также надписи, повествующие о происхождении народов таи.
В Галерее дотайской истории, замыкающей зал Сивамокхапхи-ман, экспонируются предметы материальной культуры из Кантянабури, а также знаменитые гончарные и бронзовые изделия, обнаруженные близ селения Банчианг.
Ват Пхуттхайсаван датируемый 1787 г., отличный образец ранней монастырской архитектуры. Построен он был для хранения священной статуи Будды – Пхра Пхуттхасинг. Замечательно внутреннее убранство храма с отливающими мерцающим светом деревянными полами и великолепной настенной живописью.
В центральном зале устраиваются выставки, отображающие последние археологические открытия. Позади зала находится небольшая комната, в которой хранятся сокровища, обнаруженные в вате Ратчабуране в Аюттхае.
Задняя часть включает более десятка помещений, в которых экспонируются предметы искусства и изделия практического назначения.
Экспозиция начинается с галереи горы Пхимук, в которой собраны красиво декорированные носилки, использовавшиеся в погребальных церемониях, и паланкины для королевских слонов. В комнате слева экспонируются куклы театра теней и другой интересный сценический реквизит, в частности маски «кхон», которые носили сановники при дворе Рамы VI.
Продолжение...
 
Ват Сакет
На северной оконечности исторического острова Ратанакосин находится ват Сакет примечательный резным убранством храмового святилища. Рядом стоит 78-метровая искусственная гора, известная европейцам под названием Золотой горы, шпиль ступы которой служит хорошим ориентиром.
Большой вихан и бот вата Сутхат образуют один из самых замечательных религиозных комплексов в Бангкоке, достойный осмотра даже после лицезрения великолепия Королевского дворца и вата Пхракэу. Строительство вихана и бота началось в 1807 г. при Раме I и продолжалось в правление двух его наследников, следовательно, является одним из старейших сооружений в городе.
Убранство храма составляют современные росписи. Сразу за пределами главного монастыря находится еще одно святилище с огромным стоящим Буддой, которого Рама I вывез из лежавшего в руинах Сукхотхая. На стенах изображены ученики Будды. За алтарем, в святилище, находится сидящий Будда в окружении бронзовых статуй своих учеников.
В западной части вата 320 ступеней ведут к вершине Золотой горы, петляя вокруг надгробий, сотен статуй будд и небольших насыпных горок, воплощающих и индуистско-буддий-ские представления о строении Вселенной, в центре которой находится гора Меру. Каждый ноябрь в вате Сакет устраивается праздник, во время которого к вершине Золотой горы устраивается шествие со свечами. Советуем вам совершить восхождение на Золотую гору – ваши усилия сполна вознаградят прекрасные виды на Бангкок.
Территория храмового комплекса – настоящий музей каменной резьбы, бронзовых животных и статуй Будды. Особый интерес представляют изваяния стражей в виде фигур иностранных купцов и китайских полководцев.
Этот вихан – крупнейший в Бангкоке с монументальным и утонченным декором. Вихан стоит на двухъярусной платформе. Входом в него служат массивные тиковые двери, украшенные пятью ярусами резьбы, посвященной образам легендарного леса Химават. Один из этих ярусов выполнил лично Рама II – ныне он экспонируется в Национальном музее. Находящийся здесь 8-метровый бронзовый Будда XIV в, – шедевр скульптурного искусства Сукхотхая.
Бот, построенный около 1839 г., знаменит настенной живописью. Расписанные с применением еще доевропейских законов перспективы панели между оконными проемами бота воспроизводят легенды о предыдущих рождениях Будды. Картины на ставнях изображают небесный город Индры, а роспись на передней стене – сцену искушения Будды Марой.
Продолжение...
 
Парк Лумпхини
Парк Лумпхини – это истинный оазис мира и покоя во всеобщем хаосе. Он находится недалеко от коммерческого центра города, но здесь есть озеро, где можно покататься на лодке, тенистые аллеи и небольшие кафе. По вечерам здесь можно побегать трусцой, а днем устроить пикник. Больше всего народу собирается в парке на рассвете. Тайцы занимаются гимнастикой тай-цзи цюань и пьют змеиную кровь в местных палатках. Тем же, кто не увлекается спортом, можно посоветовать джаз-бары на улице Сой Сарасин (Soi Sarasin), идущей параллельно парку в северной его части.
Продолжение...
 
Лохапрасат
Лохапрасат – розоватое строение, возведенное по образцу древних храмов Шри-Ланки и Индии, имеет множество помещений и играет роль символической обители Будды и его учеников. Это единственное в мире сооружение подобного типа. И хотя входные ворота, как правило, бывают закрыты, монахи, живущие там, всегда откроют их для посетителей. Лохапрасат расположен прямо за ватом Рачанат.
Продолжение...
 
Ват Рачабопхит
В числе его построек – небольшой храм, украшенный в стиле итальянской готики. Обязательно обратите внимание на необыкновенной красоты инкрустации перламутром на дверях и ставнях храма. Гробницы на расположенном рядом королевском кладбище напоминают миниатюрные азиатские ступы или крошечные европейские соборы.
Продолжение...
 
Ват Рачанат
Ват Рачанат датируется 1846 г. В главном святилище сохранилось несколько великолепных росписей, а в необычном по архитектуре вихане (он повторяет образцы бирманских культовых сооружений) возвышается высокий алтарь со статуей Будды.
Продолжение...
 
Ват Рачапрадит
Ват Рачапрадит был построен в середине XIX в. королем Монгкутом, в подражание храмовым комплексам Аюттхаи. Вместе с тем в архитектуре вата просматриваются элементы разнообразных стилей – от ранних тайских традиций до западноевропейских мотивов. Наибольший интерес здесь представляют храмовые росписи, сюжеты которых включают сцены из жизни Бангкока середины XIX в., в том числе и церемонию на Гигантских качелях. В скульптурном декоре пранга во внутреннем дворе особенно впечатляет образ Брахмы с четырьмя ликами.
Продолжение...
 
Чайнатаун
Чайнатаун – это район, лежащий к югу от Королевского дворца и ограниченный с одной стороны Тяупхраей, а с другой – улицей Тяронкрунг. Это один из самых колоритных этнических анклавов в Бангкоке. Изначально китайцы жили возле Большого дворца, но Рама I изгнал их оттуда, освободив место для королевских дворцов. И тем не менее китайцы и сегодня занимают самую колоритную и оживленную часть города. За главными улицами города спрятаны пышно декорированные храмовые комплексы даосских монахов, скрипучие старинные аптеки с лекарствами традиционной китайской медицины, ювелирные магазины, витрины которых сверкают блеском золотых цепочек и ожерелий, и вмещающие всевозможные уличные рынки узкие переулки. Здесь можно найти небольшие храмы, обменные пункты, ювелирные лавки, аптеки, где продаются экзотические средства от угрей и бесплодия, а также напудренные парики и суп из акульих плавников. Заранее подготовьтесь к оживленному движению на улицах.
Одна из наиболее посещаемых и привлекательных достопримечательностей Чайнатауна – вегетарианский зал Бунсамакан. Это старинный китайский храм, украшенный прекрасной резьбой по дереву. Резные элементы входного портика и внутри храма, вокруг алтарей, изображают драконов и других существ китайской мифологии. Есть здесь и миниатюрные копии традиционных театральных сцен, и яркие изразцы, иллюстрирующие китайские легенды.
Восьмиугольные двери по обеим сторонам от главных алтарей ведут во вспомогательные помещения, в частности – в склепы и личные покои священнослужителей Храм оживает только одиножды в году - во время Вегетарианского праздника, прославляющего девять главных китайских божеств.
Старейшая улица в Чайнатауне – Сампенг или сой Сампенг, идет параллельно реке. Построенная в 1870-е гг., эта улица идеально подходит для пешеходов, которым придется проходить мимо тюков с товарами, вываленных прямо на дорогу из старинных лавок. Больше всего здесь рынков тканей и торговцев одеждой, а на западной окраине улицы находится сказочный рынок тканых и кожаных изделий Пхахурат. Ювелирный магазин «Тангто-канг» – впечатляющее семиэтажное здание, построенное по проекту голландского архитектора.
Золотая биржа – это самое красивое здание на Сампенг-Лейн. Старинный фасад, уютные балконы – биржа буквально излучает величие Когда-то это здание было главным центром торговли золотом. Сегодня здесь, как и во многих других магазинах в Чайнатауне, торгуют браслетами и серьгами, тщательно взвешивая их на старинных весах.
Рекомендуем также посетить старый рынок Талат Кау, или лучше всего это сделать ранним утром, когда китайские торговцы и домохозяйки бойко торгуют здесь самыми разнообразными продуктами, домашней птицей и свежими морепродуктами. А до 10 утра здесь можно увидеть необыкновенно зрелищное действо – древняя традиция изготовления фонарей, в настоящее время практически исчезнувшая в Таиланде, сохраняется в небольшом переулке, идущем от сой Исаранупхап.
Большинство зарубежных гостей считают необходимым увидеть знаменитую статую Золотого Будды в вате Траймит (на улице Траймит). Этот храмовый комплекс, расположенный в южном конце Чайнатауна, как магнитом притягивает туристов, хотя сама статуя, довольно посредственная.
Китайцы высоко почитают впечатляющий ват Мангкон Камала или «монастырь драконьего цветка». Центральный храм хранит замечательное собрание религиозных образов, от Будды до даосских звездных божеств.
Продолжение...
 
Ват Патума Конгкха
Когда-то здесь казнили высокопоставленных преступников. С тех времен храм Потума Конгкха претерпел подлинную метаморфозу. Во внутреннем дворике вы увидите длинные ряды золотых Будд. Вас окутает непередаваемое чувство покоя. Однако последний преступник, двоюродный брат короля Рамы IV, короля Монгкута, был забит палками до смерти совсем недавно – в середине XIX в.
Продолжение...
 
Ват Калава
Изначально на места вата Калава находилась церковь построенная португальскими католиками, бежавшими из Аютии в Тхонбури после падения города в 1767 г. С тех времен Ват Калава не раз перестраивался и сегодня имеет довольно нелепый вид. Внутри установлена деревянная кафедра, на витражах изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов. Здесь ежедневно проводятся службы на тайском и китайском языках.
Продолжение...
 
Королевский павильон украшений и монет
В этом павильоне собрана великолепная коллекция керамических монет и серебряных денег, используемых в Таиланде с начала XI в. Поднимитесь наверх, чтобы увидеть королевские короны, драгоценные мечи, расшитые одеяния и резные предметы из ореха бетеля.
Продолжение...
 
Дом Джима Томпсона
Это не слишком впечатляющее строение некогда принадлежало Джиму Томпсону (1906-1967), американскому архитектору и военному офицеру, поселившемуся в Бангкоке в конце Второй мировой войны.
Его безусловной заслугой стало возрождение шелковой индустрии в Таиланде. В 1967 г. Томпсон исчез во время прогулки в джунглях Малайзии.
Томпсон был страстным коллекционером предметов искусства и антиквариата стран Юго-Восточной Азии, и созданный им комплекс из семи старинных тайских домов из тика составил частный музей, хранящий антикварные вещи, керамику и другие редкие древности. В числе самых ценных экспонатов – безголовый Будда VI в., стоящий в музейном саду, томпсоновское собрание голубого и белого фарфора эпохи китайской династии Мин и картины начала XIX в. на сюжеты джатак.
Дом Томпсона стоит на берегу красивого и довольно шумного канала, кхлонга Сэнсэп. Деревянные дома были привезены сюда из разных провинций Таиланда. Плавные изгибы высоких крыш и полированные тиковые полы – типичная особенность архитектуры Центрального Таиланда. В своем стремлении к воссозданию подлинной атмосферы древности Томпсон опирался на древние традиции тайских строителей, в частности, дома подняты на целый этаж над землей. Такой принцип строительства был мерой предосторожности против затопления жилых помещений во время сезонов дождей. Для покрытия крыши Томпсон использовал черепицу, специально изготовленную в Аюттхае, воспроизводя дизайн, типичный несколько столетий назад. Наружные стены были окрашены красной защитной краской.
Во время строительных работ проводились традиционные религиозные акции. Так, для освящения зданий местные астрологи выбрали один из самых благоприятных дней. Строительство комплекса было закончено весной 1959 г. За несколько последующих лет дом и его замечательная коллекция стали пользоваться таким интересом в Таиланде, что Томпсон принял решение открыть свою резиденцию для публики, сделав здесь музей.
Продолжение...
 
Гигантские качели
Туристов поражают огромные красные качели, называемые Сао-чингча, или Гигантские качели. Изначально они использовались в брахманской церемонии, проводимой раз в году. В этот день Шива и Вишну посещают храм. Верующие раскачиваются на качелях все выше и выше, пытаясь схватить зубами мешок с деньгами. Поскольку несколько верующих получили серьезные травмы во время церемонии, она была запрещена.
Продолжение...
 
Ват Сампхатавонг
Иначе этот храм называют ватом Кхо. Он обладает впечатляющим современным ботом, с высокой многоярусной крышей. Храм был основан в период Аюттхаи, почти за сто лет до основания Бангкока.
Продолжение...
 
Ват Траимит
Главная достопримечательность храма Траимит – золотая статуя Будды весом 5,6 т. Ей уже более семисот лет.
В середине 1950-х гг. молодой король Рама IX Пхумипон Адулья-дет решил укрепить значение бангкокских храмов и повелел перевезти в столицу старинные изваяния Будды с разных концов страны. Вату Траймит предназначалась старинная скульптура XIII в. (стиль эпохи Сукхотхай) из далекого северного монастыря. Будду (высота более 3 м) с трудом доставили в Бангкок. В святилище ему предназначалось место на втором этаже, и рабочие готовили подъемные тали. Накануне подъема разразился сильный ливень, под тяжестью статуи (вес ок. 5,5 т) оборвались канаты. Она упала, и от нее откололся кусок штукатурки. Тут-то все и увидели, что на самом деле Будда отлит из чистого золота. Выяснилось, что драгоценного Учителя спрятали под слоем гипса, чтобы спрятать от завоевателей-бирманцев.
Продолжение...
 
Дворец Суанпаккат
Интересно, что в переводе названия этого дворца означает «капустный огород». Однако сама постройка поражает великолепием, этот комплекс один из лучших образцов традиционной архитектуры в Бангкоке. Главное здание комплекса изначально было резиденцией знатного семейства. В 1959 г. здесь жила принцесса Чумпхот Накхон Саван, страстная любительница садоводства и коллекционер антиквариата.
В роскошном парке дворца собраны редчайшие растения со всего света, а также коллекция произведений старинного тайского искусства. Одна из основных достопримечательностей парка – знаменитый Лаковый павильон, построенный из деталей двух разрушенных домов.
Самое впечатляющее здание на дворцовой территории лаковый павильон времен Аюттхаи – ему около 400 лет. Первоначально он служил библиотекой в храме.
Блестящее черно-золотое строение – уникальный образец сиамского декоративного искусства и единственное здание подобного типа, И сегодня оно продолжает восхищать не только своими прекрасными пропорциями, но и покрывающими стены великолепными лаковыми композициями с тончайшими золотыми узорами. Строго распланированные сады вокруг Лакового павильона – приятный уголок среди духоты и загрязненного воздуха Бангкока.
Другие павильоны хранят множество предметов материальной культуры тайцев, самые ценные из которых – гончарные изделия бронзового века, обнаруженные при раскопках в Банчианге кхмерская скульптура, керамика Сангкхалока и многоцветная керамика бенпгяронг. Среди других предметов древности – музыкальные инструменты, прекрасно выполненные копии королевских судов и уникальные древние вьетнамские барабаны датируемые эпохой Донгшон. В павильонах также хранится старинная тайская мебель, бронзовые и каменные статуи (из которых самыми замечательными считаются статуи эпо хи Дваравати и кхмерского периода), китайский и тайский фарфор, мечи, некогда принадлежавшие сиамским воинам, и искусно сделанные опахала, использовавшиеся священниками при отправлении буддийских ритуалов.
Продолжение...
 
Вокзал Хуалампхонг
Главный железнодорожный вокзал города, построенный по проекту голландских архитекторов незадолго до начала Первой мировой войны – самое впечатляющее в Бангкоке здание в стиле ар деко, с огромными сводчатыми потолками, массивными застекленными световыми люками и широкими входами.
Продолжение...
 
Малая Индия
Большинство индийцев в Таиланде интегрировали в местное общество. Исключение составляют лишь маленький район между улицами Чаккрават и Чакпхет и островки индийской культуры близ улиц Силом и Тяронкрунг. На улице Чакпхет, тянущейся от Центрального универсального магазина вниз к реке, расположены магазины, где продаются индийская свадебная одежда и изысканные тайские танцевальные костюмы. Беломраморный Сикхский храм, высотой с семиэтажное здание, был построен общиной купцов-сикхов.
Продолжение...
 
Ват Чаккрават Рачава
Каждый день в вате Чаккрават Рачава происходят китайские похороны. Самая примечательная особенность этого вата – крокодиловый пруд.
Продолжение...
 
Ват Канматуярам
Этот храмовый комплекс датируется 1864 г. Туристов привлекает замечательная чеди, выстроенная в стиле архитектуры Шри-Ланки. В вихане сохранилось несколько ценнейших росписей, ни разу не обновленных со времен написания.
Продолжение...
 
Дом Каллтхиенг
Дом Камтхиенг – строение из тикового дерева, которыми славится Бангкок. Здание построено более 130 лет назад. Это один из лучших образцов архитектуры Северного Таиланда.
Дом был перевезен в Бангкок из северной провинции, чтобы показать типичный старинный тайский дом с навесами, амбаром и сельскохозяйственными постройками. В музее демонстрируются старинные костюмы и резьба по дереву, а также хам йонг («священные яички», резные балки), которые способствовали плодовитости жильцов дома.
Продолжение...
 
Алтарь Эраван
Этот небольшой, но высоко почитаемый алтарь, расположенный на одном из самых оживленных перекрестков в городе, прямо у стен гостиницы «Эраван Гранд Хьят Хотел», посвящен таинственным и вездесущим анимистическим духам и индуистским божествам.
Алтарь был возведен в 1950-е гг. в честь бога Индры и его белого слона Эравана с целью остановить поток бедствий, сопровождавших строительство гостиницы на этом месте, таких как затопление корабля, перевозившего мрамор для отделки гостиничного холла, и гибель нескольких строителей. Для снятия «проклятия» призвали брахманских священников. По их совету был воздвигнут алтарь, и бедствия прекратились.
В настоящее время алтарь – место массового паломничества религиозных фанатиков. Считается, что божества выполнят все пожелания того, кто сумеет умилостивить его. Маленькие резные деревянные статуэтки слонов поддерживают Эравана, высокочтимого божественного трехглавого слона, ездового животного Индры. Паломники испрашивают благословения и помощь или благодарят за ниспосланную удачу. Рядом с алтарем стоят тайские танцовщицы – те из паломников, чьи молитвы были услышаны, могут заплатить им за выступление.
Продолжение...
 
Район Дусит
Дусит – один из немногих районов Бангкока, сохранивших первоначальные элементы городской планировки. Общественные учреждения, университеты и частные школы, королевские дворцы и парки – вот что определяет облик этой части Бангкока. И хотя спекуляции земельными участками и строительство домов и офисных зданий изменили в какой-то степени лицо Дусита, район остается одним из мест, где можно увидеть парки и сады, когда-то украшавшие весь Бангкок и так пленявшие первых путешественников.
Самые популярные у туристов места в Дусите - дворец Титралада (в котором в настоящее время проживает король Пхумипхон Адульядет), изумительный по красоте деревянный дворец Виманмек, здание Национального Собрания (Парламент) и зоопарк Дусит.
На территории парка Дусит находятся, фотовыставка короля Пхумипхона (король – страстный фотограф), а также Музей королевских экипажей. И все же самыми интересными местами парка являются зоопарк и очаровательный дворец Виманмек.
Начните свою прогулку по парку Дусит у вата Бентямбопхита. Он был построен по указу короля Чулалон-гкона в 1899 г. по проекту брата короля принца Нари и итальянского архитектора Геркулеса Манфреди. Облицовка храмового святилища итальянским белым каррарским мрамором обусловила его второе название - Мраморный храм.
Пройдя минут пять вниз по переулку, идущему параллельно улице Рамы V, сверните вправо - на тханон Лаклуанг. Параллельно этому трехрядному бульвару идет дорога, отделенная от бульвара каналом-кхлонгом Пхадунгкрунгкасем. Обе дороги проходят мимо обширного комплекса Дома правительства, доминантой которого выступает готическое здание Куфа. Своим наружным убранством – пышно орнаментированными арками, куполами, колоннами и характерными отвесами крыш над карнизами – это здание больше походит на европейский дворец, нежели на резиденцию премьер-министра Таиланда.
У перекрестка улиц Лаклуанг и Рачадамнён Нок через канал переброшен небольшой, изящный мост. Зеленые кованые перила по обеим сторонам моста ведут к небольшим колоннам, облицованным мрамором. Уличные фонари, кованое убранство которых отличается необыкновенно искусной и тонкой работой, венчают стальные и бетонные столбы. Поверните вправо и пройдите примерно пять минут вниз по изысканной трехрядной улице Рачадамнён Нок - вы окажетесь у парка Дусит.
У входа в парк Дусит, на Королевской площади, возвышается конная статуя короля Чулалонгкона. Ежегодно 5 декабря, в день рождения короля, на площади с помпой проходит красочный парад королевской гвардии.
Продолжение...
 
Дворец Виманмек
Если и есть в Бангкоке элегантное светское здание, то это – красивый и исполненный безмятежного спокойствия L-образный дворец Виманмек, название которого в переводе означает «замок в облаках». Некогда королевская резиденция одного из самых любимых и прогрессивных монархов Таиланда, короля Чулалонгкона, это изящное старинное здание из золотистого тика пронизано утонченной изысканностью. Виманмек - самое большое в мире здание из тика, построенное без единого гвоздя: элементы конструкции скреплены деревянными шпонками. Первоначально оно стояло на острове Си-чанг, на котором сначала была таможня, а затем летняя резиденция Рамы V (Чулалонгкорн). В 1901 г. король-просветитель распорядился перевезти дворец в Бангкок, что и было выполнено.
Во дворце Рама V и его многочисленная семья жили до окончания строительства нового королевского дворца. Когда строительство большого дворца завершилось, в Виманмеке несколько десятилетий жили жены тайских королей, а в 1935 г. старый дворец забросили. В 1982 г. Виманмек отреставрировали и сделали музеем, в котором собрана коллекция вещей, принадлежавших королевской семье.
В трехэтажном здании - 81 комната, не считая веранд и открытых террас. С экскурсией можно осмотреть 30 комнат дворца: залы для аудиенции, концертный зал, жилые помещения в восьмиугольной башне. В одном из залов на первом этаже можно увидеть портрет принца Чакрапонга.
Во дворце собрана хорошая коллекция живописи, предметов искусства и ювелирных украшений. Здесь же можно увидеть королевскую ванную комнату с ду шем - первым в Таиланде. Резервуар заполнялся вручную, а затем король мог принять душ. Виманмек со всех сторон окружен водой: это Канал Ароматного дерева, Стеклянный канал, Серебряный канал и самый знаменитый Нефритовый бассейн, получивший свое название из-за удивительного зеленого цвета воды.
Кроме того, туристам показывают первую в Таиланде электрическую лампочку, печатную машинку марки Underwood и большую чугунную ванну с водогрейным котлом. Все эти вещи Рама V привез из путешествия по Европе в 1897 г. Любопытно, что во дворце к тому времени уже было электричество, но не было системы водоснабжения, и воду для ванной носили ведрами.
Продолжение...
 
Монумент демократии
В 1939 г. был воздвигнут наиболее официозный из всех памятников в Таиланде – Монумент демократии в ознаменование низвержения абсолютной монархии в 1932 г. Памятник был спроектирован скульптором Силпа Бхирасри, итальянцем, принявшим тайское подданство.
Впечатляющий 24-метровый монумент, один из городских ориентиров, возвышается в центре оживленного транспортного кольца. Барельефы на его крыльях с изображением мускулистых людей, усердно и горделиво выполняющих свои обязанности, демонстрирующих военное оружие, выполнены в стиле неореализма. Улица Рачадамнён, идущая между монументом и площадью Санамлуанг, на протяжении многих лет была сценой общественных демонстраций, включая печально известную майскую демонстрацию 1992 г., во время которой по меньшей мере 50 демонстрантов были убиты военными.
Продолжение...
 
Улица Кхаусан
Рынок, лежащий вдоль этой многолюдной маленькой улицы, пользуется популярностью у всех гостей среднего достатка и туристов.
Продолжение...
 
Ват Буаннивет
Ват Буаннивет расположен в северном конце Ратанакосина, недалеко от Монумента демократии. Этот монастырский комплекс занимает важное место в сердцах тайцев – ведь именно здесь обучались и были монахами многие принцы королевской крови, включая нынешнего короля Пхумипхона.
Буаннивет был построен в середине XIX в. и с архитектурной точки зрения ничем не примечателен. Может быть, он так и остался бы неизвестным, если бы не популярность и статус будущего короля Монгкута, избравшего этот комплекс для своего монашеского служения. Монгкут стал настоятелем монастыря, и это сразу возвысило Буаннивет.
Сегодня монастырь резиденция главы буддийской сангхи Таиланда, признанного религиозного лидера в стране. Буаннивет также служит штаб-квартирой приверженцев буддизма тхаммают, небольшого, но довольно сурового ордена, пользующегося большим уважением.
Большая золотая чеди в самом сердце храмового комплекса хранит священные реликвии и останки членов королевской семьи Таиланда. Два вихана, как правило, закрыты для доступа публики. В необычном по форме, Т-образном боте находится замечательная статуя Будды периода Сукхотхая, отлитая в 1257 г. в честь освобождения от кхмеров.
Наибольшее впечатление на зарубежных посетителей вата производят потемневшие росписи на внутренних стенах бота. Монах Кхруа Инкхонг, придворный живописец короля Монгкута, ввел европейскую манеру письма с использованием линейной перспективы и других художественных приемов, привнеся тем самым определенный реализм в традиционные буддийские темы, и отдавал предпочтение исполненным таинственности приглушенным, мрачным тонам.
Продолжение...
 
Ват Интхравихан
Доминанта вата – довольно неуклюжая статуя стоящего Будды, воздвигнутая в 1830 г. За символическую плату вы сможете войти в нее и подняться наверх. Отсутствие больших художественных достоинств у этой статуи компенсируется в некоторой степени открывающимися с вершины 32-метрового изваяния прекрасными видами на город.
Продолжение...
 
Клонги
Диковиной Бангкока можно назвать узкие каналы – клонги, благодаря которым он получил название Восточная Венеция. Каждый клонг имеет свою историю и ведет свою жизнь.
Клонги населяют тысячи жителей, которые родились в маленьких домах на его берегах, живут в них и умирают. Клонг для них ванна, гараж и стоянка для их маленьких лодчонок. На этих лодчонках они отправляются из Бангкока в небольшие деревушки, где покупают фрукты, зелень и рыбу по низкой цене, а затем продают в Бангкоке за более высокую.
Очень часто торговля происходит прямо на воде – на так называемых плавучих базарах. Клонги также относятся к достопримечательностям, которые посещают туристы. Иногда они настолько узки, что из лодки можно дотянуться руками до обоих заросших берегов.
В последнее десятилетие клонги превратились в трудноразрешимую проблему, так как затрудняют строительство новых отелей, торговых предприятий и жилых домов, и даже стали предметом спекуляции, потому что тот, кто владеет клонгом, все равно что владеет нефтеносным участком земли. Канал можно засыпать, а участок продать, причем стоимость таких участков растет изо дня в день пропорционально росту города.
Клонги подвергаются непрестанным нападкам со стороны эпидемиологов и медиков, они считают их источником инфекций. К тому же это настоящий рай для москитов. Но клонги имеют и защитников, и не только среди любителей достопримечательностей и приверженцев таиландской истории и традиционной красоты, но зачастую среди экономистов и урбанистов, которые считают, что они должны выполнять свою функцию: без них просто невозможно представить себе старую часть города.
Первый канал был построен в XVI столетии для перевозки товаров из городов Сиамского залива до тогдашней столицы страны – Аютии. В дальнейшем канал сократил путь между храмом Ват Аруном и теперешним вокзалом в Тхопбурп и ускорил доставку товаров на запад. Расцвет в строительстве каналов наступил в XVIII веке, а через столетие их общая длина достигала нескольких десятков километров. Король Чулалонгкорн (Рама V) построил еще несколько каналов, связавших столицу с провинциальными городами. Тем самым он ускорил их развитие. Во время второй мировой войны количество каналов перевалило за 170 и они перешли в ведение городской администрации, которая не воспротивилась том, что 25 каналов было засыпано. Сейчас 150 инспекционных чиновников следят за чистотой оставшихся клонгов.
Каналы служат как водостоки в период муссонов. Берега клонгов используют под жилища, а также как места торговли и места сбора таиландцев на традиционные праздники. Как говорится в туристических проспектах, прогулка по каналам и посещение плавучего базара входят в обязательную программу даже при кратком посещении Бангкока.
Продолжение...
 
Музей Королевских Воздушных Сил Таиланда
Музей Королевских Воздушных Сил Таиланда основан в 1952 году, чтобы собрать и восстановить все, что относится к войне - немых свидетелей различных периодов истории, включая различное оборудование и самолеты, с момента зарождения тайской авиации до нашего времени. Первоначально музей располагался в ангаре, на западе аэродрома Дон Муанг и был открыт для посещений до 27 марта 1959 года. Сегодняшний музей построен в 1968 году, и его строительство обошлось в 6,635,000 Бат. Официально музей открылся 24 января, 1969 года.
Среди выставленных экспонатов музея - редчайшие типы самолетов, которые больше нигде в мире не сохранились. Многие из них использовались во время войны и сыграли важную роль в становлении и сохранении национальной независимости. Пилотами тайских королевских вооруженных сил получено множество Наград за мужество и героизм. Королевские вооруженные силы Таиланда развивают и расширяют свой музей, чтобы собрать самую полную картину истории Королевских Вооруженных Сил Таиланда.
Тип 10 (Сокол 3) боевой самолет, сыгравший важную роль во время Индокитайской Войны. Во всем мире остался только один-единственный экспонат.
Продолжение...
 
Национальный музей королевских барж
Великолепно украшенные королевские баржи когда-то использовались для ежегодных процессий на реке. Одна из самых красивых - баржа Супханахонг (Счастливый лебедь). Ее длина 44 м, а двигалась она усилиями 54 гребцов. Эта же баржа считается самой древней из всей экспозиции. Она богато украшена, а на носу ее установлена погремушка из лебединого клюва. Баржи слишком стары, чтобы использоваться постоянно, но иногда, например в день рождения короля, их спускают на воду и устраивают красочные представления.
Продолжение...