You are here:     Главная arrow Власть и политика
Власть и политика


Национальные символы Таиланда
Главный и первый символ страны – её название. С точки зрения истории символом государства является его само название на этапе формирования народности. На территории современного Таиланда государственные образования появлялись и исчезали с исторической арены, поглощаемые набегами соседей. Таким образом различных названий было много: Суфаннапум, Ланнатай, Утонг, Саяма (это более древнее название королевства Сукхотай), Айюттая. Даже в XX столетии страна дважды меняла своё название: в 1939 году название Сиам было заменено на Таиланд . Затем с 1945 по 1948 год вновь государство называлось Сиамом, после чего окончательно утвердилось название – Таиланд. При этом интересно что такое название имеет хождение лишь за пределами самого Таиланда. По-тайски официально страна называется двумя названиями: если в предложении говорится о Таиланде, имея в виду его внутреннюю территорию или внутренние дела, то употребляется название Рой Си Сип Као, если же говорят о Таиланде как о государстве в целом, как о субъекте политической карты мира, то употребляется название Пратет-Тай.
Кстати, обращая внимание на вопрос о названии страны, хотелось бы заметить, что тайцы не очень-то любят старое название страны – Сиам. Путешествуя по стране, ее гости никогда не услышат, чтобы сами тайцы когда-либо называли свою страну Сиамом, если речь конечно не идёт конкретно об истории государства или исторических названиях (например Siam Commercial Bank, основанный в 1909 году). Тому есть три причины. Первая – в росте национального самосознания тайцев в первой четверти XX столетия. Ещё при короле Ватчиравуте самоназвание тайцев как народа было заменено на новое (тай) в противовес прежнему, основанному на слове Сиам. Вторая – в том, что с названием Сиам ассоциируется былая бедность и отсталость страны, оказавшейся в конце XIX- начале XX века неспособной защитить свои территориальные интересы от сильных европейских колониальных держав. Третья – в том, что собственное название Сиам олицетворяло имперское тайское государство, включавшее в состав своих территорий часть Камбоджи, практически всю Малайзию и весь Лаос. Даже Сиамский залив из соображений международной политкорректности по просьбе Таиланда на всех картах был переименован c Сиамского на Таиландский. Современное название Пратет-Тай не оскорбляет ни собственного самосознания тайцев, ни, тем более, их соседей Лаос, Камбоджу и Малайзию. В названии Пратет-Тай тайцы видят себя как современную динамично развивающуюся нацию, на равных выступающую на мировой арене, в названии Сиам они видят уничижительный оттенок, намекающий на отсталые народности Сиама, способные лишь ублажать и развлекать туристов. Сиам – это не старое название Таиланда, это – название совершенно исторически другого государства с другим строем, другими границами и территориями, другим народонаселением. Современный Таиланд составлял только часть Сиама.
Продолжение...
 
Белый слон – священное животное Таиланда
Культ животных известен с древнейших времен. Обезьяна, змея, корова, слон наделялись у разных народов священной силой, им отводили почетное место в религиозной практике.
Слон, являясь символом силы, выносливости и ума, всегда вызывал у людей повышенный интерес. Издревле слонов использовали как рабочих животных для расчистки лесов и переноски бревен, а специально обученные слоны принимали участие в военных сражениях. Эти величественные животные сыграли огромную роль и в истории Таиланда: существует, например, мнение, что буддийские храмы возводились именно в тех местах, где слоны, перевозящие реликвии Будды, останавливались на привал. Тем самым слоны способствовали распространению буддизма. До сих пор ни одно праздничное шествие, ни одно торжество в Таиланде не проходит без участия слонов. Богато украшенные, они являют собой незабываемое зрелище.
Особо почитаемы слоны-альбиносы или "белые" слоны. Согласно буддисткой легенде мать Просвященного Sirimahamaya видела сон, в котором белый слон принес ей цветок лотоса и дотронулся до нее своим хоботом в знак того, что ее будущий ребенок будет святым. Белый слон с тремя головами – так описывается индуистский бог Эраван, на котором ездил Индра – бог дождя, грома и войны.
Однако в Таиланде слоны-альбиносы являются не просто священными животными, но и символами королевской власти и собственностью Королевской семьи. Поэтому все появившиеся на свет "белые" слоны немедленно доставляются в Бангкок, где их представляют Его Величеству Королю. До 1932 года "белый" слон был изображен на Государственном флаге Королевства Сиам. А на флаге Королевского флота изображение "белого" слона присутствует до сих пор.
Высшей наградой Королевства Таиланд является "Орден Белого Слона", украшенный бриллиантами. В 1891 году Король Таиланда Чулалонгкорн Рама V пожаловал "Орден Белого Слона" тогда еще цесаревичу Николаю Александровичу Романову во время его визита в Бангкок. В течение этого визита были достигнуты договоренности об открытии российского представительства в Таиланде, что положило начало установлению дружественных отношений между Россией и Таиландом.
Продолжение...
 
Орден Белого Слона (Moha Wahra Bohru)
Учрежден Его Величеством королем Монгкутом Рамой IV в 1861 г. и изменен в 1869 г. Сейчас имеет пять степеней и две медали. Вручается лицам обоих полов. Высшими должностными лицами ордена являются суверен и глава ордена (Его Величество Король), гроссместер (обычно один из старших принцев королевской крови), канцлер, секретарь и King-at-Arms.
Специальная степень: рыцари Большой Ленты.
Вручается лицам в ранге генерала и ему равном.
Инсигнии рыцарей Большой Ленты включают знак ордена, носимый на орденской цепи или на красной шелковой муаровой ленте-перевязи с тонкими плосками по краям – зеленой, золотой и синей (от края внутрь). Лента-перевязь носится через левое плечо, знак носится у правого бедра. Инсигнии включают также нагрудную звезду, носимую на левой стороне груди. В торжественных случаях рыцари Большой Ленты носят поверх униформы шитый золотом шелковый халат-мантию ниже колен с очень широкими рукавами с большой шитой звездой на левой стороне груди.
Орденская цепь состоит из восьми слонов белой эмали с золотым ободком в профиль, с попоной красной эмали, ногами и бивнями, украшенными золотыми цепями. Слоны украшены венками из цветов и розовыми лентами. Звенья со слонами перемежаются с восемью звеньями-монограммами тайских национальных цветов – красного , белого и синего. Центральное звено представляет собой трех слонов белой эмали, одного анфас, двух в профиль, поддерживающих тайский королевский трон под балдахином и двумя восьмиуровневыми королевскими зонтами.
Знак рыцаря Большой Ленты представляет собой круглый золотой медальон, на который наложены три слона белой эмали, один анфас, два по краям – в профиль. Медальон окружен кольцом из бус, которое, в свою очередь, окружено шестнадцатью листьями нануфур темно-красной эмали, разделенных листьями зеленой эмали. Медальон крестообразно обрамлен четырьмя лучами формы, напоминающей fleur-de-lis, зеленой эмали. Между концами этого креста расположены серебряные языки пламени равной длины, сгруппированные по пять. К верхнему концу прикреплен королевский шифр белой эмали, напоминающий букву «S». Знак увенчан тайской королевской короной в сиянии из пучка пальмовых листьев, к которому крепится кольцо подвески.
Нагрудная звезда рыцарей Большой Ленты представляет собой восьмиконечную звезду с четырьмя серебряными концами бриллиантовой огранки, каждый из которых состоит из девяти лучей, сгруппированных по три. Между серебряными концами звезды расположены золотые концы, состоящие из лучей разной длины. На звезду наложен знак ордена, но с меньшей по размеру короной у верхнего конца знака и без сияния.
Продолжение...
 
Административное деление
Таиланд – унитарное государство. Административно-территориальное деление – 73 провинции (тьянчвата): Амнатчарен, Ангтонг, Бурирам, Каласин, Кампхенгпхет, Канкханабури, Краби, Крунг Тхеп Маханакхон (Бангкок), Кхонбури, Кхонкен, Кхумпхон, Лампанг, Лампхум, Лей, Лопбури, Махасаракхам, Маэхонгсон, Мукдахан, Накхоннайок, Накхонпатхом, Накхонпханом, Накхон-ратчасима, Накхонсавам, Накхонситхаммарат, Нан, Наратхиват, Нонгбуалампху, Нонгкхай, Нонтхабури, Паттани, Патхумтхани, Прачинбури, Прачуапкхирикхан, Пхайао, Пхангнга, Пхаттхапунг, Пхетчабун, Пхетчабури, Пхитсанулок, Пхичит, Пхранакхонсиаютхйа, Пхре, Пхукет, Районг, Ранонг, Ратчабури, Ройэт, Сакаео, Саконнкхон, Самутпракан, Самутсакхон, Самутсонгкхрам, Сарабури, Сатун, Сингбури, Сисакет, Сонгкхла, Сукхотхай, Супханбури, Сураттхани, Сурин, Так, Транг, Трат, Убонратчатхани, Удонтхани, Уттарадит, Утхайтхани, Чайнат, Чайяпхум, Чантхабури, Чаченгсао, Чиаигмай, Чианграй, Яла, Ясотхон.
Каждая провинция подразделяется на районы – по состоянию на 2006 год всего насчитывается 796 районов (อำเภอ, «ампхы» (amphoe)), 81 подрайонов (กิ่งอำเภอ, «кинг ампхы» (king amphoe)) и 50 городских районов Бангкока (เขต, кхет (khet)). В каждой из провинций есть один центральный район (อำเภอเมือง, «ампхы мыанг» (amphoe mueang), например, для Чиангмай – это «Ампхы Мыанг Чианг Май» (Amphoe Mueang Chiang Mai). Исключением является Аюттхайя (Ayutthaya), где и провинция и центральный район полностью называются «Пхра Накхон Си Аюттхайя» (Phra Nakhon Si Ayutthaya).
Процесс формирования современного административно-территориального устройства происходил длительное время вплоть до 2002 года. До 1892 года государство вообще не являлось унитарным, так как кроме собственно сиамских территорий, в его состав входили также и зависимые территории: королевство Ланнатай (современная провинция Чанг-Май), королевство Луанг-Прабанг, королевство Вьентьян, частично королевство Чампассак (последние три – ныне территория Лаоса), королевство Камбоджа, малайский султанат Кедах. Эти земли находились под протекторатом Сиама и управлялись своими монархами с согласия короля Сиама. В остальных же (собственных) провинциях управляли князья и принцы, ведущие свой род от старых местных династий, однако, также с согласия столичной администрации короля. В тех провинциях, которые уже многими столетиями входили в состав Сиама и давно уже не имели собственных династий, назначался губернатор. Жалования из Бангкока главы территорий не получали, но они имели право собирать в своих землях собственный налог. Раз в году каждая территория выплачивала налог в общегосударственную казну.

Продолжение...
 
Государственное устройство
Сложившиеся в монкхерском обществе традиции государственного управления были унаследованы тайскими; правителями в качестве цементирующей основы собственного государства. В то же время, будучи ревностными буддистами, они использовали буддийскую модель государственности, повторяющую многие элементы индуистских концепций. Таким образом, в системе организации власти и государственного пространства сочетались принципы индуистских и буддийских концепций. В период государства Сукхотай был заложен базис той традиционной политической и административной системы, которая с некоторыми изменениями просуществовала до Новейшего времени.
Сакральное право на власть правители Сукхотай обосновали через буддийскую концепцию «чакравартина» (всемирного правителя) или, по-тайски, «тякрават». В первое время существования государства власть правителя была скорее номинальной и держалась на буддийской концепции «заслуг», согласно, которой человек, воплощающий наибольшее количество достоинств, соглашается стать правителем и выполняет определенные функции ради народа. В соответствии с концепцией «тякрават» правитель управляет государством на основе священных законов тхаммасат-хам. Эта концепция получила символическое отражение в административной структуре и во всей системе государственного устройства. Согласно ей, правитель, который обладал верховной властью в государстве и покровительствовал буддизму, приводил в движение колесо жизни и становился возничим колесницы (тякраватом). Одно колесо символизировало буддийское учение (дхарма чакра, или тхамматяк), другое – государство (ана чакра, или анатяк). Олицетворением ана чакры считался город Сукхотай, дхарма чакры – Сатчаналай (современный Саванкхалок), ставший важнейшим после столицы религиозным центром государства, куда были помещены священные буддийские реликвии.
В 1350 г. тайский князь мыанга Утхонг основал при слиянии рек Тяопхрайя и Пасак город Аютию и, провозгласив ее столицей, короновался под именем Рамы Тхибоди. Новое государство в 1378 г. захватило значительную часть территории Сукхотаи, прекратившее вскоре свое существование как самостоятельное государственное образование. Короли правящей в Аютии династии, полагая причиной поражения Сукхотаи недостаточную сакрализацию верховной власти, использовали заимствованную у кхмеров индуистскую модель государственного устройства.
Продолжение...
 
Национальная ассамблея (парламент)
Высший законодательный орган – Национальная ассамблея (парламент), состоящая из Палаты представителей - 393 члена (избираются сроком на 4 года) и Сената - 270 членов (назначаются Королем сроком на 4 года). Согласно новой Конституции 1997 г. избираемыми будут обе палаты парламента (500 и 200 членов соответственно). Король имеет право распустить Палату представителей с назначением новых выборов.
Процедура прохождения законов через таиландский парламент обычно включает по 3 слушания - сначала в Палате представителей, а затем в Сенате. В случае внесения последним каких-либо изменений в документ он вновь поступает в нижнюю палату на повторное утверждение, после чего передается на подпись Королю. Последний может в течение 90 дней вернуть принятый закон обратно в парламент. Для преодоления королевского вето необходимо большинство в 2/3 голосов депутатов каждой из палат. Если Король после этого не подписывает законопроект в пределах 30 дней, Премьер-министр объявляет его законом в правительстве.
Помимо принятия законов и утверждения бюджета важнейшей функцией парламента является контроль за деятельностью правительства путем интерпелляции и постановки вопроса о доверии.
Продолжение...
 
Король
Короли бесконтрольно правили Таиландом до 1932 г., когда в результате бескровной революции, возглавлявшейся чиновниками и военными, абсолютную монархию сменила монархия конституционная. Король сохранил важные позиции в современной общественной жизни, его персона считается священной, олицетворяя собой силу, объединяющую общество. При нем имеется Тайный совет (18 членов). Согласно Конституции 1997 г. Король обладает всеми обычными полномочиями главы государства (заключение международных соглашений, назначение на военные и гражданские должности, объявление и отмена военного положения, применение вето, право помилования и т.д.), однако осуществление наиболее важных из них требует контрасигнатуры Премьер-министра или Председателя Сената. Тем не менее, роль таиландского монарха в политической жизни страны, в отличие от парламентских монархий Запада, носит далеко не формальный характер. Благодаря своему традиционно высокому авторитету у всех слоев тайского общества Король непосредственно участвует в принятии многих государственных решений и обеспечивает баланс различных политических сил, особенно в периоды кризисов. В рамках законов Король издает декреты.
Продолжение...
 
Престолонаследие в Таиланде
Как известно, Таиланд с 1932 года является конституционной монархией. Это означает, что всё связанное с монархией, начиная от рождения и кончая смертью монарха, подчинено конституционным актам и законам, регулирующим порядок восхождения на престол, исполнения функций главы государства, перехода королевского титула и власти к преемнику.
К началу XX столетия в королевской династии сложилась непростая ситуация, связанная с определением возможных наследников престола. Даже практика многожёнства не помогла королю Чулалонгкорну (Рама V), имевшему 69 детей, надёжно предопределить порядок будущих престолонаследий без ущерба для господствовавшего в этом вопросе принципа «чистоты крови». Ему, а затем и его сыну королю Ватчиравуту (Рама VI) поневоле пришлось пересматривать многовековой порядок наследования престола, результатом чего стал принятый в 1924 году и действующий доныне Закон о престолонаследии.
Истоки проблемы престолонаследия лежат ещё в периоде правления короля Монгкута (Рама IV; годы правления 1851-1868.). Имея несколько жён и наложниц, он впервые трёх из жён в разное время возвёл в ранг королевы, причём принципа последовательности возведения в ранг королевы не существовало, поэтому одновременно допускалось существование 2-х и более королев. До правления Монгкута самого понятия «королева» в традиционном понимании в Сиаме не существовало. Но, как только появилась такая градация жён, сразу же возникла ситуация неравенства титулов и рождённых от них детей, особенно мужского пола. Принцы, рождённые простыми жёнами и наложницами, уступали в знатности принцам, рождённым королевами. Соответственно и принцип наследования престола опирался на принцип «старшинства титула», а не возрастного старшинства наследников. При этом также важно было, какая из королев раньше получила свой титул и родила сына. Раньше всех титул королевы получила жена короля Монгкута 17-летняя принцесса Соманас Ваттанавади (1834-1851 гг.), и она же первой родила в своём новом статусе сына, однако она умерла при родах, а её сын прожил всего несколько дней. В 1852 году Монгкут возвёл в ранг королевы свою другую жену принцессу Депсириндру (1834-1861 гг.) – которая родила принца Чулалонгкорна (будущего короля Раму V). После смерти королевы следующей королевой стала принцесса Пийямавади Бачариндра Мата (1839-1904 гг.). У неё было от короля Монгкута много дочерей и сыновей, но наследником престола уже стал старший сын от ранее ставшей королевой Депсириндры – принц Чулалонгкорн. Зато три её дочери впоследствии стали жёнами Чулалонгкорна и королевами.
Стоит отметить, что в королевской династии близкородственные браки считались не только вполне нормальным явлением, но даже были очень желательны для сохранения чистоты крови и удержания власти в руках правящей династии.
Продолжение...
 
Правительство (Совет министров)
Исполнительная власть – правительство (Совет министров) во главе с Премьер-министром – лидером наиболее многочисленной фракции в нижней палате парламента, которого формально утверждает Король по представлению председателя Национальной ассамблеи. Как правило, Совет министров формируется на основе многопартийной коалиции. Новый Премьер-министр должен быть утвержден большинством членов Палаты представителей в течение 30 дней после открытия первой сессии очередного созыва. Члены правительства назначаются и смещаются Королем по совету Премьер-министра.
Правительство несет ответственность перед Палатой представителей. Последняя может большинством голосов от общего числа своих членов вынести вотум недоверия Премьер-министру, одновременно предложив другую кандидатуру главы правительства ("конструктивный вотум"). Вотум недоверия может быть вынесен и отдельному министру.
Продолжение...
 
Местное управление
В Таиланде административная система сильно централизована. Основной административно-территориальной единицей в Таиланде является чангват, или провинция. Впервые разделение страны на чангваты было закреплено административной реформой 1892 г. В ведении Бангкока по-прежнему остаются сбор всех налогов и все должностные назначения. Каждая из 72 провинций (чангватов) управляется губернатором, которого назначает министр внутренних дел. Чиновники, направляемые тем или иным министерством или центральным ведомством на работу вне столицы, подпадают под непосредственный контроль губернаторов. Все провинциальные и муниципальные чиновники числятся в штате центрального государственного аппарата.
Провинции в свою очередь, делятся на округа, в которых административные функции выполняет окружной инспектор. В его задачи входят общее управление делами и соблюдение законов, поддержание общественного порядка, обеспечение сбора налогов, наблюдение за деятельностью учреждений образования и здравоохранения, контроль за криминальной обстановкой и охраной общественных земель.
Следующей административно-территориальной единицей является тамбон (община), объединяющая группу деревень. Глава общины выполняет обязанности помощника окружного инспектора, жалованье ему выплачивается центральным правительством.
Низовые ячейки образуют деревни, старосты которых выбирают из своей среды главу общины. Старосты числятся помощниками окружного инспектора, получая за это вознаграждение из государственной казны.
Низовой единицей в сельских районах Таиланда является кампань – сельская община. В крупных селениях с компактным расположением домохозяйств кампань охватывает несколько родственных групп, в которых усадьбы ближайших родственников примыкают друг к другу. При хуторской планировке в состав кампань входят поселения родственных групп, разбросанные подчас на значительном расстоянии.
Домохозяйства, входящие в общину, объединяются в десятки. В обязанности пуянбанъ – главы десятка – входит наблюдение за своевременной сдачей налогов каждым из домохозяйств его десятка, первичный суд, обеспечение охраны усадеб (а иногда и полей), организация общественных работ и т. н. Староста деревни (номинально выборный, а фактически назначаемый властями), его помощники и главы десятков составляют совет деревни.
Продолжение...
 
Тайцы и монархия
Тайцы с удовольствием наблюдают за развитием демократии в стране и не прочь покритиковать зачастую странное и самонадеянное поведение политиков. В какой-то степени они допускают и критику своей культуры. Но тайцы не терпят и малейшей критики в адрес своей монархии. Они с благоговейным почтением относятся к королевской семье – фотографии короля можно увидеть и в частных домах, и в тайских магазинах. Критика монархического института считается противозаконной. Даже простая насмешка в адрес короля или любого другого члена королевской семьи может обернуться тюремным заключением. Во всех городах и деревнях Таиланда каждое утро в 8.00 и каждый вечер в 18.00 по громкоговорителям передается национальный гимн в честь короля и страны, и что бы тайцы в этот момент ни делали, они встают и в полной тишине слушают гимн, выказывая уважение королю. От иностранцев ожидается такое же поведение.
В Таиланде законодательно запрещено топтать деньги. Дело в том, что на всех купюрах и монетах Таиланда изображен король этой страны. Наступать на его изображение - неуважение по отношению к монарху, за которое полагается тюремное заключение.
Биографии членов тайской королевской фамилии
Принц Махидон Адульядейт (01.01.1892 – 24.09.1929 гг.). Полное имя (тайские полные имена представителей аристократии включают в себя собственное имя, титул и определение – т.е. почётный признак) Чао Фа Махидон Адульядейт Кромма Луанг Сонгкла Накарин.
Принц Махидон являлся 69-м ребёнком короля Рамы V (Чулалонгкорн) и 7-м ребёнком королевы Саванг Ватханы. Отец двух тайских королей: Рамы VIII (Ананда Махидона) и Рамы IX (нынешнего короля Пумипона Адульядейта).
В детстве начал получать образование в дворцовой школе для королевских отпрысков (таковых в силу многоженства насчитывалось очень много – до нескольких десятков). В 1905 году был послан отцом на учёбу в Англию, где полтора года проучился в Harrow school, после чего был для дальнейшего обучения переведён в Германию и зачислен в Прусский королевский военно-подготовительный колледж в Потсдаме. В 1912 году отозван отцом обратно на родину, где продолжил обучение в королевской Военно-морской Академии, где и был оставлен преподавателем после окончания и в годы Первой Мировой войны преподавал основы минно-торпедного вооружения. Основал и курировал военно-морской госпиталь Сирирай.
Продолжение...
 
Избирательная система
В Таиланде существуют прямые тайные выборы высших органов власти, в которых участвуют таиландские граждане, достигшие 20 лет. Согласно действующему закону о выборах избирательным правом не пользуются члены горных племен, проживающие в 15 провинциях на севере Таиланда (около 500 тыс. человек), поскольку они не являются гражданами этой страны. Кандидатом в депутаты парламента и провинциальных органов власти может быть любой таиландский гражданин, достигший 25 лет, при условии, что он не занимает оплачиваемой должности на государственной службе и не является служащим на одном из государственных предприятий.
Продолжение...
 
История возникновения политических партий
С 1932 г., когда в стране произошла революция, в политику Таиланда активно включились военные. С тех пор в стране несколько раз устанавливался военный режим и запрещалась деятельность всех политических партий (1958-1968, 1971-1974, 1976-1979).
В тех политических условиях, в которых происходило развитие таиландского общества после революции 1932 г., в стране не было возможностей для длительного существования политических партий. Они, как правило, создавались на время парламентских выборов.
Народная партия, осуществившая революцию в 1932 г., представляла собой малочисленную (всего 114 человек), верхушечную организацию (партия никогда не стремилась к связи с массами), по сути не имевшую четкой программы. Она объединяла разнородные группы, которые преследовали лишь одну общую цель – свержение абсолютной монархии. Когда же эта цель была достигнута, то прежний союз группировок стал распадаться, на первый план выступили классовые интересы участников буржуазной революции.
Неоднородность социально-классового состава участников, революции, узость ее социальной базы, эклектизм политических взглядов ее лидеров предопределили сложный процесс последующего политического развития страны, который ознаменовался острыми политическими катаклизмами и борьбой соперничавших группировок за монополию политической власти.
В острой политической борьбе, развернувшейся в Сиаме в первые послереволюционные годы, радикальное крыло Народной партии потерпело поражение, К власти пришли консервативные силы, представленные руководителями старшей группы Народной партии, выступившими в союзе со старой бюрократией. Политическая власть оказалась в руках верхушки военной и гражданской бюрократии.
После десятилетнего перерыва – 1958–1968 гг. – указ о создании политических партий был обнародован 15 октября 1968 г. Он предусматривал следующий порядок учреждения партии: по меньшей мере 15 организаторов обязаны были сообщить в правительственное бюро, регистрировавшее партии, о намерении создать партию. Они обязаны были также сообщить имена, род занятий всех организаторов, наименование и курс партии. Цели партии не должны были идти вразрез с «демократической формой правительства, с королем как главой его». Регистрация партии разрешалась только после того, как ее организаторы собрали по крайней мере 500 заявлений.
Продолжение...
 
Внутренняя политика
Несмотря на воздействие неблагоприятных факторов, в 2004г. таиландскому руководству в целом удалось обеспечить устойчивую внутриполитическую ситуацию, поступательное развитие национальной экономики, укрепить позиции Таиланда на международной арене и в регионе.
Во внутреннем плане заметно консолидировалась Тай Рак Тай – ведущая партия правительственной коалиции, что способствовало еще большему укреплению позиций премьер-министра Т.Чинавата, особенно на данный момент, как общепризнанного лидера страны.
В 2004 г. экономика Таиланда продемонстрировала темпы экономического роста на уровне 6,1%. Меры правительства по стимулированию внутреннего рынка, в т.ч. программы по повышению благосостояния фермеров, мораторий по кредитам, повышение зарплаты госслужащим, наряду с ростом потребительской уверенности в результате экономической и политической стабильности в стране, низким уровнем инфляции, низкой кредитной ставкой привели к тому, что внутреннее потребление и приток инвестиции продолжали оставаться основной движущей силой в росте ВВП в 2004г.
II пол. 2004г. прошло под знаком приближающихся всеобщих выборов (6 фев. 2005г.). Правящая партия Тай Рак Тай во главе с премьер-министром Таиланда начала новый раунд популистских проектов. С 6 по 10 нояб. в крупнейшем выставочном комплексе Бангкока прошла выставка достижений правительства за последние четыре года. Выставку посетили 200 тыс.чел., при этом затраты на транспортировку посетителей из других городов оплачивали организаторы. Расходы на проведение выставки составили 400 млн. бат (10 млн.долл.). Особый упор был сделан на проекты по развитию сельских районов и борьбу с бедностью.
Было продемонстрировано, что за 3г. премьер сумел выполнить большинство из своих предвыборных обещаний:
Был создан Сельский Фонд (Village and Urban Revolving Fund – VURF), который предусматривал размещение по 1 млн. бат для каждой из 74881 деревень Таиланда на выдачу небольших кредитов. Целью данной схемы является стимулирование развития сельских районов путем создания специальных фондов для выдачи револьверных кредитов на создание рабочих мест, повышение квалификации, расширение мелкого и кустарного производств, и другие, в т.ч. экстренные нужды;
С 2002г. объявлен мораторий по кредитам, выданным ранее фермерам на приобретение транспортных средств и с/х техники. Общая сумма кредитов составила 3,6 млрд. бат;
С 2002г. введены дотации на медобслуживание. В соответствии с «30 батовой схемой», любое посещение врача должно обходится пациенту в 30 бат (0,75 долл.), включая лекарства. Реальные расходы дотируются государством;
Выделено 78 млрд. бат (2 млрд. долл.) на строительство 1 млн. домов для малоимущих. В ходе выставки была организована лотерея для розыгрыша домов этого типа.
Продолжение...
 
Парламентские выборы
В декабре 2007 г. в Таиланде прошли парламентские выборы - первые после бескровного военного переворота в сентябре 2006 года, когда от власти было отстранено правительство Чинавата. В результате выборов "Партия народной власти", в которой объединились сторонники экс-премьера Таиланда Таксина Чинавата, победила на выборах, завоевав 233 места в нижней палате парламента. Второе место с 165 местами досталось главному противнику "Народной власти" - Демократической партии».
Продолжение...
 
Внешняя политика
Таиланд является членом ООН и входит в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанскую экономическую конференцию.
С 1946 г. до середины 1970-х годов он был союзником США в период холодной войны и получал американскую военную помощь. В годы войны во Вьетнаме на территории Таиланда размещались американские воинские подразделения.
В 2004 г. внешнеполитический курс характеризуется прагматизмом и растущей самостоятельностью, расширилось вовлечение Таиланда в общеазиатскую структуру сотрудничества. Бангкоку удалось заметно подкрепить свои претензии на неформальное лидерство в АСЕАН, заручиться консолидированной поддержкой группировки своего кандидата на пост генерального секретаря ООН. Поступательное развитие получили союзнические отношения с США, всесторонние связи с ведущими внешнеполитическими партнерами, включая Японию, Китай, Индию.
Таиланд в полной мере участвует в международных и региональных организациях. Он разработал тесные связи с другими членами АСЕАН – Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Брунеем, Лаосом, Камбоджой, Бирмой и Вьетнамом. Министры экономики и иностранных дел проводят ежегодные встречи.
В последние годы Таиланд принимает все более активную роль на международной арене. Когда Восточный Тимор получил независимость от Индонезии, Таиланд впервые в своей истории ввел войска в рамках миротворческой миссии. Его войска остаются там сегодня как часть миротворческих сил ООН. Таиланд участвует в Организации американских государств (ОАГ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Таиланд направил войска для восстановления в Афганистан и Ирак.
Дипломатические отношения Таиланда и России были установлены в 1896 г. Однако добрые отношения между Россией и Сиамом, точнее, между двумя монархами начались за несколько лет до этого. В 1883 году цесаревич Николай, будущий российский император Николай II, совершал большое путешествие вокруг света. После посещения Японии и Индии он добрался до Таиланда, где был встречен с королевскими почестями королём Рамой V. Монархи очень понравились друг другу и быстро подружились. Сами тайцы трактуют эту дружбу как сближение Востока и Запада. В 1886 г. Рама V в сопровождении принца Ваджиравуты нанёс ответный визит в Петербург.
После завершения европейского турне Рамы V между Россией и Сиамом установились дипломатические отношения. Большая группа российских специалистов, в том числе и военных, отправилась в Бангкок вместе с российским послом действительным статским советником А. Е. Оларовским. Карл Фаберже создал здесь более сотни произведений, в том числе и несколько изваяний Будды. Сиамская коллекция Фаберже (третья по величине в мире) за исключением двух предметов находится сегодня в собственности королевской семьи.
Продолжение...
 
Вооруженные силы
В Таиланде на военную службу сроком на 24 месяца может быть призван каждый мужчина в возрасте от 21 года до 30 лет.
В 1994 г. в вооруженных силах состояли 246 тыс. человек. В нерегулярных частях служат около 10 тыс. человек.
Основу современной военной политики страны составляет оборонительная доктрина, направленная на построение армии, её оснащение и вооружение, её тактическое базирование преимущественно в целях обороны.
Однако, так было не всегда. В период военной диктатуры фельдмаршала Пибунсонгкрама военная политика строилась по законам милитаристического государства, имеющего территориальные претензии. В те времена, с конца 30-х до конца 40-х годов, армия строилась по законам наступательной тактики. Армия Таиланда в разные времена воевала против Франции, Японии, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи.
В 50-х – 70-х годов в период Индокитайских войн и последующих многочисленных военных переворотов и революций в соседних странах – Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, военная обстановка на границах страны была не просто взрывоопасной, а фактически являлась пограничной войной. В эти годы территория Таиланда в её приграничных зонах неоднократно становилась театром военных действий против вторгавшихся войск Вьетнама (в период его войны с США, а затем с Камбоджей), Лаоса (в его послереволюционном периоде), камбоджийской армии красных кхмеров.
Помимо регулярных воинских частей соседних стран, на территорию Таиланда вторгались партизанские бригады коммунистических боевиков, к которым нередко присоединялись и собственные красные бригады – боевые подразделения подпольной коммунистической партии.
Комплектование армии осуществляется в Таиланде на основе смешанной системы: контрактной службы и призыва на обязательную срочную службу, срок которой составляет 2 года для сухопутных частей, 3 года – для военно-морского флота. Возраст призыва – 20 лет. При наличии уважительных причин, не связанных с состоянием здоровья, каждый призывник пользуется правом самоотсрочки – заявивший в органах военного комиссариата своей территории о необходимости самоотсрочки призывник вносится в списки призыва на следующий год. При этом доказывать степень уважительности причин призывник не должен – достаточно его заявления и указания причины, которую он для себя считает уважительной. Повторной самоотсрочки не предусмотрено. Обязательные отсрочки предусмотрены для студентов, а также лиц, имеющих на иждивении нетрудоспособных родителей при отсутствии иных родственников, могущих осуществлять заботу о них.
Продолжение...