You are here:     Главная arrow Центральный Таиланд arrow Сукхотхай
Сукхотхай
Сукхотхай («счастливое место») был столицей первого на территории Таиланда независимого королевства. Сейчас это самый важный в стране археологический объект как для историков, так и для любителей древностей. Здесь можно увидеть великолепные образцы художественных и архитектурных памятников королевства, распространившего в свое время влияние на западе до Вьентьяна в Лаосе, на востоке – до Пегу в Мьянме и на юге – до Накхонситхаммарата. Изначально стратегически важный аванпост кхмеров, город Сукхотхай в 123 г. был объявлен двумя тайскими принцами центром независимого от Камбуджадеши королевства. Город рос и развивался вплоть до возвышения Аюттхаи в 1378 г.
За относительно короткий период времени владыкам Сукхотхая удалось завоевать многие княжества региона и создать самую могущественную для того времени державу в Юго-Восточной Азии. Первые сукхотхайские короли исповедовали философию скорее политической власти, нежели военной силы, и признавали важность уважительного отношения к людям.
Золотой век Сукхотхая - замечательный период политического, культурного и религиозного свободомыслия - наступил с воцарением короля Рамкамхенга (правил 1275-1318), прославившегося в тайской истории просвещенным правлением. Рамкамхенг обессмертил свое имя не только как выдающийся полководец, но и как революционер в экономике - он ввел беспошлинную торговлю, кроме того, его считают изобретателем современного тайского алфавита. Великий религиозный деятель, он активно способствовал утверждению в стране буддизма тхеравады. Рамкамхенг был на удивление человеколюбивым правителем. Легенды хранят молву о том, что он управлял не сходя с трона, и люди могли свободно обратиться к нему, позвонив в колокол, висевший снаружи дворца.
Королевство Сукхотхай было практически забыто жителями Сиама. Лишь в 1782 г., с воцарением в Бангкоке династии Чакри, положение изменилось. Стремясь узаконить власть, Рама I (правил 1782-1809) собрал сотни сукхотхайских статуй и украсил ими отстроенные храмы и монастыри. Некоторые из его строительных проектов были призваны возвеличить сукхотхайские прототипы, а мифология древнего королевства обрела вторую жизнь.
Работы по реставрации Сукхотхая начались в 1977 г. и завершились спустя 16 лет открытием Национального Исторического парка Сукхотхая. Отреставрированные строения города, объявленного ЮНЕСКО всемирным достоянием, дают наглядное представление о «золотом веке» Сукхотхая.


Национальный музей Рамкамхенга
Национальный музей Рамкамхенга расположен в современном и просторном здании у входа в центральную зону Исторического парка Сукхотхай. В музее экспонируются статуи Будд периода Сукхотхая, уникальная керамика из Саванкхалока и Си Сатчаналая, кхмерская пластика и другие предметы материальной культуры. Самый впечатляющий экспонат музея – бронзовый идущий Будда.
Особое внимание посетителям музея советуем обратить на экспонаты на первом этаже: макеты древнего города и модель четырехсторонней колонны, на которой, как принято считать, сохранилась самая ранняя надпись на тайском языке. Предметы бытового обихода и сельскохозяйственные орудия демонстрируют уровень жизни простых людей раннего Сукхотхая. На втором этаже выставлены в основном типичные для Сукхотхая статуи Будды.
Скульптурные композиции поражают разнообразием, Это и кхмерские жертвенники фаллической формы, и коллекция лепных храмовых украшений в виде слонов. К западу от музея возвышается статуя короля Рамкамхенга, сидящего на троне Манангасила. Исторический трон, якобы обладающий магическими свойствами, был обнаружен в 1833 г. королем Монгкутом и ныне хранится в Национальном музее в Бангкоке.
Продолжение...
 
Ват Махатхат
Религиозный центр древнего Сукхотхая – огромный ват Махатхат, бывший одновременно и королевским храмовым комплексом, и самым важным буддийским монастырем в Юго-Восточной Азии. Лежащий в руинах ват Махатхат сохраняет свое значение как один из первых и самых прекрасных культовых ансамблей тайских королевств. Храмовый монастырь, основанный первым королем Сукхотхая Си Интхратхитом (1240-1270), расширили и преобразовали его преемники, в частности Рамкамхенг и Лотхай (1318-1347).
Ступа была возведена королем Лотхаем для хранения священных реликвий, пожертвованных монастырю монахом из Шри-Ланки. Памятник был смоделирован по образцу сингальских сооружений, однако получил собственную архитектурную интерпретацию, как, например, высокое ступенчатое основание и завершение в виде бутона лотоса – классической архитектурной формой Сукхотхая.
Продолжение...
 
Другие достопримечательности Сукхотая
Чуть западнее вата Махатхат находятся нерасчищенные фундаменты Королевского дворца Рамкамхенга, построенного почти целиком из дерева. В эпоху Сукхотхая из камня возводились только культовые строения. Именно здесь, на месте дворца Рамкамхенга, король Монгкут обнаружил в 1833 г. знаменитый трон Манангасила.
Одна из самых интересных построек – ват Сисавай – поражающее воображение святилище в кхмерском стиле, состоящее из трех, близко расположенных друг к другу прангов колосовидной формы, возведенных в начале ХШ в, королем Ангкора Джайяварманом VII и переделанных в XIV– XV вв. Это уникальное святилище первоначально посвящалось индуистским божествам, а позже было перестроено в соответствии с буддийскими канонами.
Из всех сукхотхайских монастырей наиболее живописно расположен ват Трапхангнген («ват серебряного озера»), красиво возвышающийся на маленьком острове в центре искусственного водоема. Это главная сцена празднования Лой крат-хонга, Монастырский комплекс включает изящную чеди с вершиной в форме бутона лотоса, построенную по подобию чеди вата Махатхат.
Еще один комплекс - близлежащий ват Саси. В его храме находится прекрасно отреставрированная большая статуя Будды. На территории вата сохранилась также небольшая, окрашенная в черный цвет статуя идущего Будды.
Храм Сантапа-дэнг, башнеобразного типа – наследие кхмеров. Сооружение имеет четыре портика и статуи в ангкорском стиле, что позволяет датировать этот памятник началом XII в.
Ват Сорасак, построенный в 1412 г., славен святилищем, основание которого поддерживают отреставрированные статуи слонов, а также колоколообразной чеди в стиле классической шри-ланкийской архитектуры.
Основанный в XIII в., Сукхотхай со временем превратился в главный центр художественного творчества. Стремясь отстоять культурную самобытность перед некогда господствовавшими кхмерами, короли Сукхотхая отвергли исповедовавшийся последними буддизм махаяны и приняли буддизм тхеравады, проникший в Таиланд из Шри-Ланки. Восприятие тайцами художественных традиций других азиатских культур, в том числе – по иронии судьбы – и художественных традиций кхмеров, определило развитие местного самобытного тайского искусства.
Несмотря на то что период существования королевства Сукхотхай был относительно коротким, он стал исключительно плодовитым и разнообразным в творческих проявлениях. В архитектуре, скульптуре, керамике и живописи прослеживается чувство прекрасного и та утонченность, которая и определяет глубину и жизненность сукхотхайского искусства.
Продолжение...
 
Ват Пхрапхайлуанг
В полутора километрах к северу от вата Махатхат расположен «монастырь великого ветра». Построенный в XII в. кхмерами как индуистский культовый центр, он был переделан в буддийский монастырь после падения Кхмерской империи. До наших дней сохранился только один из храмовых прангов. К сожалению, многие из бесценных индуистских и буддийских статуй были похищены в 1950-е гг.
Внимание туристов всегда привлекает ряд огромных гончарных печей для обжига керамики. Они использовались для изготовления разнообразных керамических изделий – от глазурованных изразцов до сангкхалокских сосудов.
Один из самых впечатляющих буддийских памятников в Сукхотхае – гигантская статуя Будды, находящаяся внутри квадратного вата Сичум. Эта статуя, датируемая концом XIV в., являет Будду в позе победителя демона Мары.
К западу от старого города расположены несколько кирпичных храмов и древний водоем, который был отреставрирован и ныне служит источником свежей воды.
Восхождение к расположенному на вершине очень крутой горы вату Сапханхин («монастырю каменной горы») довольно утомительно. Путь лежит по петляющему лабиринту каменных ступеней, однако упорство тех, кто достигнет вершины, будет сполна вознаграждено возможностью лицезреть гигантскую статую Будды. Будда, с поднятой в знак защиты мира рукой, как будто благословляет долину, город и даже случайного путешественника из Европы,
Южнее Сукхотхая памятники известны главным образом благодаря сохранившимся в них уникальным образцам лепнины. Вандалы лишили большую часть древних памятников их бесценных лепных украшений, в числе которых были изваяния божеств, стоящие слоны и величественные гаруды. Самый впечатляющий из сохранившихся комплексов – ват Четупхон, в котором находятся два высоких стуковых Будды – стоящий и идущий.
До расположенных к востоку от Сукхотхая памятников не так легко добираться, а окружающий ландшафт суров и довольно скучен. Большинство храмов избежали реставрационных работ и благодаря этому сохранили свой изначальный облик, в отличие от памятников, расположенных в черте старого города. Особого внимания заслуживают чеди вата Чанглом со статуями слонов, отличающаяся красивыми пропорциями чеди вата Тедисунг, ват Трапхангтхонг с его высоко почитаемой тайцами статуей Будды и ват Трапхангтхонгланг, знаменитый лепными украшениями на стенах мондопа.
Продолжение...